В морской воде
Выпускаемые нашей промышленностью подвесные моторы не имеют специальной противокоррозионной защиты для
работы в морской воде и в условиях влажного тропического климата (исключением являются ПМ "Ветерок'' в морском исполнении, которые экспортировались небольшими партиями за рубеж.
Для моторов в обычном исполнении можно дать следующие рекомендации (впрочем, они не помешают и при эксплуатации "морских" моторов).
При работе двигателя в соленой или загрязненной (илистой) воде в системе охлаждения происходит отложение минеральных солей. Если эти отложения своевременно и регулярно не удаляются, происходит их накопление, которое ведет к сужению и даже к полной закупорке каналов. Кроме того, эти отложения представляют собой теплоизоляционный слой, препятствующий теплообмену между цилиндром и охлаждающей водой.
Зарубежные модели оборудованы встроенным штуцером для облегчения операции промывки. В качестве дополнительного оборудования имеется устройство для промывки.
Возможное выполнение устройства для промывания системы охлаждения на моторах "Ветерок" показано на рис. 1. Промывать двигатель следует в течение не менее 5 минут; при этом давление воды должно быть не менее 140 кПа. Надо следить за вытеканием воды из контрольного отверстия. Если этого не происходит, следует прочистить водозаборные и контрольное отверстия системы охлаждения, поработать на включенной передаче и при необходимости разобрать мотор для проверки всего тракта охлаждения.
На заросших акваториях
Водоросли могут легко забить водозаборные отверстия системы охлаждения и вызвать перегрев мотора. Водоросли, намотавшиеся на гребной винт, могут вызвать повышенную вибрацию.
Двигаясь на малом ходу, поворачивайте несколько раз мотор вокруг вертикальной оси и работайте иногда на реверсе, чтобы сбросить водоросли с гребного винта.
Регулярно проверяйте наличие струйки воды из контрольного отверстия системы охлаждения. При необходимости откиньте мотор на фиксатор наклонного положения, чтобы снять водоросли, о наличии которых будет говорить появившийся измененный (басовитый) звук работы мотора.
Можно предложить простое устройство для срезания водорослей, описанное в "Катерах и яхтах" №53 за 1975 г. (рис. 2) применительно к мотору "Салют".
На мелководье
В подвеске отечественных моторов нет устройства откидывания ПМ и уменьшения осадки при работе на мелководье. Для ПМ: А - упор в нерабочем положении моторов "Ветерок" в течение ряда лет производилось (и продавалось отдельно от ПМ) несложное устройство, предназначенное для этой цели (рис. 3).