Как известно, работа мотора во многом зависит от технологических условий его монтажа и демонтажа. А о какой культуре производства работ можно говорить в полевых условиях? Не намного лучшими условиями может похвалиться наш водномоторник и при работе на причале. И все же стремиться к улучшению этих условий по возможности надо каждому.
Есть и еще одно соображение. Когда человек вскрывает мотор лишь изредка, а так и бывает у хорошего хозяина, он может просто забыть кое-какие подробности и порядок технологических операций. Ему очень кстати будет подробное описание их.
Хочу в этом плане поделиться опытом.
Самое сложное и трудное — это снятие и установка поршня на шатуне и в цилиндре. У меня мотор "Привет-22". Думаю, что сборка-разборка этого узла не легче и на других моторах.
Для извлечения из поршня шатунного пальца и его запрессовки я не пользуюсь выколоткой, так как это портит посадочные места в бобышках поршня (главным образом из-за перекосов пальца при запрессовке). Для этой операции изготовлено приспособление (рис. 1), которое содержит: разрезную коническую муфту 1, гайку под вороток 2, гайку под ключ 3, упорную скобу 4, винт с конической головкой 5 и шайбу 6.
Муфту 1 закладывают 8 осевое отверстие шатунного пальца и раздают до упора в стенки пальца при помощи конической головки винта 5, для чего затягивают гайку 2, вращая ее воротком. Затем собирают детали 4, 6 и 3 на винте 5 и, вращая гайку 3, извлекают палец из бобышки поршня.
Так же точно производят и запрессовку пальца в поршень. Для запрессовки винт должен быть длиннее, чем для извлечения, на размер диаметра поршня.
Самой трудной, долго не поддававшейся применению приспособлений, оказалась сборка поршня на шатуне. Эта операция осложняется неразборностью головки шатуна, содержащей, к тому же, бессепараторный (насыпной) игольчатый подшипник.
Порядок работ был принят следующий.
Надо собрать кольца на поршне при помощи стяжного хомута (рис. 2) и трех лепестков из тонкой стали размером приблизительно 4x30; ими поддевают кольца, чтобы они прежде времени не западали в канавки поршня.
Для дальнейших операций придется изготовить приспособление (рис. 3), состоящее из винта 1, гайки 2, вставки резиновой 7, стакана 9 и гайки 10. Вставка 7 имеет наружный диаметр из расчета монтажа игл 8 с некоторым натягом. До монтажа поршня на шатуне необходимо запрессовать палец шатуна 3 в нижнюю бобышку поршня 4 так, чтобы он выступал из нее внутрь поршня миллиметра на четыре, и надеть на этот выступ шайбу 5.
Далее, не заводя поршня в сборе на головку шатуна 6, следует собрать в головке шатуна игольчатый подшипник. Для этого надо вставить в головку шатуна вставку резиновую 7 и заполнить наполовину промежуток для игл 8 детским пластилином, а затем собрать в нем иглы. Теперь можно завести поршень в сборе (3 и 4) на головку шатуна 6, наложить на нее вторую шайбу 5 и продеть всю эту сборку винтом 1 с гайкой 2. На выступающий из поршня 4 конец винта 1 надо надеть стакан 9 и навинтить гайку 10.
После этого можно спокойно продолжить запрессовку пальца 3 на его рабочее место, но теперь уже — подтягиванием гайки 10, придерживая от проворота ключом за гайку 2. Когда палец 3 встанет на свое место, а вставка 7 окажется внутри стакана 9, конструкцию можно разобрать, закрепив палец 3 от осевого смещения защелками (на рисунке не показано).
Теперь можно завести на место цилиндр, насадив его на поршень 4 и далее. Но добиться прохождения цилиндра через кольца будет легче, если кольца предварительно обжаты хомутом (см. рис. 2).
При предварительной запрессовке пальца в поршень необходимо проверить, правильно ли ориентированы окна поршня.