Подсказывала перспективный путь и собственная интуиция гонщика и инженера-конструктора: не хотелось соглашаться с существующей мировой практикой использования в качестве двигателей мощных подвесных моторов исключительно двухтактного двигателя. Ведь в то время и в небе, и на земле вопрос "двухтактные—четырехтактные" давно и однозначно был решен в пользу четырехтактных. Их неоспоримые преимущества предопределены уже самим четырехтактным процессом, несколько приблизиться к которому двухтактный двигатель может только очень дорогой ценой (раздельная смазка; впрыск топлива в цилиндр при закрытых окнах и т.д.).
С другой стороны, огромные речные и озерные акватории России и Украины, десятки тысяч километров морских побережий, множество районов, куда добраться можно только водой, для народнохозяйственных нужд, для обороны, спорта и туризма требуют мотора, не похожего на импортные, работающие на специальных топливах и маслах, требующие спецобслуживания. Нам нужны моторы-работяги — надежные, всеядные, ремонтопригодные, выдающие мощность в любых обстоятельствах.
Тут напрашивается аналогия с танком Т-34, крылатыми судами Р.Е. Алексеева, автоматом Калашникова и другими непревзойденными шедеврами конструкторской мысли...
Такими общими соображениями я руководствовался при выборе концепции мощного четырехтактного подвесного лодочного мотора. Только к началу 1993 года эта концепция сложилась окончательно.
Задуманный мотор должен был быть:
- 1. Четырехтактным, автомобильным (в основе);
- 2. С коленвалом, расположенным перпендикулярно поверхности воды;
- 3. С отдельным карбюратором на каждый цилиндр;
- 4. С генератором автомобильного типа, но без специального привода;
- 5. С электронной системой зажигания со статическим распределением зажигания и автоматическими управляющими датчиками детонации;
- 6. С минимальными механическими потерями в трансмиссии;
- 7. С минимальным гидравлическим сопротивлением подводной части;
- 8. С водяной помпой и масляным насосом, которые можно заменить на транце за 8-10 минут;
- 9. С массой на уровне лучших образцов двухтактных моторов подобной же мощности;
- 10. Ремонтопригодным, с возможностью ремонта в любой автомобильной СТО;
- 11. Работающим на отечественных топливах и маслах (рядовых).
Чем я располагал для решения этой задачи? Был богатый опыт конструктора и гонщика с юношеских лет. Было желание сделать надежный отечественный мотор... самый, самый по всем показателям. Была стопроцентная уверенность в возможности разработать, изготовить и довести такой мотор, а в перспективе — и организовать его серийное производство на базе ракетно-космических технологий.
Не было многого. Достаточно сказать, что не было самого важного — финансирования, а отсюда — конструкторского бюро, базового двигателя, испытательного бокса, лодок и т.д.
Спонсора я в конце концов нашел. Это был человек, который не считал, как многие другие, что, если на западе "так не делают", то и нам не следует, а поверил в наше дело окончательно и бесповоротно.
Дмитрий Викторович Блажкунов был директором малого предприятия "Содействие", благодаря ему мы постепенно создали все элементарно необходимое для работы. У нас есть КБ (арендуем помещение), мотор, который мы создали, изготовили и начали испытания, испытательный бокс, катер "Сигма" для обеспечения испытаний. На последнем этапе в работу включился директор спортивно-оздоровительного комплекса "СОК" — Николай Дмитриевич Савкин.
Сейчас нашими разработками заинтересовалось ракетно-космическое КБ "Южное". Готовимся к проведению длительных всесторонних испытаний и прорабатываем вопрос серийного производства на базе Южного машиностроительного завода.
А теперь подробнее о самом моторе.
В качестве основы выбраны двигатели семейства BAЗ2108:
Модификация | Объем цилиндров, см3 | Максимальная мощность, л.с. |
21081 | 1100 | 65 |
2108 | 1300 | 75 |
21083 | 1500 | 90 |
Любой из них устанавливается на одну и ту же ходовую часть ("ногу’'). Выбран самый легкий, экономичный и надежный из отечественных двигателей. Однако без изменений использованы только блок цилиндров, поршневая группа, коленвал с шатунами и подшипниками, головка блока с распределительным валом и клапанами, т.е. детали и узлы, подверженные естественному износу и легко заменяемые в любой автомобильной СТО. Остальные узлы и детали — оригинальные, износа практически не имеющие.
Двигатель установлен маховиком вниз. Маховик облегчен и имеет функции в системе смазки. Система смазки — с сухим картером. Шестерни штатного маслонасоса удалены. Масляный насос ВА32101 расположен непосредственно в масляном баке.
Каждый цилиндр имеет отдельный карбюратор (не автомобильный) с впускным патрубком, рассчитанным на эффект резонансного наддува (на фото патрубки не показаны). Карбюраторы — бесполлавковые, имеют неограниченный ресурс (кроме заслонок в нем нет движущихся деталей). Привод заслонок сблокирован, легко регулируется. Разработано оригинальное пусковое устройство.
Подача топлива осуществляется штатным бензонасосом, перенесенным на другую сторону двигателя и повернутым на 90°.
Система зажигания — оригинальная, с автоматическими управляющими датчиками детонации. Сейчас работает система с механическим бесконтактным токоразносчиком, в дальнейшем будет использоваться со статическим распределением зажигания.
Система электропитания — автомобильный генератор ("ЗАЗ"); мощность — 350 Вт, подшипники удалены; ротор доработан и закреплен на конусе, установленном на штатной зубчатке привода водяного насоса двигателя.
Система запуска — электростартер автомобильный ("ЗАЗ"). Имеется шкив для аварийного запуска и регулировки.
Дейдвуд имеет технологичную сварную конструкцию Маслобак расположен внутри дейдвуда.
Капот и поддон — изготовлены из армированного углепластика.
Подвеска — как у всех современных моторов.
Широко используется гидравлика, обеспечивающая: запирание защелок заднего хода; управление реверс-редуктором; подъем и наклон мотора на ходу.
Насосная станция — двигатель.
Максимальный диаметр подводной части — 80 мм, против 100-110 у импортных аналогов. Геометрия подводной части — по профилям ЦАГИ.
Выхлоп — над антикавитационной плитой.
В конструкции мотора широко использованы морские коррозионностойкие сплавы алюминия, нержавеющая сталь; продуманы все виды коррозионной защиты.
Масса мотора в штатном исполнении - 100 кг, что на 20-30 % ниже импортных двухтактных аналогичной мощности.
Мотор рассчитан на высоту транца 508 мм, т.е. подходит, например, для новейших лодок PL-490 Мариупольского судостроительного завода "Плаз" или "Стрелы-3", "Амура-7" Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения.
Движительно-рулевой комплекс имеет несколько модификаций:
- 1. Классический гребной винт.
- 2. Два соосных гребных винта противоположного вращения.
- 3- Водомет.
Работы ведутся по всем модификациям.
Узлы и системы мотора будут защищены 12 патентами, поэтому ряд интересных подробностей я пока опускаю до завершения патентования.
В штатном исполнении мотор будет эксплуатироваться в герметичном, легкоразборном капоте, конструкция и дизайн которого отработаны.
Мотор самой первой комплектации имеет наружный маслобак и классическую "ногу". В штатной комплектации, как уже отмечалось выше, дейдвуд и подводная часть будут иметь оригинальную конструкцию с маслобаком внутри дейдвуда.
Мотор первой комплектации уже прошел 20-часовые стендовые испытания и 10-часовые ходовые на лодке типа "Дельта". Прошел успешно. По крупному — все, что мы ожидали получить, мы получили. Заключение о целесообразности конструкции отдельных узлов и деталей будет сделано позднее — после проведения длительных ходовых испытаний.
Назван мотор — "Сокол". Почему? Образ навеян старой казацкой символикой. Так и слышатся дерзость, уверенность, скорость. мощь. Пикирующий сокол — герб Украины. Это как бы символ связи прошлого с настоящим...
Окончание конструкторских работ по нашему мотору, проведение испытаний, постановка серийного производства, создание новых моделей — потребуют значительных средств. Поэтому каждый, кто хочет помочь делу средствами и участием, не окажется лишним, а с пользой для себя и для общего дела поможет восстановлению нашего национального достоинства. Уточню, что говоря "наша страна", я имею в виду не Украину или Россию, а пространство СНГ.