Выпуск в сентябре прошлого года новых четырехтактных подвесных моторов и заключение партнерского соглашения с ОМС свидетельствуют о решимости Suzuki Motor Corporation закрепиться на мировом рынке.
"Прошло то время в производстве подвесных моторов, - считает Роберт Гринвуд, главный редактор "IBI", — когда все, что требовалось производителю для рыночного успеха, было иметь хороший мотор. Сейчас конкурентная борьба еще жестче, чем в 80-е годы, когда на рынке произошел резкий спад. Доходы производителей значительно упали из-за введения законов об охране окружающей среды, что вынуждает инвестировать огромные средства в научные разработки.
В сравнении с ДВС другого назначения общий объем продаж морских двигателей весьма мал Даже в секторе ПМ фактическая цифра весьма скромна: она держится на уровне 800 тыс. единиц в год по всему миру, и свыше десятка "грандов" этого рынка вынуждены отчаянно бороться за него.
"Мировой спрос не настолько велик, как предложение" — констатирует Томохиро Фуджита генеральный менеджер по маркетингу короорав ции Suzuki, ныне занимающей четвертое место среди производителей ПМ. По его мнению, этот рынок настолько тесен, что производителям поневоле необходимо "работать в более тесном сотрудничестве".
С этим тезисом вполне согласуется недавно заключенное Suzuki соглашение с ОМС на поставку американскому гиганту до 10 тыс. ПМ — практически готовых — за исключением окраски и некоторых иных мелочей. Изначально соглашение охватывает новые японские 70-сильные четырехтактные и 5-сильные двухтактные ПМ.
Коль скоро речь зашла о производственных альянсах конкурентов, надо отметить, что Suzuki не была первой. Даже ее поставки моделей V6 компании Nissan, с которыми известный производитель автомобилей пытался выйти на национальный рынок ПМ, не были прецедоитом. Данному соглашению с заокеанским конкурентом предшествовал аналогичный договор, заключенный Yamaha с Mercury Marine в 1993 г. Согласно этому договору Yamaha производит 8- и 9.9-сильные четырехтактные моторы как для себя, так и для Mercury. А год спустя этот договор был распространен и на 50-сильный F50A Yamaha.
Соглашение между Suzuki и ОМС дало возможность японскому производителю о 1996 г. расширить производственные мощности путем концентрации всех сборочных участков для ПМ на одном заводе, который является также сборочным предприятием по выпуску мотоциклов. Используя отливки и другие компоненты, произведенные на других заводах корпорации и на предприятиях 200 субподрядчиков, завод в состоянии собирать до 70 тыс. ПМ в год (при работе в одну смену) плюс до 500 тыс. мотоциклов. Работает на ном всего 740 человек.
Производство лодочных моторов составляет лишь около 2-3% общего выпуска продукции Suzuki, однако это не единственная область морских технологий". Например, Suzuki — важный поставщик деталей гидроциклов. С 1993 г. корпорация выпускает силовые установки для гидроциклов и снегоходов (в том числе и выпускаемых американской компанией Arctic Cat).
Третье направление деятельности корпорации в морской сфере (с 1991 г.) — производство моторных лодок. В настоящее время они поставляются исключительно на внутренний рынок. Здесь Suzuki занимает второе место (после Yamaha), продавая около 1000 лодок в год. Это лодки длиной от 5.4 до 7.5 м для коротких выходов и семейного отдыха, спорта и рыбалки. Австралийский филиал корпорации Suzuki Australia предлагает "семейные" лодки серии Rimini с ПМ 55-150 л.с. в комплекте с трейлерами.
Английский филиал Suzuki GB прошлым летом начал производство серии Leoend из восьми надувных лодок с жестким корпусом, оснащенных двухтактными ПМ 90-225 л.с.
Разработке новой продукции. Прочно закрепившись на внутреннем рынке, Suzuki тем не менее рассматривает экспорт как ключ к будущему росту.
Прежде всего вкладываются средства в совершенствование четырехтактных двигателей. Только два года назад корпорация вышла на рынок со своими первыми четырехтактными ПМ серии DF мощностью 15 и 9.9 л.с. (объемом оба по 302 см3) с двухцилиндровыми блоками и запоминающимися белыми корпусами. И это при том, что Honda вышла на этот рынок 30 лет назад, a Yamaha — и того больше.
Следующим шагом стал выпуск 60- и 70-сильных моделей DF60 и DF70.
Главной целью при разработке новых четырехтактных двигателей было добиться снижения расхода топлива и, соответственно, объема вредных выбросов. К примеру, потребление топлива на холостом ходу в сравнении с сопоставимой двухтактной моделью DT65C, составит лишь 25%, а уровень выбросов в атмосферу уже ниже оговоренного Агентством по охране окружающей среды США на 2006 г. (он должен составить четверть от уровня 1997 г.).
Четырехтактная схема двигателей принята корпорацией как основа производства "чистых" ПМ, по крайней мере, в масштабах от краткосрочной до среднесрочной перспективы. "Наша цель — перевести четырехтактные двигатели в средний диапазон мощностей до 100 л.с., основываясь, где это возможно, на собственном опыте производства автомобильных двигателей, — говорит Фуджита. В настоящее время Suzuki выпускает четырехтактные двигатели для легковых машин объемом 660 см3; 1; 1.3; 1.6 и 2 литра. В будущем году на основе одной или нескольких из этих моделей будет выпущено два или три подвесных мотора.
В мощностном диапазоне выше 100 л.с. ПМ пока останутся двухтактными отчасти из-за того, что невыгодно вкладывать большие средства в разработку совершенно новых моделей, которые будут продаваться лишь в малых количествах, и отчасти из-за того, что размеры и уровень сложности мощного четырехтактного двигателя резко увеличивают себестоимость его производства. Пока самый мощный такой мотор, выпущенный корпорацией, это DT225 типа V6 с объемом 2 7 л. развивающий мощность 225 л.с.
Инженеры Suzuki стараются усовершенствовать двухтактные двигатели путем улучшения карбюраторной системы. Ведутся собственные проработки в области технологии прямого впрыска топлива, хотя корпорация отдает отчет в том, что реальные результаты их не скоро увидят рыночное воплощение. Пока но ясно, будет ли корпорация закупать в США лицензии на двухтактные двигатели с пониженным выбросом, поскольку в борьбе за экологичность она делает ставку на четырехтактные двигатели.
Производство новых четырехтактных ПМ является стержнем, на котором Suzuki укрепляет свои рыночные позиции. Как и у других производителей, уровень продаж корпорации сокращался все последние годы, но это не означает поворота к снижению качества продукции.
Начиная с 1966 г. когда был выпущен первый ПМ (D40 объемом 70 см3 и мощностью 4 л.с.), моторы Suzuki завоевали репутацию очень надежных. С продукцией Suzuki в целом ряде случаев можно увязать слово "первый". Так, в 1980 г корпорация первой в мире применила систему впрыска топлива о ПМ. Теперь, выпустив модели DF68 и DF70, она стала первой, кто применил электронный впрыск топлива в четырехтактных двигателях.
"Suzuki имеет прочные позиции в Азии, — говорит Фуджита, — однако за океаном нам еще предстоит их укрепить". Рыночная стратегия компании меняется. Если раньше отдельные страны рассматривались как изолированные рынки, теперь берется за основу "более западный' подход к маркетингу и Европа рассматривается как нечто единое. Делается упор на свое подразделение в Англии — Suzuki G8 PIC как на координационный центр. Частью новой рыночной стратегии станет развитие дистрибьюторской сети, в настоящее время насчитывающей 15 основных центров и 1000 дилеров.