Как известно, Ульяновским моторным заводом (ныне ОАО "Волжские моторы") еще в 1993 г., после более чем десятилетнего перерыва, был возобновлен выпуск лодочного мотора "Ветерок-12М".
В двигателе заменена бронзовая втулка верхней головки шатуна на игольчатый подшипник с сепаратором, что ликвидировало самое слабое место мотора. Улучшена работа системы охлаждения, увеличена жесткость картера и блока цилиндров.
Работа по совершенствованию продукции продолжается. В частности, в 1995 г. освоено производство моторов "Ветерок" обеих базовых моделей с реверс-редуктором. Эти ПМ с индексом "Р" являются модификацией "Ветерка-8" и "Ветерка-12" и имеют унификацию с базовыми моделями по большинству узлов и деталей. Отличиями являются: измененная конструкция подвески, подводной части мотора, ограничителя ручки переключения хода; новый карбюратор типа К-49; электрическая кнопка "Стоп".
Выполняя обещания, данные читателям, приводим основные сведения по реконструированным узлам новых подвесных моторов.
Конструкция реверс-редуктора представлена на рис. 1. Переключение муфты реверса на валу гребного винта производится перемещением тяги 8 через коромысло 9, тягу нижнюю 3, клин 21 и палец 19.
Новая подводная часть имеет большинство оригинальных деталей, за исключением водоприемника, подшипников 7203 и 203, водяной трубки, крыльчатки помпы, пластины помпы, корпуса помпы, втулок резиновых уплотнительных, колпачка, демпфера гребного винта и сальников.
На мотор с реверс-редуктором устанавливаются показанные на рис. 2 цинковые протекторы для защиты от коррозии в морских условиях.
В механизме переключения — двухпозиционный ограничитель ручки переключения реверса на дейдвуде меняется на трехпозиционный.
Измененная подвеска мотора изображена на рис. 3.
В процессе эксплуатации рычаг механизма блокировки откидывания мотора при движении задним ходом находится в большом пазе А (рис. 4).
Моторы "Ветерок" с реверс-редуктором снабжены новым карбюратором типа К-49, обеспечивающим устойчивую работу двигателя при включении переднего и заднего хода при минимальной частоте вращения коленчатого вала (см. "КиЯ" №162).
Особенности карбюратора: центральная поплавковая камера, эффективное запорное устройство клапана подачи топлива, усовершенствованная конструкция воздушной заслонки.
Карбюраторы К-49 для 8-сильной и К-491 для 12-сильной модели выполнены по одной конструктивной схеме и различаются только диаметром диффузора (соответственно 17 и 19 мм) и величиной жиклеров.
Для экспортных поставок предусмотрены модификации карбюраторов для моделей мощностью 6 и 9 л.с.
Ходовые качества новых моделей с реверс-редуктором улучшаются как за счет понижения передаточного отношения шестерен редуктора (0.52 вместо 0.62 на старых "Ветерках") и изменения параметров гребных винтов (на "Ветерке-8" применялись винты с диаметром и шагом 190x202 и 210x160; на "Ветерке-12" — 210x225).