Новые моторы
Хотя четыре новые модели дизелей и не отличаются революционными новшествами, в них нашли отражение общие технические тенденции компании. Впервые преимущества наддува и электронного управления интегрированы в "малые" модели компании.
Наименьший из новых моторов — 4-цилиндровый KAD32 объемом 2.4 л и мощностью 170 л.с. (125 кВт), ставший развитием модели AD31Р Принципиальное его отличие состоит в том, что компрессор наддува существенно повышает крутящий момент на малых оборотах, пока турбокомпрессор еще не включен. Эффективность компрессора такова, что на 1500 оборотах крутящий момент нового мотора в 2.3 раза выше, чем на старом. При включении компрессора на малых оборотах (1600 об/мин. или 800 об/мин, при торможении) диаграмма крутящего момента двигателя становится почти плоской. Выходная мощность также возросла примерно на 20 л.с.
Благодаря всем этим новшествам при испытаниях на катере длиной 6.6 м новый мотор превзошел по приемистости — времени разгона эквивалентный бензиновый 4-литровый V6. Это значит, что у водителя меньше проблем с ухудшением видимости из-за дифферента во время разгона, так как время выхода на режим глиссирования существенно сокращается. Да и вообще катер становится более маневренным. Соотношение мощность/вес нового дизеля также улучшилось — теперь он всего на 15% тяжелее бензинового, но максимальная скорость все еще ниже примерно на 10%.
С рыночных позиций это означает, что Volvo Penta, производящая в основном дизельные морские двигатели, вполне может конкурировать с производителями бензиновых моторов в данном диапазоне мощностей. При существенной экономии топлива, которую обеспечивают дизельные двигатели, и ощутимой разнице в цене двух видов топлива двигатели Volvo Penta наверняка найдут новых покупателей.
Шумность
KAD43 и ого стационарный вариант KAMD43 — новые версии популярного 6-цилиндрового 3.6-литрового двигателя KAD42. Конструкция впускного и выпускного каналов компрессора в этих моделях изменена, что значительно снизило уровень шума. Натурные испытания показали, что в обычном диапазоне оборотов компрессора (1600-2000 об/мин) уровень шума новых моторов значительно ниже Остаточный шум уже не такой пронзительный и не так далеко разносится. На моторах большей мощности заметно также и уменьшение вибрации.
Электронное управление
Volvo Penta считается первой компанией, внедрившей встроенные системы электронного управления. До недавнего времени преимущества таких систем (автоматическая синхронизация спаренных моторов по скорости, снижение шума и вибрации) были доступны только на моделях большой мощности. Однако теперь она внедрена и на KAD44 EDC с объемом цилиндров 3.6 л, как и у KAD44 Помимо прочего это позволило также существенно улучшить удельный вес — до 2.1 кг/л.с.
Компанией вылущен также компактный 7-литровый 6-цилиидровый TAMD73 EDC. Этот двигатель, оснащенный компрессором наддува, турбокомпрессором и системой электронного управления, развивает мощность 430 л.с. (316 кВт) и при этом занимает объем на 30% меньше своего предшественника, что позволяет оснащать им относительно небольшие катера.
Взгляд в будущее
Официальные лица Volvo Penta уверены, что катеростроители смогут достойно встретить мрачное будущее, если заблаговременно примут соответствующие меры.
В качестве одного из таких шагов компания рассматривает необходимость производства корпусов, оптимизированных под конкретные двигатели. При этом подчеркивается, что катера должны стать дешевле, а эксплуатационные расходы ниже, чтобы привлечь более широкие круги покупателей и в частности — энергичную молодежь. С этой точки зрения Volvo Penta сделала неожиданный для производителя моторов и весьма радикальный шаг, предложив уменьшить скорость катеров. Логика здесь простая. Большинство катеров способны развивать скорость более 30 узлов, но на практике владельцы предпочитают двигаться со скоростью порядка 25 узлов. Таким образом, есть смысл рассчитывать катер на крейсерскую, а не на максимальную скорость. В результате катера будут иметь более легкие и дешевые моторы, а значит, снизится и стоимость их эксплуатации.
Однако достичь всего этого можно только в том случае, если мотор будет устанавливаться на более легкий корпус, изначально спроектированный под меньшую скорость. Это снизит и расход топлива. При достаточном объеме продаж такие катера будут иметь и меньшую себестоимость изготовления, чем нынешние модели.
Охране среды Volvo Penta также уделяет пристальное внимание. Достаточно сказать, что многие ее моторы удовлетворяют весьма жестким правилам Bodensee. Volvo Penta с уверенностью смотрит в будущее.