Для вентилятора типа «дорадо»
Классическая конструкция вентилятора типа «дорадо», получившая распространение на морских яхтах много лет назад, тоже может быть усовершенствована. Некоторые идеи представлены на приводимых здесь рисунках.
Около корпуса вентилятора можно смонтировать удобную коробку 2, в которую можно временно положить инструмент, такелажные скобы или бросательный конец. Если вентилятор расположен близ мачты, то подобная коробка может быть использована для укладки фалов по-походному (5). В этом случае бухты фалов необходимо закрепить при помощи амортизационного шнура 4, иначе их может смыть за борт выкатившейся на палубу волной. В коробках, закрытых сверху крышками 7, удобно размещаются штертики, скобы, инструмент. А если над вентиляционным отверстием в палубе смонтировать иллюминатор 6, то каюта получит дополнительное освещение.
При установке вентиляторов в местах, где возможно запутывание за них снастей бегучего такелажа, полезно оградить дефлектор защитной дугой из тонкой алюминиевой или латунной трубки 1.
Коробку вентилятора советуем сделать с откидной крышкой 3 — это облегчит поддержание чистоты внутри вентилятора.
Приспособление для крепления шлангов
В оборудовании современных катеров и крейсерских яхт применяется большое количество разного диаметра гибких трубопроводов, для герметизации соединений которых со штуцерами и трубами используются хомуты. Если специальных хомутов нет, что нередко случается в походных условиях, приходится накладывать проволочные бандажи, которые закручиваются плоскогубцами. При этом соединение часто не обладает герметичностью, а бандаж получается неровным с выступающими острыми углами. Слишком сильно затянутый бандаж из толстой проволоки может перерезать шланг.
Предлагаемое приспособление позволяет избежать этих недостатков. Оно состоит из воротка 1 и упора 2. Для изготовления бандажа используется мягкая проволока диаметром 1—2 мм (медная, стальная, вольфрамовая).
С помощью приспособления легко накладывать бандажи и в трудно доступных местах.
Как избавиться от водотечности
О бычная строительная герметизирующая мастика (полиизобутиленовая марки УМС-50) — хорошее средство для уплотнения конструкций, где нужно устранить водотечность. Мастика не твердеет, сохраняет вязкость в течение многих лет. Ее можно применить в соединениях комингса рубки с палубой, креплении стекол в иллюминаторах, в пазах палубного настила.
Следует помнить, что мастика хорошо прилипает только к чистым сухим поверхностям деталей, соединения между которыми необходимо уплотнить.
Если соединения комингсов рубки и люков с палубой начинают подтекать, не обязательно пользоваться эпоксидной смолой. Рекомендуем вырезать в виде ленты тонкую стеклоткань, промазать трещину масляным лаком, приклеить ленту и сверху закрасить лаком или краской. Такое соединение предохраняет древесину от гниения, при деформациях конструкции не трескается, устраняет водотечность.
Незначительную течь топливного бака можно быстро устранить, заклеив поврежденное место кусочком ткани, смоченной в нитролаке или нитроэмали. Перед наклейкой место повреждения следует протереть насухо.
«Мустанг-М» без течи
Несколько лет используем для тренировок и обучения начинающих спортсменов разборные парусные доски «Мустанг-М». Самый большой недостаток этих снарядов в том, что практически в первый же год эксплуатации корпус начинает течь. Чаще всего пропускают воду центральная и кормовая секции.
Мы нашли довольно эффективный метод борьбы с этим явлением. Было замечено, что после пребывания доски на солнце или просто на суше давление в корпусе увеличивается, а в воде — резко снижается: при отвинчивании пробок воздух с шипением устремляется внутрь. Перепад давления и вызывает расслоение корпуса по фланцам.
Поэтому рекомендуем перед первым выходом на воду просверлить или прожечь нагретой иглой отверстия в пробках диаметром 1 мм. Впоследствии необходимо следить, чтобы они не забивались. Столь малые отверстия не пропускают воду в корпус, даже если его полностью «утопить».
После хранения снаряда на суше необходимо оставить его в воде на 5—10 минут в спокойном состоянии для выравнивания давления. В противном случае остывающий воздух засосет воду во время движения.
Вместо дверцы
Дверцы шкафов на небольших яхтах и катерах всегда создают неудобства для экипажа. Во-первых, в открытом виде они загромождают проход; во вторых, если стопора ненадежны, то самопроизвольно открываются и стучат при бортовой качке. Кроме того, на гоночной яхте имеет значение их вес.
Роль дверец с успехом выполняет полог из лавсана, снабженный застежками типа «молния». Ткань крепится по периметру шкафа при помощи реек (штапи-ков) на шурупах, прижимающих кромки полога к обстройке шкафа.