Как известно, большинство судов маломерного флота должно быть снабжено спасательными кругами. Это старое средство при всей своей простоте имеет два серьезных недостатка. во-первых, обессилевший человек может выпасть в отверстие круга. Во-вторых, он может захлебнуться, так как спасательный круг, в отличие от спасательных жилетов и нагрудников, не обеспечивает положения человека лицом вверх.
В литературе описаны многочисленные конструкции, авторы которых пытались создать круг, полностью или частично лишенный этих недостатков. Известны, например, спасательные круги овальной и подковообразной форм, с сетками и тканевыми тубусами, сиденьями, упругими нагрудными диафрагмами, шнурующимися «рубашками» и другими подобными приспособлениями. Однако на отечественном флоте эти технические решения не нашли практического применения ввиду конструктивной сложности большинства из них.
Возможно, предлагаемая конструкция окажется «счастливее», поскольку улучшение эксплуатационных свойств спасательного круга достигается сравнительно простым путем.
Спасательный круг 1 с леерами 2 дополнительно снабжается крепежным ремешком 3, пропущенным в проемы трех лееров (рис. 1). Четвертый леер остается свободным и может служить для бросания круга спасаемому, а также в качестве лямки для подъема его из воды. Если круг хранится на палубе, загроможденной такелажем и другими предметами, за которые он может зацепиться при бросании, ремешок 3 может быть просто обернут вокруг корпуса круга. В этом случае проводка ремешка 3 в проемы лееров 2 осуществляется спасаемым уже в воде.
Усовершенствованный спасательный круг используется следующим образом: находящийся в воде человек надевает его (рис. 2) и туго затягивает ремень на груди или у пояса так, чтобы свободный (четвертый) леер находился перед его лицом, а прикрепленные к ремню леера располагались на верхней плоскости круга. Это можно сделать, опустив руки в воду или же чуть опершись локтями о круг.
Таким образом ремень 3 надежно фиксирует положение терпящего бедствие человека, что исключает выпадение его через отверстие.
Так как тело человека, находящегося в круге, смещено назад, круг приобретает дифферент, в результате чего лицо человека располагается под некоторым углом вверх.
Усовершенствованный спасательный круг был испытан летом 1988 г. на Азовском море (сила ветра до 8 баллов, высота волны 3—4 балла). Крепление круга на человеке в воде осуществляется сравнительно легко даже в свежую погоду и при отсутствии предварительной тренировки.