Когда нужно менять поршни и кольца?
При строгом соблюдении инструкции по эксплуатации, правильно проведенной обкатке и своевременно выполненных регламентных работах ресурс мотора «Вихрь» любой модели составляет 500 часов работы. В течение этого времени замена поршней 3.144—000, 4.144—000/1 и лабиринтного кольца 2.102—001 не требуется.
Что касается поршневых колец, то при проведении регламентных работ их необходимо тщательно осматривать, обращая внимание на упругость, внешний вид поверхности по наружному диаметру, которая должна быть сплошной и блестящей и не иметь черных сквозных (поперечных) отложений нагара от прорывающихся горячих газов из камеры сгорания. Отдельные черные полоски, конечно, могут быть, но из-за них кольцо менять не надо. Если же кольцо потеряло упругость или она ничтожно мала, оно подлежит замене.
Очень важным для работоспособности двигателя и его мощности является зазор в стыке кольца. Для его проверки кольцо нужно сиять с поршня и вставить в верхнюю часть цилиндра, затем торцом поршня со стороны его юбки кольцо выравнивается и опускается вниз на 5—10 мм. Величина зазора в этом положении, замеренная щупом, у нового кольца составляет 0,3+0,2 мм. Если зазор увеличен до 1,0 мм и более, кольцо нужно заменить.
Поршни сохраняют свои геометрические размеры в течение всего ресурса и замены не требуют. После выработки 500 часов следует осмотреть состояние поверхностей в отверстиях под поршневой палец, которые не должны иметь надиров, выкрашиваний и сколов.
При внешнем осмотре поршня следует иметь в виду, что его верхняя часть является конусной; ниже канавок под кольца она переходит во второй, больший конус, а ниже отверстий под палец поршень имеет цилиндрическую форму на длине 20 мм от нижнего торца. Эта часть центрирует поршень в цилиндре и от постоянного трения о его стенки подвержена наибольшему износу.
Если после выработки ресурса цилиндрическая поверхность поршня ровная со сплошным засветлением по всей окружности и не имеет сквозных черных пятен нагара, такой поршень пригоден к дальнейшей эксплуатации. Отдельные узкие полоски черного нагара допустимы. Если же цилиндрическая поверхность по всей или большей части покрыта черным нагаром, такие поршни нужно заменить.
Возможность дальнейшего использования поршней после выработки двигателем ресурса можно определить также, замерив их диаметры: если замеренный диаметр меньше указанного в таблице, поршень рекомендуется заменить. Заметим, что группы поршней не являются «ремонтными», они введены для более точного подбора зазора в цилиндре.
Лабиринтное кольцо коленчатого вала, установленное в средней части картера, изнашивается только по внутреннему диаметру, который не должен быть больше 35,5 мм. У нового кольца он равен 35,2+0,039 мм.
Конечно, все детали при их осмотре во время регламентных работ и после выработки ресурса не должны иметь сколов, трещин, забоин и других механических повреждений.
Можно ли заменить крышку редуктора?
В крышке редуктора моего «Вихря» сработалась резьба под пробку. Можно ли крышку заменить на другую?
На заводе производится совместная расточка корпуса редуктора и крышки под подшипники вала гребного винта. Поэтому крышку редуктора заменять нельзя, она принадлежит конкретному корпусу, с которым обрабатывалась. На заводе этот узел называется «Корпус редуктора с крышкой» и имеет один номер 4.205—000. При замене крышки будут нарушены межосевые и межцентровые расстояния и геометрическое положение осей, что не обеспечит правильную работу шестерен и подшипников.
Е. С. Бурляй можно рекомендовать просто нарезать в отверстии крышки новую резьбу большего диаметра и сделать индивидуальную пробку.
Что входит в комплект коленвала?
В магазинах иногда бывают коленчатые валы для моторов «Вихрь» стоимостью 35 руб. Почему-то к ним не прикладывается средняя опора — раньше она входила в комплект.
С начала производства в 1964 г. подвесных моторов «Вихрь» и его последующих моделей, коленчатый вал 2.105—000 (затем 4.105—000) поставлялся в торгующие организации без приложения каких-либо дополнительных деталей, в том числе и без средней опоры.
Стоимость коленчатого вала — 35 руб. — не изменялась. Коленчатый вал для всех выпускаемых в настоящее время моделей одинаковый и имеет номер по каталогу 4.105—000. В каталоге коленвал показан в составе узла картера 3.101—000. Название узла «Коленчатый вал в сборе» дано потому, что он состоит из двух половин, укомплектованных шатунами с подшипниками, пальцами и втулками.
Аккумуляторная батарея на мотолодке
1. Нужно ли отсоединять клеммы от аккумулятора во время длительной стоянки (5—10 дней), если мотор с лодки не снимается?
2. Как часто надо подзаряжать аккумулятор или достаточно подзарядки от мотора?
Аккумуляторные батареи, находящиеся постоянно на катерах, из-за повышенной влажности воздуха, особенно при закрытых тентах, подвержены разрядке в значительно большей степени, чем на автомашинах. Поэтому рекомендуется даже при суточной стоянке катера положительную клемму аккумулятора отключать.
Периодически, не реже одного раза а месяц, необходимо проверять плотность банок, наличие в них электролита и при необходимости делать подзарядку, добавлять дистиллированную воду. Допивать электролит воспрещается.
Параметры катушек. О балансировке коленвала
1. Прошу сообщить параметры катушек зажигания для лодочного мотора «Вихрь-30Р» (диаметр провода, количество витков и т. д.).
2. Как отбалансировать коленчатый вал на моторах системы «Вихрь», так как при покупке в магазине новые валы оказываются совершенно не сбалансированными.
1. Лодочные моторы «Вихрь» до 1980 г. оборудовались контактной системой зажигания МВ-1, которая имела две матушки зажигания и две — освещения. Катушии освещения имеют 160±5 витков провода ПЭВ-2 00,86, катушки зажигания — 360±5 витков провода ПЭВ-2 ∅0,57 мм.
Каждый коленвал лодочного мотора при изготовлении обязательно балансируется. Поскольку эта операция производится на специальном оборудовании, повторить ее в домашних условиях нельзя.
Можно ли форсировать «Вихрь-30»?
Что нужно переделать (изменить), чтобы из «Вихря-30» получился 35-сильный мотор? Ведь сделали же из «Вихря-25» «Вихрь-30»?
Форсирование обычного потребительского мотора «Вихрь-30» до мощности 35 л. с. в домашних условиях невозможно, тем более, что подобная «чисто спортивная» доработка сократит ресурс до нескольких часов. Автор приводит как аналогию превращение «Вихря-25» в «Вихрь-30», не учитывая, что у них разные блоки цилиндров, поршни, кольца, выпускная система и т. п.
Поставил парус на «Казанку»
Сорок лет я проработал музыкантом, последние 17 лет — руководителем духового оркестра в школе-интернате, был лауреатом республиканского конкурса Сейчас на пенсии. За всю свою жизнь ни разу не воспользовался ни одной путевкой только потому что имел суденышко и предпочитал отдых на воде Свою «Казанку» вооружил парусом по чертежам журнала «Катера и яхты». Ходил очень много и никаких претензий ко мне не предъявлялось никогда. Но прошлым летом инспекция по маломерным судам вдруг запретила мне выход в озеро, мотивируя это тем, что у меня нет от спецорганов документа о том, что я умею управлять парусом. Для инспекции важнее огромной судоводительской практики оказалась бумажка. Мне предложили ехать в другой город искать организацию, которая дала бы письменное подтверждение моего умения водить парусную лодку. Что же, и судно мне везти в другой город? Как же это все называется?
Уважаемый Петр Владимирович! Все это называется махровым формализмом. Ваше письмо мы отправили в республиканскую ГИМС для принятия мер и ответа редакции. Мы считаем, что инспекторы ГИМС должны помогать судоводителям-любителям в организации надежного судоходства, а не ставить бюрократические рогатки.
Фара на катере
Можно ли установить фару на маломерное судно? Наше правление лодочного кооператива утверждает, что фары устанавливаются только на судах общественных инспекторов ГИМС. Так ли это?
Фара на маломерном судне устанавливается по желанию судовладельца, но при этом важно соблюсти определенные правила. Нельзя допускать, например, чтобы она ухудшала видимость ходовых огней другими судоводителями и мешала наблюдению за обстановкой. При включении фары строго запрещается слепить встречное судно.
Аптечка на борту
При подготовке к дальнему плаванию или к регате возникает потребность комплектования медицинской аптечки. Пожалуйста, дайте перечень необходимых медикаментов.
ГУ ГИМС РСФСР рекомендует пользоваться уже укомплектованной аптечкой автолюбителя, в которую входят перевязочные материалы, йод, жгут, сердечные средства. В нее можно добавить и индивидуальные лекарства, которые рекомендуют врачи при том или ином заболевании судоводителя.