Основные данные яхты «Тортила»
Длина наибольшая, м | 8,0 |
Ширина наибольшая, м | 2,5 |
Высота борта, м | 1,15 |
Осадка корпусом, м | 0,4 |
Вес балласта, кг | 400 |
Площадь парусности, м2 | 26,2 |
Двигатель, л. с. | 7,5 |
Для рулевого предусмотрен отдельный кокпит в корме, рассчитанный на двух человек Под ним установлен двигатель воздушного охлаждения «В-150» мощностью 7,5 л. с. от мотороллера, работающий на винт регулируемого шага. Поскольку двигатель используется редко, запас топлива для него невелик — всего 20 л в стандартном бачке.
Надстройка выполнена на всю ширину корпуса и крепится к деревянным привальным брусьям при помощи болтов. Ее каркас из деревянных реек обшит снаружи фанерой толщиной 10 мм, изнутри — 4-миллиметровой строительной фанерой. Снаружи надстройка оклеена двумя слоями стеклоткани так что после отделки она не отличается от стеклопластикового корпуса.
Кормовая каюта отделена от моторного отсека переборкой; в нее можно попасть из кокпита рулевого и из основного кокпита. Переборкой в ней выделены камбуз и гальюн. По сторонам швертового колодца получились объемистые кладовые, доступные из обеих кают.
Швертовый колодец изготовлен со стенками из 4-миллиметровых стальных листов, которые крепятся к дубовым шпонкам. Колодец вклеен в корпус, раскреплен к платформе кокпита, основание его залито цементом. Шверт изготовлен профилированным сварным из листовой стали. Его внутренняя полость заполнена металлическими опилками. Вес шверта — 130 кг, а общий вес балласта — 400 кг. Как показал опыт первых плаваний, этого недостаточно для обеспечения остойчивости яхты с ее высокими узкими парусами.
Подъемное перо руля прикрепили к штатному рулю шлюпки, управление которым осуществляется посредством румпеля.
Для обеспечения удобного внутреннего расположения применено парусное вооружение с большим топовым стакселем, управляемым «автоматически > (идея заимствована из книги К. Рейнке «Постройка яхт»). Заваливающаяся мачта высотой 8,6 м изготовлена из дюралевой трубы 120X2,5 мм, гик — 100Х1,2 мм Стаксел снабжен устройством для закрутки вокруг штага грота-гик — патент-рифом. Стоячий такелаж выполнен из стального оцинкованного троса диаметром 5,5 мм. Все фалы пропущены внутри мачты и проведены к кокпиту рулевого. Паруса сшиты из зеленого авизента, что сыграло не последнюю роль в выборе названия яхты — «Тортила».
На весь цикл постройки ушло 20 месяцев, включая время, затраченное на приобретение материалов.
Яхта строилась для плаваний по дунайским озерам и лиманам Черного моря, в частности по оз. Ялпух и Кугурлуй, на берегах которых и расположен город Бопград — районный центр Одесской области. Озера эти мелководны, вытянуты с севера на юг почти на 60 км при средней ширине 4 км (наиб. 15 км) и для развития спорта и туризма являются весьма перспективными.
Первый выход «Тортилы» состоялся в августе 1985 г. В цепом строители остались довольны яхтой. Скорость в бакштаг при ветре 4 балла составила около 5,5 узлов. На основании ходовых испытаний проведены работы по совершенствованию яхты, в частности, сшиты новые паруса из спортивных парашютов. По мореходности «Тортила» на «голову» превосходит и «Ассоль» и «Корморан» (во время прикидки осенью при ветре 7 баллов «Тортила» без особых трудов маневрировал и самостоятельно пришла к причалу, в то время как «Кормораны» и Ассоли» вынуждены были отстаиваться у берега на якоре и их сильно запивало волной).