Весь исторический путь добровольного оборонного общества, его многогранная деятельность отвечают заветам В. И. Ленина о привлечении широких народных масс к овладению военными знаниями и навыками. Этого требовали и требуют интересы защиты социалистической Родины и мирного труда советских людей от посягательств агрессоров. Миллионы членов ДОСААФ, выполняя свой патриотический долг, представляют сегодня реальный резерв советской армии и флота.
Со дня своего основания ОСОАВИАХИМ — предшественник ДОСААФ — вместе с комсомолом всемерно помогал военным морякам вести разностороннюю пропагандистскую и организаторскую работу среди населения. Первичные организации Общества проводили сбор средств на строительство кораблей, создавали морские моторные и парусные клубы, судомодельные кружки, в которых молодежь знакомилась с основами военно-морского дела и готовилась к службе на флоте.
Эффективной и широко распространенной формой морской подготовки стали, например, шлюпочные походы. В 1927 году был проведен такой поход по маршруту Москва — Баку. Позднее в Каспий вышли спортсмены из Ленинграда, сибиряки ходили на веслах по своим могучим рекам... Подготовка кадров для флота в школах и клубах ОСОАВИАХИМа еще более активизировалась в годы войны.
В январе 1948 года ОСОАВИАХИМ был разделен на три оборонных общества. Уже тогда в ДОСФЛОТе действовало семь морских центров и 94 различных морских клуба. В 1951 году эти общества вновь спились в единую организацию — в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, нынешний ДОСААФ. Централизованно и квалифицированно стали готовиться тренерские кадры, судейский штат и спортсмены по всем видам спорта, имеющим военно-прикладное значение. В стране стали утверждаться СТК (спортивно-технические клубы], в которых получили широкое развитие такие виды спорта, как водно-моторный, морское многоборье, подводное плавание и моделирование.
Морское многоборье, к примеру, сразу обрело большую популярность. Оно включало в себя такие виды упражнений, которые применялись еще в русском парусном флоте. В 1956 году в городе Гижицко (Польская Народная Республика] под девизом «За дружбу и братство» были проведены первые комплексные международные соревнования по морскому многоборью. С тех пор советские спортсмены ежегодно принимают в них участие, становясь, как правило, победителями в командном зачете.
В 1960 году морское многоборье было включено в Единую всесоюзную спортивную классификацию и прочно вошло в систему советского спорта. Создана Всесоюзная Федерация морского многоборья (ФММ СССР].
История водно-моторного спорта начинается значительно раньше. Еще в 1926 году в Москве. Ленинграде, Ярославле и Саратове появились первые секции водномоторников, а на Москве-реке проведены и первые гонки. Через три года был создан Центральный водно-моторный клуб СССР (ЦВМК), который впоследствии сыграл решающую роль в становлении советского водномоторного спорта. Создавались катера различных конструкций со стационарными двигателями и глиссеры с воздушными винтами, проводились спортивно-агитационные пробеги и водно-моторные соревнования. Без выступлений водномоторников не обходилось ни одно празднование Дня Военно-Морского Флота.
В 1937 году создается Все союзная секция водно-моторного спорта. Через год на Химкинском водохранилище она проводит первый чемпионат СССР. Очередное первенство страны должно было состояться в Ленинграде 29 июня 1941 года, о чем был оповещен весь город: висели красочные афиши, спортсменов широко представляла пресса. Но... грянула Великая Отечественная война. Оказалась уничтоженной практически вся материальная часть водномоторного спорта.
Трудно, конечно, воссоздавать утраченное. Но водномоторники не остановились перед трудностями, проявив подлинный энтузиазм. Основными центрами возрождения этого спорта стали Москва и Ленинград.
Быстро росли ряды водномоторников. На тракторном заводе в Волгограде, например, большой спортивный коллектив создает В. Заяц. Необычна судьба этого спортсмена. Во время своего 41-го боевого вылета на штурмовике ИЛ-2 он получил тяжелые ранения, ему ампутировали ногу. Но после войны он вернулся все же в водно-моторный спорт и в 1957 году стал чемпионом СССР.
Первый послевоенный и второй по счету чемпионат СССР, проведенный в августе 1952 года в Киеве, убедительно показал, что водно-моторный спорт в стране возрожден, а первенство в 1956 году в Риге положило начало уже регулярному — ежегодному проведению чемпионатов СССР. Советские спортсмены участвовали и во многих международных соревнованиях, добиваясь при этом хороших результатов. Исключительного успеха добились наши водномоторники в 1985 году на мировом чемпионате: А. Ишутин, А. Берницын и А. Чермашенцев заняли тогда все ступеньки пьедестала почета.
Прошлый год был знаменателен тем, что в Уфе впервые были проведены состязания по водномоторному спорту в классах маломерных судов народного потребления на дистанции 220 километров. Этот вид соревнований заменил дальние плавания, которые вряд ли можно было относить к спорту. В уфимских гонках приняло участие 122 спортсмена из разных городов страны. Среди них 23 мастера и 44 кандидата в мастера.
Хороших успехов добиваются сегодня наши судомоделисты. В 1966 году Федерация судомодельного спорта СССР вошла в международную организацию судомоделизма и судомодельного спорта (НАВИГА).
60-летнии юбилей ДОСААФ — большой праздник, Но даже в эти праздничные дни можно и нужно говорить о тех недостатках, которые тормозят развитие спорта. Я не случайно говорю об этом. В последнее время в «стане» водномоторников действительно наметился спад, основная причина которого — снижение массовости. На сдачу прежних спортивных позиций повлияло закрытие местными советами некоторых водоемов для тренировок, заметное сокращение производства моторов различных модификаций, упразднение командных чемпионатов СССР в классах скутеров, мотолодок и глиссеров. Сокращение массовости наблюдается даже в морском многоборье.
Надо прямо сказать, что процесс этот далеко не безобидный, ибо он ведет по существу к ослаблению резерва водно-моторного спорта. Положение необходимо поправлять.
Привлечение молодежи к овладению военными знаниями и навыками для защиты Отечества, ее военно-патриотическое воспитание было и остается нашей общей и чрезвычайно важной задачей.