Не сказать, чтобы выпавший за борт член экипажа представлял собой вполне заурядное явление, но все-таки время от времени такое случается. И, что называется, по закону подлости за бортом, как правило, оказывается тот, кто по рассеянности или легкомыслию забыл облачиться в спасательный жилет. Хорошо еще, если бедолага умеет плавать и не успел от неожиданности наглотаться забортной водички. Особыми неприятностями это чревато на паруснике, который, как известно, мгновенно не остановишь.
Чем мы обычно располагаем, чтобы оказать помощь незадачливому члену экипажа? "Старый добрый" спасательный круг — дело, конечно, хорошее, когда ничего получше под руку не подвернулось. Он, конечно, поможет пострадавшему удержаться на воде, но метнуть его на более-менее приличное расстояние способен разве что здоровяк-водолаз из тех, кого логичней встретить разве что на муниципальной спасательной станции. Есть и еще один серьезный минус — прямое попадание тяжеленной твердой "баранки" в лоб утопающего способно автоматически перевести его в ранг утопшего.
Бросательный конец можно без особых усилий прицельно закинуть метров на двадцать, что особенно важно, если беда приключилась вблизи мелководья, рифов или полосы прибоя — когда пострадавшего нельзя поднять на борт непосредственно с судна. Но удержать пострадавшего на воде он не может — если к нему и привязаны поплавки, то рассчитаны они только на то, чтобы не утонул сам трос. Дополнительно прикрепленный к нему легкий спасательный пояс резко сокращает дистанцию броска за счет сопротивления воздуха. Возможен ли компромисс?
Возможен, сочли специалисты американской фирмы Rescue Solutions International, Inc., предложившие остроумное решение этой проблемы. "В полет" на конце троса отправляется только небольшая сумочка, не превышающая по объему обычного страховочного поплавка. Но стоит ей коснуться воды, как она развертывается, наполняясь углекислым газом, и превращается в полноразмерный спасательный пояс, способный удержать на воде даже самого массивного члена экипажа — плавучесть его составляет 9 кгс. Как и большинство "автоматических" спасательных жилетов, пояс снабжен сигнальной лампочкой и батареей, начинающей вырабатывать ток сразу после попадания в воду.
Здесь используется та же давно проверенная система, что и в автоматически надувающихся спасательных жилетах. Стандартные водочувствительные активаторы и емкости с газом после использования легко заменить и, уложив семимиллиметровый полипропиленовый трос длиной 38 м обратно в пластиковый чехол, вновь привести спасательное средство в "походное состояние". Кстати, трос рассчитан даже на то, чтобы при необходимости поднять пострадавшего на борт при помощи лебедки. Длина имеющего собственную плавучесть троса подобрана так, чтобы в случае промаха имелась возможность, не вытаскивая его на борт для повторного броска, выполнить поворот и попросту отбуксировать спасательный пояс к терпящему бедствие, не подвергая его опасности попасть под форштевень или под винт.