Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 2000 год
  • Необычный 5-метровый СПК-тримаран «WindRider Rave»
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
21,3-метровый тримаран «Илэн Вояжер» Найджела Айренса
Океанский тримаран Спиехед
Тримаран «Матамона»
Крейсерский тримаран «Тритон»
Пластмассовая мотолодка-тримаран «Агат»
Парусный тримаран «Байда»
Каютный катер тримаран «Арс»
Пластмассовый каютный катер-тримаран «С-54»
Самодельные многокорпусники: катамаран «Морской конек» и тримаран
Крейсерско-гоночный тримаран «Нун»
Тримаран «Вьюн» из туристической разборной байдарки «Таймень-2»
Гребно-парусный тримаран «Янтарь-турист» — плюсы и минусы
Моторный мини-тримаран «Мираж» по мотивам «Фламинго»
Крейсерский тримаран «Таис-3» из алюминиево-магниевого сплава


Необычный 5-метровый СПК-тримаран «WindRider Rave»

Год: 2000. Номер журнала «Катера и Яхты»: 170
          1


Продолжаем нашу традиционную серию публикаций о зарубежных новинках в исключительно разнообразном и многочисленном классе скоростных пляжно-прогулочных и спортивных парусников, которые уже нередко, по аналогии с модными аквабайками — PWC (Personal Water Craft), называют SPW (Sailor’s Personal Watercraft).

Информация об изображенииПервый "Rave" на испытаниях в Майами: скорость свыше 30 узлов
Первый "Rave" на испытаниях в Майами: скорость свыше 30 узлов
 
И на этот раз представляем читателям не просто удачный, а оригинальный, новаторский проект. В нем счастливо соединяются достижения самой современной технологии и успехи гидродинамики (управляемые подводные крылья). Ценнейший опыт постройки и настройки экстремальных аппаратов для установления скоростных рекордов на 500-метровой трассе сочетается с опытом создания океанских многокорпусников-гигантов, опыт гонщиков-олимпийцев — с накопленным веками опытом управления парусными проа с аутригером...

Снимок этого необычного 5-метрового СПК-тримарана был помещен на заставке к статье "Пластик-фантастик" в предыдущем (№169) номере "КиЯ". Учитывая, что он сразу же вызвал интерес читателей, мы попросили поподробнее рассказать о "WindRider Rave" нашего постоянного автора — известного конструктора многокорпусников Германа Сергеевича Адрианова.

Основные данные двухместного парусного тримарана-СПК "WindRider Rave"


Информация об изображенииТихоокеанский "морской каяк" - прототип современных парусных тримаранов
Тихоокеанский "морской каяк" - прототип современных парусных тримаранов
 
Длина наибольшая (без бушприта), м4.88
Ширина, м:
габаритная (по наружным концам ПК)5.18
наибольшая (по поплавкам)4.57
Осадка, м:
с убранными ПК0.30
с выдвинутыми ПК1.22
Вес, кг172
Грузоподъемность, кгсв. 182
Площади парусов, м2:
грот14.5
стаксель3.7
кливер8.2

Надо сразу подчеркнуть, что эта американская новинка родилась не на пустом месте, а как закономерный этап многолетней напряженной работы. Яхтенные конструкторы многих стран добиваются, с одной стороны, повышения скорости малого парусника, а с другой — упрощения управления им, всемерного повышения его мореходных качеств и надежности, а также уменьшения веса и снижения стоимости, без чего нельзя рассчитывать на серийное производство и широкую продажу. Одновременное решение всего круга затронутых проблем — задача очень и очень сложная, и создатели яхт уже имели немало случаев убедиться, что идти по какому-либо одному из известных путей — бесполезно, необходимо некое комплексное решение.


Информация об изображенииСхема устройства тримарана-СПК "WindRider Rave"
Схема устройства тримарана-СПК "WindRider Rave"
 
Первой приходит мысль взять хорошо освоенный быстроходный многокорпусник и как-то видоизменить его с учетом высказанных выше пожеланий. Вот, например, гоночный катамаран "Торнадо" — самый быстрый и самый спортивный из олимпийской обоймы швертботов. Сделать его более быстроходным совсем несложно: давно известен его вариант со спинакером и несколько (на 3 м2) увеличенной основной парусностью. Но ведь при этом управлять им стало не проще, а на порядок сложнее, оказался катамаран и гораздо менее надежным и более дорогим, и совсем не факт, что он стал лучше подходить для прогулок...

Естественно, что параллельно с "Торнадо" родился целый класс менее спортивных прогулочных катамаранов (длиной 5 м), которые легко управляются, которые проще по конструкции и надежнее, которые легче перевозить. Одним из самых популярных представителей этого класса является катамаран "Hobie 16". На нем проводятся чемпионаты континентов, но на нем можно и совершать прогулки вдоль берега. Однако есть существенный минус: существует проект с 1970 г., и практически все возможное из него выжато, совершенствовать его уже нельзя. Больше того: любые частные усовершенствования традиционных катамаранов рассматриваемого класса уже не дают ни прибавки скорости, ни существенного упрощения конструкции.

Информация об изображенииВыход на крылья
Выход на крылья
 
Американский яхтсмен и конструктор доктор Сэм Бредфилд, известный как участник заездов на установление рекорда скорости под парусом (в 1978-79 годах), пошел по иному пути. Он много экспериментировал с многокорпусниками на крыльях и пришел к неожиданному выводу, что для возможности решения всех указанных проблем надо взять за основу не простейший вариант — катамаран без ПК, а наоборот — вариант, кажущийся наиболее сложным, т.е. тримаран на ПК. К этому времени уже появились первые трехкорпусные парусники с обитаемым средним корпусом и герметичными боковыми поплавками, гарантирующими и непотопляемость, и повышение остойчивости, что позволило нести большую парусность, необходимую для выхода на крылья.

Бредфилд сконструировал и построил 7.5-метровый высокоскоростной тримаран-СПК "EIFO", рассчитанный уже не на рекордные заезды на "гладкой воде", а на выходы в море. После доводки крыльевого устройства этот парусник шел на крыльях даже при волне высотой в 5-7 футов (1.5-2.1 м). В "EIFO" можно было видеть современное развитие давно известной тихоокеанским островитянам идеи "морского парусного каяка" с двумя узкими волнопронзающими аутригерами.


Итак, основа была найдена. Оставалось уменьшить "EIFO", не растеряв его достоинств. Было решено сделать тримаран двухместным, так как цифры продаж свидетельствовали, что одноместные прогулочные плавсредства продаются хуже двухместного.

Информация об изображенииНа полной скорости
На полной скорости
 
В качестве первого шага был создан и сразу же освоен в серийном производстве самый простой и дешевый вариант — тримаран без крыльев и с традиционной двухбалочной схемой под названием "WindRider" — "Оседлавший ветер". Для существенного снижения веса и уменьшения трудозатрат, а следовательно и цены, фирма пошла на исключительно смелый шаг — применение совершенно необычного для столь сложных судов материала — термопласта ABS и сверхновой технологии "вращающейся пластмассы" (о которой рассказывалось в предыдущем номере "КиЯ"). На заводе компании "Wilderness Systems" (Сев. Каролина) с 1996 г. было выпущено более 1000 тримаранов, перевозимых на верхнем багажнике автомобиля и собираемых на берегу за 20-30 минут. Стоил "WindRider" в полном комплекте 3350 долл. (против 6795 долл. за давно освоенный катамаран "Hobie 16"). Показательно, что вес тримарана (113 кг) оказался существенно меньше, чем двухкорпусного "Hobie" (145 кг).

Теперь предстояло поставить тримаран на крылья. Определенный опыт имелся: как уже сообщалось в "КиЯ" (см. №153, №157, №158), в Германии по проекту американца Грэга Каттермана освоили серийный выпуск рекордного тримарана на ПК "Трифойлер". Однако он был слишком сложным в управлении и настройке (достаточно напомнить, что он имел две мачты, расположенные на поплавках, а управлялся из кокпита в корме основного корпуса). Кроме того, он был сугубо одноместным, довольно хрупким и дорогим (порядка 14 000 долл.).


Информация об изображении"Rave" на Бот-шоу в Майами в феврале 1998 г.
"Rave" на Бот-шоу в Майами в феврале 1998 г.
 
После двух с половиной лет напряженной работы "WindRider" превратился в "WindRider Rave-1", а затем, после всесторонних испытаний и доводки, просто в "Rave" ("Неистовый"). В феврале 1998 г. новый тримаран был впервые показан специалистам — на Бот-шоу в Майами.

Итак, перед нами классический тримаран с узкими симметричными поплавками, длина которых чуть меньше 75% длины основного корпуса. Поплавки подняты так, что при ходе без крена не касаются воды. Необычность лишь в том, что применена однобалочная схема. Мощная поперечная балка изготовлена из анодированного алюминиевого сплава. Под балкой в основном корпусе и в поплавках установлены собранные из легкого сплава рамные шпангоуты и разносящие нагрузку по длине продольные связи. Под концами балки смонтированы сквозные колодцы, в которых перемещаются вверх и вниз стойки бортовых крыльев. Здесь же у кормовой кромки балки закреплены вант-путенсы. С внутренней стороны поплавков на балке смонтированы устройства регулировки угла атаки крыльев.

Как уже знает читатель, основной корпус (с двумя вырезами для посадки экипажа) и поплавки формуются из термопласта ABS (за три часа каждый) способом литья во вращающейся форме. То, что поплавки совершенно одинаковы — дополнительный плюс при организации серийного производства. В корпусе монтируются два мягких сиденья с регулируемыми спинками и легкий обтекатель-козырек перед носовым кокпитом пассажира. Все ходовые концы снастей проведены к кормовому кокпиту, в котором размещается рулевой.

Парусное вооружение, с одной стороны, предельно упрощено, с другой — высокоэффективно. Мачта (вращающаяся) ставится в степс на палубе. Грот (майларовый) со свободной нижней шкаториной имеет семь сквозных лат. Стаксель "автоматический" с проводкой шкота через каретку, которая ходит по поперечному рельсу перед мачтой; он также изготовлен из майлара. Рулевой держит в одной руке ходовой конец грота-шкота, в другой — стаксель-шкот. Дельные вещи — фирмы "Харкен".


Информация об изображенииУправлять тримараном оказалось довольно легко
Управлять тримараном оказалось довольно легко
 
Управление поворотом производится педалями. Это новшество было довольно прохладно встречено опытными яхтсменами, но в дальнейшем к нему быстро привыкли (очевидно, сыграла роль аналогия с педалями на буере!).

Три подводных Т-образных крыла (из экструзионного профиля) размахом около 1100 мм сделаны совершенно одинаковыми. Кормовое крыло сделано поворотным и навешено на транец; его стойка служит пером руля. Особенность примененного крыльевого устройства состоит в том, что боковые крылья имеют автоматически регулирующийся в зависимости от скорости хода угол атаки. Рычажными датчиками скорости в этой системе служат две опущенные в воду полосы-шины. Они воспринимают встречный напор воды и, больше или меньше отклоняясь назад под его давлением, соответственно изменяют угол атаки крыла. Подробности устройства не сообщаются, однако известно, что оно работает достаточно эффективно.

Теперь подведем итоги


Цена тримарана — 8995 долл. (сравните с ценой "Трифойлера"!), с трейлером, запасными парусами и т.п. — 12 880 долл. На испытаниях "Rave" с полной нагрузкой развивал скорость 25 узлов при умеренном бризе (2-3 балла), причем устойчиво выходил на крыльевой режим по достижении скорости 9-10 узлов. Первые же пассажиры сообщили репортерам, что "испытывали истинный восторг парения над водной поверхностью, не ощущая ни качки, ни толчков или ударов, ни брызг, обычно сопровождающих достижение яхтой столь высоких скоростей". Большим плюсом начинающие яхтсмены считают то, что на тримаране не нужно ни откренивать, вывешиваясь за борт, ни метаться с борта на борт на поворотах, рискуя получить удар гиком по голове.

Управление тримараном новички осваивают неожиданно быстро.

Как сообщил один из испытывавших "Rave" яхтсменов Майк МакГерри, тримаран рассчитан на скорость 30 узлов, а на испытаниях прототипа была показана еще большая скорость — 38-39 статутных миль в час, т.е. в пересчете свыше 33 узлов. Получить такие скорости без применения подводных крыльев вряд ли возможно, — считают создатели "Rave".


Понравилась ли вам эта статья?
+5

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Четыре дизайна яхт в рамках симпозиума Yacht Vision 98
Продукция судостроительного концерна «Элан»
Термопластовые швертботы фирмы «Escape Sailboats»
Рекорды скорости и дальности с мотором (II часть) в 1999 году
Непростые времена яхт-клуба Балтийского морского пароходства
Обучение и получение судоводительских документов капитана
Современные навигационные системы для катеров и яхт
Гвидо Капеллини — итальянский гонщик в классе «Формула»
Сергей Хрущев — российский гонщик в классе «Формула-3»
Кен Маккрори — английский гонщик в классе «Формула-3»
Евгений Сидихин — популярный актер театра и кино
Стеклопластиковая моторная лодка «Майами-15» миланской фирмы «ILVA»
Международная выставка катеров и яхт «Hanseboot-99» в Гамбурге
Алюминиевые сварные мотолодки «Бастер» финской компании «Фискарс»
Круизно-гоночный универсальный катер «XS-2000»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Необычный 5-метровый СПК-тримаран «WindRider Rave»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Сообщения: старшип, рекорд, штандарт, каяк, РИБы, катерное ЦКБ...
Мауро Равенна — популярность аквабайка стремительно растет
Николай Литау — капитан яхты «Апостол Андрей»
В. Усачев и Д. Игумнов — создатели серии мотолодок «Мастер»
Комфортабельный мореходный катер «Орфей»
Мореходный вместительный крейсерский катер «Emerald-40»
Странный парусный катамаран «Quad Cat 2+2» с четырьмя корпусами
Сообщения: толшипы, катер, парус, компьютер, тримаран, рекорд...
Письмо бывшего вертолетчика Юрия Николаевича Васильева
Самонадувающийся спасательный пояс вместо круга
Радары для малого флота
Андрей Фоминцев — капитан парусного катамарана «Благовест»
Московская Международная выставка «Лодки, катера и яхты» 2000
Валентин Иванович Томилов — директор завода “Алмаз”
Стеклопластиковая мотолодка «Стрингер-480»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Алексей
14.05.2019 19:04
Добрый вечер!Где можно приобрести windrider rave?Можно бу.
ответить цитировать



Сколько будет 35 + 26 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории