В журнале «Катера и яхты» много написано о необходимости сделать в дейдвуде окно (лючок) и разрезную тягу реверса, упрощающие разборку мотора при ремонте, замену частей водяной помпы. Сделать смотровой лючок для большинства водномоторников сложно, да и сама крышечка люка не улучшает внешний вид мотора.
На первом моем моторе «Вихрь» был сделан такой лючок, но в его малом пространстве тесно и трудно было выполнять монтаж, а само крепление разрезной тяги оказалось ненадежным.
На другом моем моторе «Вихрь-М» вместо смотрового окна я стал успешно использовать просвет — щель между редуктором и дейдвудом, образующийся при разборке. Причем не только не требуется традиционных трудоемких работ при этом, но даже можно не снимать мотор с транца. Эту операцию с помощью разрезной тяги реверса, соединяемой втулкой, удается сократить до 3-х минут. Что для этого требуется сделать? Прежде всего вам с особой аккуратностью надо произвести все замеры и разметку штатной тяги.
Сначала надо замерить, а лучше сперва вырезать ножницами из жести или из дерева шаблон — полосу шириной, равной высоте выступающей резьбовой части конца тяги реверса. Затем ширину шаблона следует уменьшить на толщину пропила тяги ножовкой. Это избавит вас от регулировки зацепления муфты при окончательной сборке. Тягу реверса следует опустить вниз, т. е. включить задний ход. Затем надо отвернуть болты крепления редуктора к дейдвуду. Если максимально разжать образовавшийся разъем, то получится просвет шириной около 2 см.
На уровне верхней плоскости разъема редуктора надо сделать на тяге реверса чертилкой горизонтальную риску 1 и вертикальную лицевую риску 2 (рис. 1). По вертикальной риске выше риски 1 на 1,4 мм наметить керном точку и просверлить отверстие 3 ∅2,2 мм (под велосипедную спицу ∅2 мм). С помощью этого отверстия вам будет удобно фиксировать (удерживать спицей) тягу. (Если это сделать невозможно, то тогда эту операцию надо проделать, разрезав тягу и вынув ее через редуктор после его разборки.) Во время сверления не забывайте закрывать тряпкой полости редуктора и дейдвуда от попадания стружки. Затем надо освободить верхнюю часть реверса и окончательно вынуть ее вместе с редуктором.
Теперь приступаем к разметке тяги непосредственно перед тем, как ее распилить. Продлеваем лицевую вертикальную риску 2 по оси тяги за пределы будущей муфты 9 от риски 1 вверх ~60 мм и вниз ~5 мм (4). Для последующего контроля (стыка) и определения длины тяги и ширины прорези на тяге реверса следует сделать горизонтальную риску 5 выше 1 на 58 мм. Отметив выше риски 1 на 27,5 мм риску 6, распилить тягу реверса, сняв заусенцы напильником. На конце нижней части разрезанной тяги реверса для облегчения сборки сделать фаску 7 0,5X45°.
Сразу же изготовьте ваш «сборочный инструмент», который теперь надо будет все время возить с собой. Для этого надо отрезать от велосипедной спицы штифт 8 ∅2 мм длиной — 100 мм, загнуть, отступя 10 мм, один конец под углом ~90°. Сразу же вставьте штифт 8 в отверстие 3 по верху разъема редуктора.
Для изготовления муфты потребуется трубка 9 длиной 50 мм с внутренним диаметром 7,1 мм (т. е. диаметр тяги +0,1 мм). На ее поверхности следует прочертить продольную линию 10. По этой линии накернить точки 11 и 12, отступив по 7 мм от концов муфты 9, и надеть ее на верхний конец нижней части тяги до упора в штифт 8.
Из велосипедной спицы сделать второй штифт 13 ∅2 мм, на расстоянии 10 мм от конца загнуть его под углом ~110°. Общая длина его должна быть короче на 1 мм ширины пространства между боковыми внутренними стенками дейдвуда.
Совместив линии 4 и 10, в нижней точке просверлить сквозное отверстие 11 ∅2,2 мм через муфту 9 и тягу и в это отверстие вставить штифт 13. Конец верхней части тяги вставить в муфту 9, совместив линии 4 и 10, проверить ее плотную стыковку с нижней; расстояние от верхнего края муфты 9 до риски 5 должно равняться 5,5 мм за минусом ширины разреза. Теперь можно просверлить сквозное отверстие 12 ∅2,1 мм через муфту 9 и тягу. Отрезав от той же велосипедной спицы штифт 14, вставьте его в отверстие 12 и расклепайте.
Для надежного включения реверса следует проконтролировать расстояние между рисками 1 и 5 и на эту разницу (по сравнению с первым замером в 58 мм) убавить ширину шаблона (полоски) для установки втулки (над поддоном) верхнего конца тяги реверса.
Затем, вынув штифт 8, проверить свободное движение тяги вниз — вверх. Вновь вставив штифт 8, теперь надо вынуть штифт 13 и снять верхнюю часть тяги. На этом операции с модернизацией тяги заканчиваются.
Теперь следует зафиксировать напорную водяную трубку 27. Ее надо закрепить алюминиевой скобой 15 к стенке дейдвуда в 23,5 мм от оси торсионного вала с помощью винта 26 (рис. 2).
Для фиксации торсионного вала 31 на внешней стороне дейдвуда 24, против нижнего квадрата вала прочертить карандашом линию 16 (см. рис. 3) на высоте 75 мм от разъема дейдвуда параллельно его плоскости. Затем на эту плоскость штатными винтами надо укрепить плотную бумагу и прочертить линию 17, проходящую через продольную ось дейдвуда (через передний болт 30 и гнездо направляющего заднего штифта 32). На расстоянии 56 мм от оси переднего болта или 96 мм от оси заднего гнезда (направляющего штифта) под углом 90° к линии 17 прочертить линию 18. Обе линии 17 и 18 через бумагу перенести на металл острием ножа, метки по внутренним краям плоскости для первичной фиксации торсионного вала. На пересечениях линий 18 (продлив ниткой к верху оси коленвала или головки стартера) и 16 просверлить отверстие (сквозное через правую и левую сторону дейдвуда), нарезать резьбу М6 для стопорных винтов 19 и 20 t≈40 мм и резьбовых заглушек 21 и 22 t≈10 мм с полусферической головкой под отвертку. Убрав бумагу и установив стороны квадратов торсионного вала и вала-шестерни нормально к линиям 17 и 18, зафиксировать стопорными болтами 19 и 20 торсионный вал, чтобы его центр соответствовал пересечению линий 17 и 18.
При первом совмещении редуктора с дейдвудом за счет неточности разметки сверления возможно небольшое непопадание (если нет грубой ошибки) квадратов и резиновой муфты водяной трубки 29. Исправьте несовпадение по меткам отпечатанной краски. Для этого надо наклеить бумажки на торцы торсионного вала, а верхние торцы квадрата вала-шестерни водяной трубки намазать краской. После совпадений квадратов и трубки это положение следует отметить в удобном месте метками на маховике и на блоке двигателя. Эти метки будут нужны всегда при закреплении торсионного вала.
Теперь начинаем собирать мотор. Верхнюю половину тяги реверса вставьте в штатное отверстие поддона, затем следует собрать верхние детали переключения так, чтобы высота резьбового конца тяги реверса соответствовала уменьшенной ширине шаблона (полоски).
Теперь вставляйте редуктор, совмещая (штифт 8 можно использовать как рычаг) в муфте 9 отверстия 11 тяги и муфты. Зафиксируйте их штифтом 13; освободите штифт 8. Плотно сожмите редуктор и закрепите болтами редуктор с дейдвудом. Стопорные болты 19 и 20 следует заменить заглушками 21 и 22. Ручками переключателя реверса и стартером проверьте правильность сборки и сцепление.
Итак, при необходимости добраться до водяной помпы 28, торсионного вала, деталей редуктора и даже для замены нигрола в походных условиях вам теперь достаточно: транец лодки вытащить на берег, переключить тягу реверса вниз (т. е. включить задний ход), совместить (вращая маховик по ходу его вращения) метки на маховике и на блоке двигателя. Вместо заглушек 21 и 22 поставьте стопорные винты 19 и 20, поочередно завинчивая их на последних витках резьбы. Затем отверните болты низа дейдвуда, вытягивайте редуктор, в отверстие 3 установите штифт 8, а из отверстия 11 следует убрать штифт 13, и ваша помпа свободна для осмотра или ремонта, мотор остается на транце.
Не забывайте брать с собой штифт 8 и болты 19 и 20.