Через три-четыре напряженных сезона эксплуатации (иногда и раньше) двигатель начинает терять мощность, уменьшается компрессия в цилиндрах. Особенно это заметно, когда в лодке находится 4—5 человек.
После снятия цилиндров и замера зазоров в замках поршневых колец, вставленных в наиболее изношенную часть цилиндров на расстоянии 10—15 мм от торца, зазоры в замках колец оказываются равными 1,0—2,0 мм вместо 0,3—0,5 мм. На стенках поршней обнаруживаются следы прорывов газа в районе расположения замков поршневых колец.
При замене поршневых колец на новые компрессия частично восстанавливается, но уже через сезон она становится по-прежнему плохой.
Для увеличения межремонтного срока я на поршни двигателя «Вихрь-М» поставил кольца от «Паннонии», сделав замок кольца не встык, а «внаклад», как показано на эскизе. Эти кольца больше по диаметру, чем «вихревские», но остальные размеры схожие (ширина 2,5; толщина 2,7 мм). Подгонять поршневые кольца от «Паннонии» к поршням и цилиндрам «Вихря» нужно, сняв блок цилиндров и поршни Для этого нужно иметь: штангенциркуль, набор маленьких надфилей, лупу, соответствующую рабочую квалификацию и, разумеется, немалое терпение. Сначала нужно опилить один (левый по эскизу) конец замка, потом, примеряя к цилиндру «внаклад», опиливать другой конец замка. При этом нужно предусмотреть запас, так как при подгонке по прилеганию кольца к стенкам цилиндра его диаметр будет меняться, а зазор на замке увеличиваться.
Подгонку кольца к стенкам цилиндра достаточно выполнить в области замка, спилив оба конца по толщине до 2,5 мм и плавно до нуля в обе стороны на 30—35 мм. При этом примеряют кольцо к цилиндру на «просвет» и подпиливают места соприкосновения кольца со стенкой цилиндра между просветами.
Затем нужно подогнать правый конец кольца таким образом, чтобы он зашел в замок с минимальным зазором при вставленном в цилиндр кольце, а потом уже продолжать подгонку кольца к стенкам цилиндра на «просвет». Зазор в замке должен быть не менее 0,3 мм. В поршневой канавке концы кольца в замке должны сходиться полностью без зазора. Ширина кольца в замке должна быть такой же, как и по всему кольцу — 2,5 мм, а выемка в замке, в которую входит стопорный штифт, по ширине и глубине должна быть не менее 1,30 мм. При выполнении этой работы нельзя допускать ни малейшей небрежности в размерах, так как это грозит большими неприятностями — заклиниванием и поломкой поршневых колец с вытекающими отсюда последствиями.
Можно подогнать кольца к стенкам цилиндров без просветов, но для этого требуется большое умение и терпение. Если небольшие просветы и останутся на дуге не более 1/3 длины окружности, то в процессе обкатки кольца притрутся, хотя на это потребуется продолжительное время. Лучше подогнанные кольца нужно поставить в первую канавку от головки поршня. При обкатке лучше всего первый бак топливной смеси выработать на холостом ходу без включения реверса, то есть при самых малых нагрузках, а дальше продолжать обкатку на ходу согласно инструкции.
После двух сезонов эксплуатации я вскрыл цилиндры для осмотра: зазор в замке 0,9—1,1 мм (первоначально 0,4—0,5 мм), следов прорыва газов нет. По моему убеждению, поршневых колец с замком «внаклад» хватит на полный моторесурс двигателя.