За рубежом для облегчения пуска двигателей, в частности, установленных на яхтах и катерах, широко применяются аэрозольные упаковки легковоспламеняющейся жидкости, основу которой составляет эфир. Фирмы «Перматекс» (США), «Прогресс Трейдинг» (Япония) и «Прокомбюр» (Франция), например, рекламируя свою продукцию, сообщают, что применение аэрозоля обеспечивает смазку верхней части цилиндра, а также быстрый и уверенный пуск всех карбюраторных и дизельных двигателей, двигателей газонокосилок, подвесных моторов; предотвращает разжижение картерного масла; способствует повышению ресурса работы аккумуляторной батареи и электростартера и т. п.
В СССР для облегчения пуска дизелей Новомосковским экспериментально-технологическим отделом СКБХ ВО «Союзбытхим» и Государственным союзным научно-исследовательским тракторным институтом НАТИ разработана отечественная аэрозольная упаковка легковоспламеняющейся жидкости. Она представляет собой портативный баллон с герметичным клапаном и сифонной трубкой, в котором легковоспламеняющаяся жидкость находится под давлением вытесняющего вещества — пропеллента. В качестве пропеллента используется сжатый углекислый газ, который не содержит огнеопасных компонентов и обладает низкой токсичностью. Благодаря оптимальному соотношению пропеллента и легковоспламеняющейся жидкости, в баллоне поддерживается достаточное давление для качественного распыливания в широком диапазоне температур. При 50 °С избыточное давление насыщенных паров в баллоне составляет не более 9 кгс/см2, при 20 °С — не менее 5,5, а при минус 30 °С — 1,5—1,8 кгс/см2.
Основу пусковой жидкости составляет этиловый эфир (около 65%), обладающий низкой температурой самовоспламенения, высоким давлением насыщенных паров и широкими пределами воспламеняемости. Для обеспечения необходимых эксплуатационных качеств в состав жидкости введены минеральное масло с низкой температурой застывания и комплекс присадок, обладающих антикоррозионными, моющими, антиокислительными, противозадирными и другими защитными свойствами.
Препарат получил название «Автожидкость в аэрозольной упаковке для запуска дизелей». Серийное его производство по ТУ6-15-07-70—79 организуется на Невинномысском заводе бытовой химии (г. Невинномысск Ставропольского края). Розничная цена одной упаковки утверждена в размере 80 коп.
Запуску в серийное производство предшествовали обширные стендовые п эксплуатационные испытания, проводившиеся в течение 5 лет, в основном на тракторных дизелях. В опытной эксплуатации аэрозольная упаковка испытывалась также на 2-тактных пусковых и 4-тактных автомобильных карбюраторных двигателях. По данным контрольных опытов, при использовании аэрозольной жидкости пусковые двигатели типа П-10УД, работающие на смеси моторного масла и автомобильного бензина (1 : 20), удавалось легко запустить без предварительного подогрева при температурах до —35°С; при температурах же от —5 до —15°С продолжительность пуска сокращалась в 4—10 раз. С применением аэрозоля продолжительность пусков двигателей «Москвич-412» при температуре —15 °С уменьшилась в 8—15 раз.
По ТУ6-15-07-70—79 емкость одной аэрозольной упаковки в зависимости от рабочего объема цилиндров, типа двигателя, температуры окружающей среды и т. д. позволяет осуществить от 10 до 30 запусков.
Осенью 1979 г. и в течение всей навигации 1980 г., в основном в холодное и дождливое время, когда обычным способом пустить двигатель практически невозможно, аэрозольная жидкость была использована для облегчения пуска лодочного мотора «Ветерок-12». После короткого впрыска (в течение 1—3 с) в карбюратор при открытых воздушной и дроссельной заслонках мотор пускался легко и свободно.
Пусковая жидкость была также нами применена при расконсервации двигателя после зимнего хранения. Упаковки очень практичные: в течение более чем одного года были использованы фактически полторы такие упаковки.
Применение аэрозольных упаковок позволит не только облегчить пуск и увеличить ресурс работы двигателей, но и уменьшить, что не менее важно, расход горюче-смазочных материалов, а также снизить влияние моторов на чистоту рек и озер.