В ряде статей о крейсерско-гоночных яхтах, опубликозанных в сборнике в последние годы, упоминается о блупере. Хотелось бы узнать подробнее о характеристиках этого паруса и его применении.
Блупер — это парус, который несут одновременно со спинакером на полных курсах. Иногда его называют также бигбоем или шутером.
Впервые блупер появился на крейсерско-гоночных яхтах всего несколько лет назад. При его постановке не только добавляется до 40% площади парусности, но и существенно повышается устойчивость яхты на курсе при попутном ветре, особенно если он свежий н судно проявляет склонность к потере управляемости и резкому крену в сторону спинакера.
Поводом для изобретения блупера послужило правило обмера IOR, согласно которому во время гонки яхта не может нести одновременно два спинакера, но на нее разрешается поставить с под-ветра от спинакера носовой парус, имеющий площадь меньше, чем самый большой генуэзский стаксель. Блупер поэтому кроится не симметричной формы относительно средней линии, как спинакер, а подобно генуе, имеющей переднюю шкаторину.
Профиль паруса очень полный и рассчитывается таким образом, чтобы эффективно улавливать потоки воздуха, стекающие со спинакера, и использовать их для получения дополнительной тяги. Галс блупера крепится на том же обушке, что и галс генуи; для подъема используется второй спинакер-фал или запасной фал топового стакселя. Шкот проводится обычным способом, а вот фал, как правило, не добирается до места и служит таким же инструментом, как и шкот, для того чтобы держать парус постоянно наполненным ветром. Обычно нижняя шкаторина блупера располагается как раз над гребнями волн, выходящих из-под корпуса яхты.
Стабилизирующий эффект блупера основан на смещении общего центра парусности яхты вперед и вниз, а также на более равномерном распределении площади парусов относительно обоих бортов судна.
На фото И. Федорова: яхта «Вирго», идущая под блупером и спинакером.