К настоящему времени Волгоградский судостроительный завод выпустил уже свыше 3500 мотолодок типа «Сарепта», которые эксплуатируются практически по всей стране (описание лодки — см. №48). Период эксплуатации, судя по письмам покупателей, колеблется от двух до семи-восьми месяцев в год. Естественно, условия плавания и требования к лодке в разных районах страны отличаются так же резко.
С 1976 г. мы получили сотни писем владельцев «Сарепт» с замечаниями, предложениями, претензиями. Писали нам , и опытные водномоторники, плававшие уже не один десяток лет, и люди, для которых наша «Сарепта» явилась первой лодкой. Тщательно проанализировав все содержащиеся в этих отзывах предложения, заводские конструкторы заново сделали некоторые расчеты и изменили конструкцию ряда узлов мотолодки с целью повышения прочности и надежности корпуса, а также улучшения эксплуатационных качеств и комфортабельности «Сарепты».
Толщина обшивки носовых листов днища увеличена с 2,0 до 2,5 мм. Существенно изменена конструкция днищевого набора. Стрингера изготовляются теперь не из углобульбового профиля 25x25, а из Z-образного профиля 25X30. Наличие горизонтальной верхней полки профиля позволило изменить и конструкцию узла пересечения стрингеров и флоров. Теперь поперечный набор, имеющий вид П-образных балок с двумя нижними фланцами, обшивки не касается, а ставится поверх стрингеров и приклепывается к ним (ранее применялась сварка).
Между шп. 1 и 2 установлено дополнительное диагональное ребро жесткости, позволившее избавиться от прогиба и «хлопанья» обшивки при ходе на волнении.
Все транцевые кницы теперь выполняются из более толстого металла (2,5 мм). В месте соединения транца и планширя, хотя этот узел и не вызывал нареканий, устанавливаются небольшие кнички, исключающие возможность образования здесь трещин.
Изменения коснулись и сдвижной рубки; они позволили улучшить ее внешний вид и сделать конструкцию более технологичной. Толщина крыши увеличена с 1 до 1,5 мм, что позволило отказаться от установки двух ребер жесткости, которые ранее располагались над самой головой водителя; эта мера увеличила безопасность плавания. Боковины стали цельными; их толщина доведена до 2 мм.
Подкреплена палуба в носовой части «Сарепты»; теперь на ней не будет образовываться бухтина.
Увеличена толщина каркасов сидений. Изготовляются сиденья теперь из дерева, что улучшило их внешний вид и повысило прочность в разложенном состоянии. Применен более качественный (с упрочненным верхним слоем) материал для обивки — винилискожа марки «Т».
После внесения в конструкцию «Сарепты» указанных изменений потребовалась экспериментальная проверка надежности корпуса, т. е. проведение новых ресурсных испытаний по 300-часовой программе. По этой программе испытания на спокойной воде с полной нагрузкой длились 15 ч; на 0,5-метровой волне с одним человеком на борту лодки — 120 ч, а с полной нагрузкой — 90 ч; на волне высотой 0,75 м с одним человеком — 45 ч, а с полной нагрузкой — 30 ч. Нетрудно заметить, что наибольший объем ходового времени испытаний приходился на второй режим плавания как самый жесткий. Лодки испытывались с двумя подвесными моторами «Вихрь-25» на транце, т. е. с предельно допустимой мощностью. Все режимы испытаний, время и погодные условия контролировались представителем ОТК завода, включенным в состав испытательной группы.
Все лодки успешно прошли испытания по полной программе, а одна из них эксплуатировалась до самого конца сезона, после чего была испытана на водонепроницаемость и тщательно осмотрена комиссией: никаких
разрушений корпуса обнаружено не было.
В настоящее время на заводе ведется дальнейшая доводка конструкции мотолодки. В 1980 г. предполагается, в частности, установить ходовые огни и заменить весла-гребки распашными веслами.
Советы и предложения, присылаемые в адрес завода, помогают нам не только совершенствовать уже выпускающуюся мотолодку, по и определять направление поиска, создавая новую модель.