В августе прошлого года работниками Тюменского моторного завода имени 50-летия СССР был совершен 10-дневный испытательный поход по таежной реке Демьянке (правый приток Иртыша) на туристских байдарках «Салют». Основная цель похода заключалась в проведении натурных испытаний подвесных парусов, выпускающихся серийно и подготавливаемых к выпуску, и оценки пригодности их в дальних походах на самых популярных у нас туристских разборных судах — байдарках с мягкой обшивкой.
Для расширения области применения подвесных парусов, навешиваемых на транец, предприятием разработаны два новых их варианта. Первый вариант — это дополнение стакселем площадью 1.5 м2 уже хорошо известного шпринтового паруса площадью 3.5 м2. Второй вариант — сочетание бермудского паруса увеличенной до 5 м2 площади и того же стакселя.
К походу готовились основательно. Поскольку обычные «Салюты» транца не имеют, пришлось продумать вариант соединения по две байдарки в катамаран. Делать это было решено уже на месте — из подручных материалов.
Высадившись в Демьянском, поплыли на восток на веслах — против течения. Ветер все время дул «противный», так что никакой возможности поставить паруса не было. За три часа усиленной гребли продвинулись вперед на каких-нибудь 12 км.
С нетерпением ожидали такого поворота реки, после которого можно было бы соединять байдарки в парусный катамаран. И стоило выйти на плес с более или менее попутным ветром — все дружно принялись за дело. Балками катамарана послужили два 2-метровых сосновых бруска сечением 50X70 мм, транцем под струбцину паруса — доска 25X180 длиной 1,5 м, приколоченная .к кормовой поперечине. Вся работа заняла полчаса: балки прикрутили к фальшбортам «Салютов» нержавеющей проволокой ∅2 мм.
Уходим с попутным зюйдом вдогонку ушедшей вперед весельной байдарке. Теперь наша скорость значительно выше, чем при гребле: примерно 6 км/ч, и это на течении порядка 2—2,5 км/ч.
Хотя мы и не «туземцы», но знаем характер ветров на северных реках. Ветры здесь капризны. При встречных ветрах наш катамаран, чтобы не терять «высоты», в лавировку не идет — река узкая, 75—100 м ширины, да еще встречное течение! За считанные секунды мачту заваливаем, укладывая на балки между байдарками, — пускаем в ход весла.
В сумерках притыкаемся к берегу. Подводим итоги первого дня! на веслах пройдено 26 км за 6 часов; под парусом — 24 км за 4,5 часа. Результаты радуют. Парус, действительно, оказывается хорошим помощником даже при плавании на таежной реке.
Следующие семь дней так и шли попеременно то на веслах, то под парусом. В последний день нашего пути вверх по течению совершили удачный 20-километровый бросок с попутным ветром — практически без помощи весел. Вместе с возвращением к лагерю вниз вся эта 40-километровая прогулка заняла не более 7 часов.
Плавание показало, что катамаран и паруса выдержали испытания при всех ветрах и нагрузках, оба варианта вооружения достаточно удобны. Спаренные «Салюты» остойчивы и надежны, что очень важно для тех, кто не имеет навыков яхтенного рулевого.
На будущий год планируем совершить более длительный переход.