Желание поставить на лодку парус и испытать силу ветра возникло у меня давно. Однако с парусами я никогда дела не имел и, задумав вооружить ими байдарку, сразу же убедился, что приобрести нужные материалы и своими силами, не имея опыта, изготовить хорошие паруса, рангоут и швертовое устройство совсем не так просто, как это кажется на первый взгляд. Наконец, смущало и то, что в байдарке, как и в любой другой маленькой лодке, мачта и другие элементы вооружения неминуемо загромождают и без того тесный кокпит, мешают грести или ловить рыбу.
Во время подобных размышлений и сомнений мне попался на глаза выставленный на витрине спортмагазина подвесной парус производства Тюменского моторного завода имени 50-летия СССР. Я сразу вспомнил, что о нем уже не раз писалось в «Катерах и яхтах», и понял — это то, что мне надо! Цена 130 рублей чрезмерной не показалась, мы купили подвесной парус и сразу же поехали с ним в отпуск — в район Барышевского плеса на Вуоксе.
Из числа имевшихся в нашем распоряжении лодок наиболее подходящей была признана металлическая разборная 2,7-метровая «Романтика» первого выпуска. И вот мы притащили аккуратный пакет с парусом (0,3X0,3X1,5 м; масса — около 16 кг) на берег и стали вооружать свое судно, превращая мотолодку в парусник. Вопреки опасениям, времени на это потребовалось совсем не много — менее получаса; все встало на места без какой-либо особой подгонки. Заводская инструкция оказалась составлена очень толково и, забегая вперед, замечу, что при ее помощи не имеющий никакого опыта человек вполне может не только установить парус, но и освоить управление лодкой. (Нам очень помогла еще и статья Д. Курбатова, опубликованная в сборнике №59).
Конечно, сказать, что «Романтика» сразу пошла против ветра, было бы явным преувеличением. Как мы убедились, очень важно правильно выбрать наклон мачты — положение центра парусности по длине лодки. От этой регулировки зависят лавировочные качества парусника. Как бы там ни было, после трех-четырех выходов экипаж чувствовал себя совершенно уверенно. Управлять парусом удобно и довольно просто; кроме румпеля внутри лодки ничего нет — все навешено на транец.
Мы ходили на «Романтике» под парусом целый сезон (чаще всего — вдвоем) и в целом очень довольны. При достаточной силе ветра лодка очень хорошо идет не только на фордевинд и в галфвинд, но и в бейдевинд — при угле к ветру примерно 40—50° (угол определялся весьма приближенно — по вымпелу). Лодка и в лавировку идет практически без крена, дрейф незначителен. При усилении ветра мы неоднократно пользовались предусмотренной конструкцией паруса возможностью быстро уменьшать его площадь вдвое, убрав реек-шпринтов. А вот по поводу срочной уборки мачты с парусом надо сказать, что в сложных условиях сделать это довольно трудно (тут, пожалуй, необходима какая-то рационализация). Резиновый амортизатор действует надежно и действительно делает перебрасывания паруса с борта на борт малоощутимыми.
Чтобы увеличить надежность крепления подвесного паруса, мы установили на транцевую доску «Романтики» металлический угольник — над прижимными винтами струбцины; мачту для страховки крепим при помощи специального линя к одному из рымов на корпусе лодки. Никаких усовершенствований самого вооружения не потребовалось.
Для того чтобы обеспечить непотопляемость лодки, в дополнение к штатным блокам пенопласта в обе концевые секции мы заложили надувные бревна, а в средней — закрепили к сланям два надувных матраца.
Подвесной парус сделал «Романтику», рассчитанную на движение под мотором 2—5 л. с. и на веслах, действительно универсальной лодкой для отдыха на воде. Приобретение тюменского комплекта — самый доступный путь для приобщения к парусу тысяч владельцев малых гребных и моторных лодок (при одном-единственном условии, — чтобы эти лодки имели транцевую корму!).