Поворот на 360° входит составным элементом в программу фигурного катания по виндсерфингу многих спортсменов зарубежных стран. Чаще всего он служит связкой между отдельными упражнениями, но этим его применение не ограничивается. Так, при нарушении правил гонок на олимпийской дистанции умелое выполнение двух поворотов на 360° позволяет сократить время выполнения штрафного поворота на 720°. Более того, при техническом выполнении поворота на 360° потери «высоты» практически не будет. Благодаря применению предложенной техники можно также облегчить выполнение старта курсом фордевинд при свежем ветре.
Особенность данного поворота заключается в следующем: когда корпус (доска) совершает один или несколько поворотов почти вокруг мачты, спортсмен в течение всего времени находится по одну сторону паруса — с наветра.
Выполнение поворота начинают с приведения доски к ветру (рис. 1). Для этого парус надо наклонить в корму и слегка под ветер. В этот момент «мачтовая» рука спортсмена (которая ближе к мачте) должна быть слегка согнута, «шкотовая», которую он держит на расстоянии около полуметра от «мачтовой», — прямая. Положение ног спортсмен должен изменить еще до выполнения поворота — расставить ступни несколько шире, чем это требуется при выполнении простого поворота.
Как только доска приведется в положение «левентик» (рис. 2), парус необходимо выбрать так, чтобы гик перешел на бывший ранее наветренным борт. При этом «мачтовая» рука должна выпрямиться, а «шкотовая» слегка согнуться. В таком положении масса спортсмена распределяется на обе ноги равномерно. Доска замедляет движение, а затем полностью теряет ход.
Далее, не меняя положения рук на гике, парус следует выбирать еще сильнее. Первоначальное положение ног со слегка расставленными ступнями спортсмен должен изменить: ногу, поставленную ближе к носу снаряда, переставить еще дальше в нос, а другую ногу, на которую приходится большая нагрузка (рис. 3), оставить почти прямой.
Когда доска начнет двигаться кормой вперед, парус необходимо поставить перпендикулярно корпусу. Это можно сделать, сгибая «шкотовую» руку и поворачивая торс. Затем, не изменяя наклона мачты, спортсмен должен переступить по доске таким образом, чтобы обе ноги в согнутом положении оказались впереди от мачты. Доска, сохраняя ход назад, получит вращение носовой частью в левую сторону (рис. 4).
Далее парус необходимо установить так, как будто вы двигаетесь курсом бакштаг обычным способом, и начинать приводиться. Мачту следует отклонить назад относительно направления движения, заставляя доску идти по дуге. При этом корма будет постепенно поворачиваться, а доска с курса бакштаг перейдет на бейдевинд. На этом этапе подветренная кромка носовой части доски может вой!и в воду, а корпус тонуть. Чтобы этого избежать, ноги необходимо ставить на наветренной стороне корпуса (рис. 5).
Теперь, когда доска продолжает приводиться кормой к ветру, а давление ветра на парус ослабевает, ноги следует ставить ближе к носу, однако так, чтобы он не погружался в воду (рис. 6). Для этого надо корпус слегка накренить на ветер.
Добирая парус до диаметральной плоскости, спортсмен должен заставить доску постепенно вращаться под действием паруса до положения «левентик», но уже с кормой, расположенной на ветру (рис. 7,8).
Затем следует повторить все первоначальные моменты поворота (как при движении носом вперед). Одновременно с вращением корпуса доски спортсмен должен выпрямить «переднюю» (относительно движения) ногу, а «заднюю» согнуть. Корпус начинает двигаться носом вперед. С началом движения, когда парус будет поперек корпуса, следует сделать широкий шаг в корму. Далее необходимо наклонить парус назад и на подветер, при этом рекомендуется немного присесть (рис. 9). Корпус начинает двигаться носом вперед и занимает исходное положение.
Чтобы сделать поворот на 720°. необходимо уже на последнем этапе выполнения поворота 360° начать подготовку к следующему.
Если спортсмен хочет стартовать курсом фордевинд, то он должен выполнить данный поворот не до конца. В тот момент, когда корпус начнет двигаться носом вперед, парус нужно резко переместить вперед, в сторону мачты (рис. 10). Доска остановит свое вращение и ляжет на нужный курс.