Нужно ли менять поршневые кольца?
Этот вопрос волнует В. Б. Столярова из г. Череповца, у которого мотор «Вихрь» проработал 6 лет.
Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно заметить, что основным критерием работоспособности двигателя является его мощность. Потеря мощности подвесного мотора ясно выражается в снижении скорости лодки, увеличенном расходе топлива и плохом запуске. Наличие этих отрицательных явлении свидетельствует о недостаточной компрессии в цилиндрах в результате износа деталей цилиндро-поршневой группы. В этом случае двигатель следует разобрать, осмотреть и обмерить диаметр цилиндров и поршней. Наружная поверхность поршневых колец по всей длине окружности должна быть блестящего светлого цвета. Если светлый блеск сменяется черными участками, значит поршневое кольцо подлежит замене. Если таких черных участков нет, следует замерить зазор в с.тыке. Для этого кольца вставляют в цилиндр без перекоса. Зазор должен быть от 0,3+0,2 мм у нового двигателя до 1,0 мм после длительной эксплуатации. Если зазор больше, поршневое кольцо следует заменить.
Причина снижения оборотов
Почему новый мотор после обкатки при выходе на максимальные обороты самопроизвольно их снижает?
Это происходит из-за того, что мотор был недостаточно хорошо обкатан; в бензин заливалось мало масла: мотор мало проработал в режиме обкатки. На плохо обкатанном двигателе при переходе на максимальные обороты увеличивается нагрев деталей, уменьшаются зазоры, увеличивается трение и в результате начинается «торможение» — двигатель снижает обороты.
Автор письма, пытаясь избежать этого явления, поставил легкий гребной винт и заметил, что обороты растут рывками. Подобная эксплуатация приведет к выходу двигателя из строя.
Могу посоветовать тов. Добробородову продолжить обкатку в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации мотора.
Почему падают обороты?
Читатель А. С. Фельдштейн из г. Дзержинска сообщал о том, что при увеличении открытия дроссельной заслонки обороты двигателя на его «Вихре» падают.
Наиболее часто это явление связано с нарушением работоспособности бензобака, потерей герметичности клапанов или вытягиванием мембраны топливного насоса.
В данном случае автор пишет, что заменил в системе питания все, а дефект не устранил. Лишь когда он стал поддувать бензобак с помощью камеры, надутой воздухом, дефект устранился. Совершенно ясно, что был засорен заборник трубки бензобака. Нужно снять с него резиновый шланг, идущий к груше, затем ключом вывернуть заборную трубку, продуть ее и прочистить припаянный к ней фильтр.
Причина плохого запуска горячего «Вихря»
П. Т. Кузнецов из г. Липецка, эксплуатировавший «Вихрь» без каких-либо серьезных ремонтов с 1972 г., сообщает об ухудшившихся пусковых свойствах двигателя в горячем состоянии.
Безусловно, такая длительная работа привела к определенному износу ряда деталей. Прежде всего следует заменить крыльчатку водяного насоса, который сейчас может не обеспечивать нормальный температурный режим двигателя.
Если это не поможет, нужно разобрать двигатель и осмотреть состояние поршневых колец, гильз цилиндров и поршней. В большинстве подобных случаев оказывается достаточным заменить поршневые кольца.
Как уменьшать износ стопорных колец поршневых пальцев?
Могу посоветовать тщательно заполировать торцы поршневых пальцев.
О мощности 30-сильного «Вихря»
У читателя А. Л. Константинова из г. Москвы, десять лет эксплуатировавшего «Вихрь-М» и сменившего его на «Вихрь-30», закралось сомнение в том, что новый мотор мощнее.
Могу сообщить, что моторы семейства «Вихрь» весьма чувствительны к правильной установке зазора в прерывателях магдино, ибо от зазора зависит правильное опережение зажигания.
Вторым весьма существенным фактором является нормальная работа системы охлаждения. В первую очередь следует проверить эти две позиции.
Далее, конечно, следует проверить правильность работы системы питания. При увеличении оборотов двигателя игла в поплавковой камере не должна падать. В последних выпусках моторов, где игла убрана, нужно проверить, не «захлебывается» ли двигатель при увеличении оборотов.
Экономичный карбюратор для «Вихря»
Многих читателей «КиЯ» волнует вопрос повышения экономичности моторов семейства «Вихрь». В первую очередь, этот вопрос связывается с заменой штатного карбюратора, применением различных вихревых насадок.
Карбюраторы, устанавливаемые на моторы «Вихрь», полностью соответствуют по своим качествам лучшим отечественным и зарубежным образцам, изготавливаются на специализированном карбюраторном заводе высокой культуры производства, Конечно, над получением лучшего распыления топлива и повышения тем самым экономичности двигателя в той мере, насколько она зависит от карбюрации топлива, постоянно ведутся работы.
Заменять «родной» карбюратор «Вихря» на какой-либо другой я не советую.
Что касается вихревого карбюратора, сообщение о работах по созданию которого было в «КЯ», то длительные испытания устройства пока что не оправдали возлагавшиеся на него надежды. К серийному производству в ближайшие годы вихревой карбюратор не намечается.
Почему появился скрежет?
При эксплуатации спаренных «Вихрей-30» на лодках типа «Прогресс» и на «Казанках-М» на полных оборотах двигателя (после того как он отработает 50—100 часов) появляется металлический скрежет. Двигатель при этом сразу же сбрасывает обороты. В чем причина?
Устанавливать два «Вихря-30» ни на «Прогресс», ни на «Казанку-М» нельзя: об этом четко сказано в паспорте мотолодки.
Следует иметь в виду, что при установке двух моторов они оказываются незагруженными, их двигатели идут вразнос. Появляющийся при этом металлический звук свидетельствует о ненормальном режиме работы двигателя. Подобная эксплуатация ведет к обрыву шатунов, поломке коленчатого вала и другим серьезным повреждениям.
Автору письма можно только посоветовать внимательно читать заводские инструкции.