На бортовой опалубке швертбота класса «470» французской команды, как раз напротив компаса, установленного на швертовом колодце, был наклеен небольшой планшет. Он состоял из основания и посаженных на общую ось двух дисков, изготовленных из тонких пластмассовых листов. На основании этого «компьютера курсов», как в шутку, а может быть и всерьез называли планшет французы, нанесены положения поворотных буев дистанции, которая представляет собой равнобедренный треугольник с углом 90° у знака № 2. Для удобства пользования прибором место старта и буй № 3 помещены на планшете в разных местах.
На нижнем диске, имеющем больший диаметр, нанесены деления через 5°, как на картушке компаса. На крупных соревнованиях судьи, выставив дистанцию, заранее определяют направление от главного судейского судна (ГСС), стоящего на старте, на верхний знак № 1. Перед стартом гонки на ГСС выставляют Щит, на котором обозначен истинный курс на знак № 1. Вращая диск-картушку на своем планшете, рулевой яхты совмещает указанный курс с риской, стоящей напротив изображения верхнего знака. Тем самым он «вводит в компьютер» исходные данные для определения курсов яхты после огибания знака N9 1 на знак № 2 (его значение можно прочесть на картушке напротив риски, соответствующей этому знаку) и после прохождения знака № 2 на знак № 3 (цифра у риски напротив знака № 3).
На втором диске, имеющем меньший диаметр, нанесены стрелка, обозначающая направление ветра, перпендикулярная ей линия Старта и четыре вспомогательные линии. Две из них, расположенные под углом 45° к направлению ветра, ограничивают лавировочный угол, то есть угол между курсами яхты в крутой бейдевинд на правом и левом галсах. В зависимости от метеорологических условий на акватории соревнований лавировочный угол может быть меньше или больше 90°, поэтому рядом с этими линиями на диске нанесены дополнительные деления через 5°.
Перед стартом рулевой яхты должен по возможности точно определить направление ветра по компасу. Напомним старое правило: ветер дует в компас, корабль идет из компаса. Иными словами, северный ветер означает, что он дует с севера, а курс «север» — что форштевень яхты направлен на север. В нашем случае (как показано на рисунке) направление ветра составляет 126°, поэтому малый диск планшета поворачивается до совмещения стрелки «Ветер» с этой цифрой. «Компьютер» сразу же выдает курсы, которыми рулевой может идти к верхнему знаку — на правом галсе 80°, на левом — 170°. Чтобы не напрягать зрение, разглядывая цифры на картушке планшета, рулевой может записать их на специальных белых «окошечках», предусмотренных на планшете.
Теперь, глядя на планшет и пройдя пару раз вдоль стартовой линии, гонщик может наглядно представить себе, как выставлена дистанция относительно ветра, какой галс будет более выгодным и в какой части стартовой линии ему лучше стартовать. В нашем примере курс на верхний знак не перпендикулярен стартовой линии: выгоднее идти к нему длинными правыми галсами. Остается проверить, совпадает ли с теоретической линией, показанной на планшете, фактическая линия старта. В большинстве случаев оказывается выгодным стартовать с более наветренного конца.
Если по каким-либо причинам на ГСС не указывают истинный курс на верхний знак, стрелку ветра совмещают с риской верхнего знака и раскладывают галсы по планшету, пока в ходе гонки не будет обнаружен знак и станет возможным уточнить выгодный галс.
Две другие линии на меньшем диске ограничивают сектор, в котором рулевой должен будет проложить свой курс на нижний знак, идя фордевиндом. Как показано на нашей схеме, после огибания знака № 1 выгоднее расположить спинакер-гик на левом борту, так как этим галсом можно будет выйти прямо на знак.
Еще более простой «компьютер» нам показали на борту испанской яхты. Он состоял из двух прозрачных дисков, один из которых также представлял картушку компаса с нанесенными через градус делениями. На втором диске начерчены стрелки: одна из них обозначает направление ветра, а три других — направления на соответствующие знаки дистанции. Здесь же размечено теоретическое расположение линии старта — перпендикулярно направлению ветра и линии, ограничивающие лавировочный угол. Использование этого приспособления аналогично предыдущему, хотя он и не дает такой полной информации о дистанции, как рассмотренный выше.
При сравнительной простоте, позволяющей изготовить их своими силами, эти устройства помогают рулевому гоночной яхты решать тактические задачи по ведению гонки, не отвлекая внимания на расчет нужных курсов.
Трудно было догадаться о назначении нескольких разноцветных линий, нанесенных лучами из одной точки на палубе близ места рулевого на швертботе голландской команды, пока один из тренеров не пояснил коротко способ их использования в ходе гонки. Он назвал их «галсовыми линиями».
Одна из них расположена точно под 90° к диаметральной плоскости судна. Глядя поверх нее на какой-либо предмет, например поворотный знак, легко определить момент траверза, а значит и момент поворота на другой галс, которым яхта сможет выйти прямо к этому знаку (если, конечно, лавировочный угол яхты составляет 90°). А поскольку этот угол зависит от силы ветра и состояния моря и может варьироваться от В0° до 100°, справа и слева от линии траверза нанесены вспомогательные линии (другим цветом). В слабый ветер швертботы редко идут круче 50° к ветру (лавировочный угол равен 100°), значит и для определения момента поворота следует пользоваться соответствующей линией, расположенной на 10° в корму от траверза. В свежий бриз, который еще не поднял волны на дистанции, лодка может идти круче к ветру, с лавировочным углом 80° и даже 70°; при этом используется «галсовая» линия, расположенная в нос на 10° от линии траверза.
Другие линии применяют для оценки ситуации при сближении яхт и их положения относительно друг друга. Например, если ваша яхта идет в бейдевинд, располагаясь с подветра и впереди другой яхты, то линия, нанесенная под углом 45° к траверзу, поможет уточнить, сумеете ли вы, сделав поворот на другой галс, пройти перед форштевнем соперника. Если воображаемое продолжение этой линии пройдет впереди форштевня этой яхты, значит вы можете делать поворот. Лучше, если будет еще маленький запас, так как, делая поворот, яхта проигрывает в скорости. Опять же с учетом метеоусловий судно сможет лавировать с углом 80° или 100°, поэтому и около этой основной линии голландцы нанесли две вспомогательные под соответствующими углами.
Такая же группа линий, расположенная в нос от линии траверза, служит для прикидки условий расхождения с яхтой, оказавшейся от вас с подветра и впереди. Если воображаемая линия пройдет впереди форштевня яхты соперника, значит вы его опережаете. Поглядывая по временам на «галсовые линии», можно легко обнаружить относительное перемещение ближайших соперников и, если они уходят вперед, принять меры к перенастройке лодки и парусов.
При наблюдениях направление на другие лодки или предметы удобно указывать ладонью, совмещая ее в одной плоскости с нужной «галсовой» линией. Наносить эти линии на палубе нужно несмываемой краской, можно наклеивать узкие полоски цветной ленты.
Комментарий олимпийского чемпиона
Каким бы высоким ни было мастерство рулевого и экипажа, решающими факторами остаются стратегия и тактика ведения гонки. Залогом успеха в соревнованиях любого ранга является умение яхтсмена определить выгодное место на стартовой линии; выбрать галс на лавировках и полных курсах; точно определить направление ветра, вовремя заметить и правильно использовать любые его изменения. Во время гонки решения должны приниматься мгновенно, времени для размышлений и расчетов практически нет. Если же грамотно пользоваться компасом и планшетом, затраты времени на принятие решений можно намного сократить; в этом я убедился на собственном опыте.
Впервые с применением компаса на гоночных яхтах я столкнулся на XIX Олимпийских играх. Лодки большинства моих соперников были оснащены компасами и это давало им преимущества при выборе курса. Здесь я понял, сколько полезной, независимо от класса яхты, информации выдает компас гонщику. С тех пор с компасом и тактическим планшетом я не расстаюсь. Применяю их на всех соревнованиях, в которых принимаю участие.
На гонках в открытом море, вдали от береговых ориентиров и в особенности при плохой видимости, когда не видны даже судейские катера на дистанции, за показаниями компаса постоянно должен следить один из членов экипажа.
На XXII Олимпийских играх на нашем «звезднике» все расчеты по выбору курса вел Александр Музыченко. Он же следил за компасом и постоянно сообщал мне данные: 0, +5, —5, —10 и т. д. Что это значило? Определив курс на первый знак, мы при помощи планшета высчитывали курсы для лавировки правым и левым галсами. Далее, если ветер изменял направление и яхте приходилось уваливаться от определенных ранее курсов, то эти изменения курса в градусах, которые показывал компас, назывались нами со знаком минус. Если можно было идти круче рассчитанного курса, то изменение его называлось со знаком плюс. При лавировке выгодный галс всегда именовался от нуля и далее с плюсом, а если делали контргалс, то курс с компаса считывался с минусом
На полных курсах мы условились определять наш курс как ноль, если он совпадает с направлением на следующий знак. Если яхта шла выше следующего знака, разность в градусах Саша называл со знаком минус, а если курс оказывался ниже направления на знак, то со знаком плюс. Эта информация всегда была краткой и оказывалась весьма кстати к моменту принятия того или иного тактического решения.
Словом, я считаю, что компас, планшеты и галсовые линии должны быть обязательными предметами снабжения любой гоночной яхты и осваивать их должны уже самые юные спортсмены как на тренировках, так и в соревнованиях любого ранга.