Первоначально моторы «Вихрь» оборудовались системой зажигания с магдино МГ-101. Впоследствии, чтобы повысить надежность и дать возможность оборудования мотора источником тока для освещения катера и подзарядки аккумуляторной батареи, это магдино было заменено на МВ-1.
Магдино МВ-1 оборудовано четырьмя катушками, вместо двух на МГ-101, с другим расположением магнитопроводов (сердечников катушек). Соответственно изменены расположение магнитов и конструкция полюсных башмаков на маховике. Поэтому при замене магдино МГ-101 на МВ-1 необходимо заменять и маховик. Номер маховика, комплектующего магдино МВ-1, — без зубчатого венца — 4.119-700, с зубчатым венцом для моторов с электрозапуском — 4.119-700/1.
По второму вопросу замечу, что кинематическая цепь двух существующих рычагов обеспечивает одновременное изменение угла поворота магдино и изменения положения дроссельной заслонки карбюратора. Поэтому длину рычагов привода воздушной заслонки (в случае их самостоятельного изготовления) следует выдерживать в точном соответствии с образцом.
Можно ли на моторах «Вихрь» заменить обычную контактную систему зажигания на электронную?
При разработке электронной системы зажигания этот вопрос был нами учтен: посадочные размеры и все рабочие габаритные размеры у обеих систем одинаковы. Одинаков даже рычаг привода магдино. Различна лишь конструкция маховиков, поэтому при замене обычной системы зажигания на электронную необходимо поставить новый маховик.
В состав ЭСЗ входят:
- 1. Электронное бесконтактное магдино МБ-2 (с установленным рычагом имеет номер 4.176-000).
- 2. Маховик с магнитами и полюсными башмаками специальной формы. Номер маховика для моторов с ручным запуском — 4.121-000 и для моторов с системой электрозапуска — 4.121-000-01. Отличаются эти маховики друг от друга наличием зубчатого венца.
- 3. Два высоковольтных трансформатора ЦШ5.720.001 (вместо ТЛМ-1).
- 4. Кронштейн крепления высоковольтных трансформаторов — 3.174-001.
Следует иметь в виду, что при эксплуатации ЭСЗ не требует никаких регулировок, смазок и обслуживания вообще, кроме, разумеется, содержания в чистоте.
Попутно отвечу на вопрос В. В. Шелкова из Ростова-на-Дону: когда начнется производство модернизированных моторов «Вихрь-30», снабженных ЭСЗ?
Первая партия моторов с ЭСЗ МБ-2 была отгружена в торговую сеть еще в декабре прошлого года. Пока что расширению выпуска моторов препятствуют ограниченные поставки самой электронной системы.
Модели моторов, оборудованных ЭСЗ, получают следующие названия: «Вихрь-25Р-электрон», «Вихрь-30-электрон» и «Вихрь-30Р-электрон». Моторы с буквой «Р» в наименовании оборудованы ручным запуском, без буквы «Р» — системой электрозапуска.
Стоимость моделей «электрон» на 20 руб. выше аналогичных моторов, оборудованных контактными магдино МВ-1.
Прошу сообщить линейный размер угла опережения зажигания у моторов «Вихрь-М» и «Вихрь-30».
С учетом допусков на изготовление деталей линейная величина угла опережения зажигания может быть в пределах 5,02—5,05 мм до верхней мертвой точки поршня.
Прошу сообщить, из какой бронзы изготовляются втулки шатунов и шестерен редуктора, а также из каких материалов поршневые кольца и пальцы?
Втулка малой головки шатуна 2.117-002 и втулки шестерен редуктора изготавливаются из бронзы БрОС10-10 по ОСТ 190054—72.
Поршневые кольца изготавливаются из специально легированного чугуна с твердостью HRB 98-108 методом индивидуальной отливки.
Верхний запуск на «Ветерке»
Отнюдь не всегда удобно пользоваться пусковым механизмом, который на моторах «Ветерок» расположен внизу. Например, если мотор установлен yа кронштейне или в рецессе на высокобортной лодке, то вытянуть рывком пусковой шнур не удастся: будет мешать транец или переборка.
Мы оборудовали свой «Ветерок-12» стандартным ручным стартером от мотора «Вихрь» (можно также употребить от «Москвы» или «Нептуна»), Пусковой механизм разобрали и выпилили из его корпуса среднюю часть, где вставляется ленточная пружиyа. На капот перенесли точное положение оси коленвала — по центру маховика. Затем корпус механизма закрепили к капоту на восьми заклепках.
Осталось лишь отрегулировать капот с новым пусковым механизмом по высоте, чтобы обеспечить надежное зацепление планок стартера. Для этого под нижний поддон в точки крепления следует поставить шайбы.