Механизация смены масла в картере
Доступ к сливной пробке в поддоне двигателя на малом судне бывает весьма затруднен. Для смены масла прибегают к различным ухищрениям, вся процедура превращается в длительное и весьма неприятное дело. Часто горячее масло спускают в трюм и потом выбирают его оттуда черпаком и тряпками. При этом загрязняются трюмные льяла и при откачке воды за борт на поверхности воды появляются радужные разводы.
Небольшой шестеренчатый насос любого типа, снабженный электродвигателем мощностью около 100 Вт при 12 В и двумя кусками дюритового шланга, облегчает замену масла, а также пополнение картера во время эксплуатации двигателя.
После удаления масла через штуцер в сливной пробке достаточно переключить ВК-1, чтобы изменить направление вращения насоса и заполнить свежим маслом картер. Реверс электродвигателя осуществляется по прилагаемой схеме.
Насос рекомендуется включать в бортовую сеть через розетку — это позволит избежать случайного его включения.
Клапан для виндсерфера
С пустотелым корпусом парусной доски может произойти довольно неприятная история, если в жаркий летний день не обеспечить выход из него разогретого воздуха. Корпус вздуется, соединения пенопластового набора с оболочкой могут порваться.
Сверление даже самых маленьких отверстий для «дыхания» доски приводит к наполнению ее водой, так как при ударах о волны доска, изменяя объем, засасывает воду подобно насосу.
Предлагаем сделать простейший клапан в сливной пробке (см. эскиз). Резиновое кольцо 2 шириной 4—6 мм отрезается от медицинской пипетки. В пробке (ее мы сделали из тефлона) сверлятся два взаимно перпендикулярных отверстия 1, затем на токарном станке протачивается канавка под резиновое кольцо. Чтобы воздух выходил из корпуса при возможно меньшем давлении, кольцо должно устанавливаться как можно свободнее. Для этого, не снимая пробку со станка, необходимо проверить, с каким усилием резинка садится на свое место. Более точно подогнать кольцо можно, подрезая ножом боковую сторону цилиндрического выступа пробки.
Разборные леса
При ремонте и отделке яхты удобны разборные леса, сконструированные по принципу строительных. Они могут быть изготовлены из обрезков стальных труб (∅50X3 мм) и состоят из стоек 1, продольных 2 и поперечных 3 связей и деревянного съемного настила. Высота стоек зависит от высоты судна, установленного на сани или кильблоки. К нижнему торцу трубы приварены площадки 4 размером 4X100X100 мм, которые создают необходимую опорную поверхность.
В верхней и нижней части стоек приварено по три отрезка труб 5 ∅12X2 мм. В них при сборке лесов вставляются штыри 6 продольных и поперечных связей. Желательно, чтобы длина продольных связей не превышала 2 м, минимальная длина поперечных связей и ширина настила — 0,8 м. Штыри изготовлены из прутка ∅10 мм и длиной 100 мм.
При сборке лесов сначала устанавливаются стойки по обводу корпуса, которые соединяются продольными связями. Для средней части яхты связи 2 рекомендуется изготовить более длинными, для оконечностей более короткими. Одновременно стойки «стягиваются» поперечными связями, которые образуют жесткие рамы. Секции деревянного настила изготовляются из сосновых или еловых досок толщиной 22—30 мм.
Леса для яхты длиной 10 м два человека собирают за 30—40 минут.
Регулируемая трапеция
Принцип устройства для регулирования длины трапеции для откренивания швертбота заимствован нами у музыкантов — подобный замок мы как-то увидели на подвеске саксофона. Колодку замка мы отлили из легкого сплава по модели, которую изготовили из текстолита вручную. Если есть возможность воспользоваться вертикально-фрезерным станком, то лучше, конечно, сделать ее фрезерованной из целого куска металла. Конструкция замка ясна из эскизов.
Сделанное нами приспособление оказалось очень надежным и удобным. Шкотовый весом 80 кг, откренивая швертбот класса «470», может регулировать длину трапеции, не сходя в кокпит и не затрачивая больших усилий. Годится замок и для швертботов других классов, а если его сделать несколько более мощным, то можно применить его и для оттяжки гика на крейсерской яхте.