Основные данные мотора "Tohatsu 90 TLDI EPTOL"
Количество цилиндров | 3 |
Рабочий объем, см3 | 1267 |
Частота вращения, об/мин | 5150-5850 |
Передаточное число редуктора | 2:1 |
Шаг гребного винта | 11-21" |
Высота транца, мм | 508/635 |
Вес в сборе, кг | 143 |
Вид топлива | Неэтилированный бензин с октановым числом 95 |
Марка масла | "Premium TC-W3"* |
* Кроме того, производитель рекомендует следующие марки масел: "Pennzoil Complete Marine Syntetic"; "Pennzoil Semi-Syntetic Outboard Oil"; "Mercury Optimax/DFI Oil"; "Yamaha Yamalube 2-M Semi-Syntetic Injector Oil"; "Bombardier RAM Ficht Oil"; "Schell Nautilus Biodegradable Outboard Oil"; "Selenia Natumar Biosyntetic W"; "Castrol Biolube 100".
Для относительной чистоты эксперимента мы обратились к зарубежному опыту владельцев катеров и лодок,которые не только собаку съели на установке моторов, но и без проблем могут научить этому даже тех, кто разрабатывает и производит моторы и лодки.
Подопытным кроликом, простите — катером, стал "Quicksilver 500 Cabin", который появился на свет в 2003 г. и был рассчитан на установку мотора "Mercury", однако в силу обстоятельств был продан только в 2005 г. и сегодня оборудован двухтактным мотором "Tohatsu 90 TLDI" модели EPTOL. Нынешнему обладателю "Quicksilver", можно считать, повезло, ибо он купил практически новый катер, но дешевле его изначальной стоимости. А выбор марки мотора — это дело владельца, поэтому обсуждать его в данном контексте мы не будем.
Итак, катер новый, мотор — тоже. Все работы по его установке выполняла самостоятельно группа товарищей, которые содействовали поднятию тяжелого мотора и присоединению его к транцу. Демонтаж установленного оборудования занял примерно около двух часов. Процесс установки мотора и подводки к нему необходимых жизненно важных элементов, таких как топливопровод, система управления газом и реверсом, система рулевого управления и т. д., а также оригинальной машинки "Tohatsu", отвечающей за подачу топлива и регулировку трима, еще примерно столько же. Словом, на переоборудование катера потребовалось в общей сложности около четырех часов. Для установки "чуждого" "Quicksilver" мотора не потребовалось каких-либо очень сложных переделок, так как часть системы рулевого управления подошла, а проложить кабели тахометра и управления газом-реверсом — дело техники. Согласно инструкции, прилагаемой к мотору, на катер был установлен судовой аккумулятор емкостью 100 А·ч.
К моменту установки мотора катер был в эксплуатации примерно около 20 часов. Этот параметр удалось считать с тахометра, на который благодаря оснащению "Tohatsu" этой модели системой диагностики и встроенному компьютеру выводится некоторая часть информации.
Теперь о том, какие изменения хозяин внес в стандартное оснащение и почему. "Tohatsu 90 TLDI" серийно оснащается винтом с шагом 15 дюймов. С таким винтом мотор не выходил на заданные производителем максимальные обороты, и было принято решение заменить винт на более легкий, тем более что обкатывать мотор лучше при более низких нагрузках. В результате сейчас на моторе стоит винт шагом 13 дюймов, с которым двигатель раскручивается до 5600 об/мин. Однако сегодня, после того как мотор "раскатался", уже можно подумать о том, чтобы вернуть на место штатный винт. То есть, все данные, которые мы будем приводить в дальнейшем, были "сняты" после установки 13-дюймового винта.
Теперь скажем два слова о выборе мотора. О марке мы, как и условились, рассуждать не станем, а вот о его мощности можно и поговорить. Так почему же именно 90 л.с.? Ответ, как говорится, на поверхности. "Quicksilver 500" имеет собственную массу 550 кг и предназначен для установки мотора мощностью до 90 л.с. весом до 150 кг. "Tohatsu 90 TLDI" весит 143 кг и обладает мощностью 90 л.с., т. е. подходит как нельзя лучше. А поскольку с момента первого запуска мотора прошло достаточно времени, можно сделать кое-какие выводы. С первых часов работы мотор начинает понемногу "разбегаться". Сейчас он работает тише, вибрации сократились и тяга улучшилась. Судя по всему, этот мотор еще около 10-15 часов будет прирабатываться, вибрации снижаться, а мощность расти.
Наконец надо сказать о режимах движения. Катер "живет" практически в черте города Хельсинки, на одной из многочисленных стоянок в одном из районов столицы Финляндии. Используется в основном для сравнительно небольших походов по шхерам и вдоль побережья — отдыха с семьей, рыбалки, буксировки лыжника и т. п. В связи со своеобразным ландшафтом и правилами поведения на воде большую часть времени мотор работает на средних оборотах, так как скорость в протоках и заливах ограничена не столько правилами, сколько разумом и человеческим отношением к окружающим.
В некоторых местах, где можно идти на максимальном режиме, "Quicksilver" разгоняется с двумя людьми на борту до скорости 40 км/ч (плюс-минус, замерено GPS). Эта скорость достигается при 5100 об/мин. Если волнения нет, то общий шум катера невелик — можно, не напрягаясь, разговаривать друг с другом. При движении же с меньшей скоростью, когда обороты двигателя достигают 3000-3500 в минуту шум и вовсе стихает. Здесь стоит отметить, что в корпусе катера "Quicksilver 500", как в пустой бочке, любые шумы усиливаются за счет многократного отражения звуковых волн от его стенок, а в некоторые моменты еще и усиливаются за счет появления резонанса. В каюте в режиме полного газа долго находиться трудно из-за постоянного давящего шума, возникающего от работы мотора и движения по воде. В кокпите же без поднятого тента перемещение по водной глади можно назвать даже комфортным, если нет волны, разумеется... Но все это относится, скорее, к проблемам самой лодки. Что касается шума мотора и его вибраций, то, по личным ощущениям, его жизнедеятельность не так заметна и не столь навязчива, как ожидалось изначально. Сидя на стандартной пластиковой боковой "банке-крышке", находящейся в кокпите, вибрации мотора почти не ощущаются. Шум умеренный и не мешает, как уже было отмечено, общаться даже на высоких оборотах.
И в завершение — о расходе топлива. По данным, предоставленным владельцем, средний расход бензина оказался чуть больше заявленного производителем, правда, немного уменьшился по сравнению с первыми часами работы мотора. Сейчас средний расход составляет 30-32 л/ч (заявленный — 30 л/ч) при постоянном активном движении. Может быть, это связано с тем, что установлен винт шагом 13 дюймов. За нашу 2.5-часовую "прогулку" мы "съели" чуть больше 25 л 95-го бензина. Но тут необходимо оговориться — большую часть времени мы ходили на средних и малых оборотах и только короткое время — на максимальных. Весь вояж происходил по заливам и закрытым акваториям. Попытка выйти в море не удалась (несмотря на очень сильное желание), так как ветер разогнал приличную волну и полным ходом идти было некомфортно, а временами даже опасно. Долго изображать медленно дрейфующий поплавок, когда на транце 90-сильный мотор, не захотелось.
Зато удалось в полной мере испытать возможности работы снабженного прибором-указателем трима, которым приходилось пользовать почти регулярно, так как мелких мест и подводных камней в протоках вокруг Хельсинки предостаточно.
Комфортная скорость альянса "Quicksilver" + "Tohatsu" составляет 30-35 км/ч. При плаваниях в этом режиме нет неприятных шума и вибраций, отсутствуют и сильные удары о волны. Его можно назвать экономичным, так как обороты мотора составляют примерно 3400-3800 в минуту и расход бензина укладывается в величину около 20 л/ч.
Вопрос о расходе масла оказался достаточно сложным. Во-первых, "Tohatsu 90 TLDI" имеет раздельную систему подачи масла. Во-вторых, владелец катера не вел учета его расхода. По примерным прикидкам, общий расход после обкатки оказался ниже, чем расход масла у аналогичного по мощности карбюраторного двухтактного мотора процентов на 30. В период обкатки расход был, разумеется, больше. Процентное соотношение топливо/масло в этом моторе регулируется автоматически с учетом часов наработки и оборотов двигателя в каждый конкретный момент времени (от 120:1 до 50:1).
Любопытно, что использование нестандартного топливного бака (второго) связано с изменением звука работы мотора. Точно причину установить не удалось, но стало ясно, что в баке (стороннего производителя) не очень хорошо работает система вентиляции и топливный насос вынужден функционировать в усиленном (нагруженном) режиме.
Резюме: установка двухтактного мотора "Tohatsu 90 TLDI" на катер "Quicksilver 500 Cabin" не составляет большого труда и не требует специальных переделок. Подобная "спарка" оказалась достаточно удачной, особенно если учесть, что ее общая стоимость не превышает стоимости малолитражного автомобиля в Финляндии. В России покупка такой пары обойдется примерно в 15 000-17 000 у.е. Немало, конечно, но, если есть желание, приобретение того стоит. А эксперименты с "Tohatsu 90 TLDI" продолжатся, и мы постараемся отследить их результаты.