Модернизация задней опоры
Воспользовавшись советом В. Гусева (см. «КЯ» №95), на «Вихре» прежних лет выпуска я применил вместо бронзовой втулки два шарикоподшипника № 7.000.103 и дополнительно установил уплотнительную манжету 2.219.700 с пружинкой, при этом уплотнительные кольца 2.212.004 и 2.212.003 (см. рис.) сохранил.
Бронзовую втулку и манжету выпрессовал из стакана, в котором расточил гнездо на длину 7 мм для установки второй манжеты. При сборке манжеты следует вставлять в стакан пружинками в сторону шарикоподшипников. Между подшипниками необходимо установить регулировочное кольцо. В зазор между донышком стакана и манжетой (после расточки донышко имеет толщину около 1 мм) нужно вставить уплотнительное кольцо, штатное кольцо следует надеть на стакан снаружи.
В данной конструкции уплотнение является более надежным и обеспечивает более продолжительный срок службы редуктора.
Фонарик из батарейки и лампочки
Как-то раз в поход мы захватили и батарейки, и лампочки, и даже электропаяльник, а вот простой карманный фонарик забыли. Пришлось его делать из подручных средств. Для этого один конец мягкой медной проволоки мы намотали на цоколь лампочки, а другой прикрепили к контакту батарейки. Лампочку включали и выключали, изгибая проволочку.
Специально для скептиков: проволочка сломается не раньше, чем израсходуется емкость батарейки; лампочку легко вывинтить из витков проволоки.
Удобная носовая утка
Показанная на рисунке носовая швартовная утка удобна тем, что огон 3 швартовного конца легко и быстро набрасывается на рог 1, а самопроизвольная отдача конца исключается благодаря фиксатору 2, который под действием своего веса упирается в основание утки и может откинуться только во внутреннюю сторону рога.
Фиксатор для румпеля
Простое устройство, состоящее из тросового стопора 1 с прижимным винтом 2, направляющего блочка 3 и обоймы 4, позволяет рулевому при необходимости отпускать румпель на довольно большой срок (если, конечно, яхта хорошо отцентрирована). Через колодку стопора и блочок пропущен капроновый трос 5, которому придано такое натяжение, чтобы при концах троса, закрепленных на комингсах кокпита, румпель мог легко перемещаться с борта на борт. Если потребуется закрепить румпель в определенном положении, достаточно сделать два-три оборота стопорного винта.
Подобный фиксатор удобен и при управлении самыми маленькими швертботами, которые при резких движениях румпеля легко опрокидываются. Небольшое сопротивление троса исключает возможность подобных резких движений.
Ограничитель для полочки
Бортовую полочку полезно снабдить простейшим ограничителем, если на ней хранятся высокие предметы (например, книги). Для этого достаточно в ее боковые стенки ввернуть два шурупа и заготовить под них планку с отверстиями (см. рис.).
«Быстрый» якорь
При ловле хищной рыбы с лодки плавом на реке со средним и быстрым течением во время поклевок или по другим причинам для остановки лодки приходится часто опускать и поднимать якорь1.
Для облегчения этой процедуры я прикрепил к носу лодки кольцо с роликом, который облегчает подъем якоря и предохраняет шнур от перетирания. За это же кольцо я запираю лодку на причале.
Якорь привязываю за середину капронового шнура. Один конец шнура пропускаю сквозь кольцо в носу лодки, протягиваю до средней банки, на которой сижу при ловле. Другой конец подвожу под банку и связываю оба конца. Получается замкнутая петля через банку и кольцо в носу лодки, на которой закреплен якорь.
Для движения лодки приподнимаю якорь от дна за первый конец и сажусь на шнур. Лодку несет течением кормой вперед. При поклевке достаточно приподняться с банки — якорь ложится на дно и лодка останавливается. Для дальнейшего движения повторяется первая процедура.
Иногда якорь зацепляется на дне так прочно, что его трудно отцепить и поднять. Для облегчения этого советую перед спуском якоря второй конец шнура закреплять петлей за одну из его лап. Если якорь за первый конец не поднимается, следует потянуть за второй конец, ослабив первый — якорь развернется и отцепится.
Вынимать якорь из воды для перехода на другое место можно даже сидя — за второй конец шнура. Думаю, что мое приспособление пойдет на пользу не только при ловле хищников.
Примечания
1. Об аналогичной конструкции быстрого подъема и спуска якоря читайте в «КЯ» №108 в заметке С. Трофимова.