Снять судно с мели можно при помощи разных способов, порой самых необычных. Когда клипер «Гайдамак» водоизмещением 1334 т оказался выброшенным штормом на камни (на рейде порта Дуэ в 1862 г.), снять его с мели удалось только при помощи способа, предложенного черноморским моряком Потаповым. Этот способ основан на том же принципе, что и перемещение человека на костылях
При снятии «Гайдамака» с мели роль костылей играли две пары бревен, установленных попарно с обоих бортов судна. К их верхним концам были прикреплены тали для тяги и подкильные концы (цепи, пропускаемые под днищем вокруг всего корпуса). В исходном положении А — наклонном — подкильные концы крест-накрест подводили под корпус с вершин диаметрально расположенных бревен и туго обтягивали (см. рис.). Затем выбирали тали, создавая тягу в сторону желаемого направления, в данном случае в корму. Вершины костылей постепенно принимали сперва вертикальное положение В, затем наклонное С. Стрелка дуги ABC являлась высотой, на которую поднимались вершины костылей от горизонта. Во время движения по этой дуге судно перемещалось кормой на несколько дюймов. От величины уклона костылей зависели высота подъема и величина перемещения судна. Чем меньше был уклон, тем на меньшую высоту поднималось судно и тем меньшее требовалось усилие для его перемещения.
Чтобы повторить цикл движения судна, костыли устанавливали в новое исходное положение А.
Чтобы создать тяговое усилие, вторые тали крепились либо за отданный якорь, либо за другое судно, поставленное на якорь, либо за «мертвый» якорь, вкопанный на берегу.
Чтобы снять судно с мели, пользовались и другими способами, например, создавали дифферент переносом балласта и пушек, раскачивали судно перебежками людей с борта на борт (при этом для увеличения амплитуды качки матросы-марсовые взбегали на одну треть высоты нижних вант от палубы, что уменьшало начальную поперечную метацентрическую,высоту). В* отдельных случаях корабль облегчали, разгружая тяжелые грузы на плоты и шлюпки. Разумеется, все операции по снятию судов с мели Сопровождались многочисленными завозками якорей и верпов. Навсегда использовались ваги или гандшпуги из бревен или запасного рангоута. Все это требовало громадных усилий всего экипажа.
Заметим, что применение ваг, гандшпугов или чегеней (как их называют на Волге) не утратило практического значения и в наши дни. При их помощи и помощи талей можно снять с мели, чуть ли не с сухого места, яхту или катер весом 6—7 т.
Примечания
1. Кренгование — закренивание судна на малый угол, при котором из воды выходит часть подводной обшивки судна; килевание — наклонение судна, при котором весь киль выходит из воды.