Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Техника плавания
  • 1985 год
  • Психология в подготовке гонщика-яхтсмена
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Самодельные приборы яхтсмена
Самодельные приборы яхтсмена (вторая часть)
Глава из книги «Бродяга» яхтсмена Кшиштофа Барановского
Юбилей старейшего яхтсмена — Юрия Александровича Пантелеева
Астронавигация для яхтсмена
Регистр Ллойда к услугам яхтсмена
Необычная гонка виидсерфингиста и яхтсмена
Несанкционированное плавание яхтсмена Константина Рыбинцева
Рассказ «Роберт» — из воспоминаний яхтсмена
Кругосветное плавание французского яхтсмена Ги Диляжа
Заметки яхтсмена Васила Куртева о трансатлантическом переходе OCTAP-84
Уроки постановки парусов из книги «Справочник яхтсмена»
Средства управления парусной лодкой из книги «Справочник яхтсмена»
Лодка и экипаж приемы управления из книги «Справочник яхтсмена»


Психология в подготовке гонщика-яхтсмена

Год: 1985. Номер журнала «Катера и Яхты»: 113
          0


Характерной особенностью современного парусного спорта является возрастающее влияние психологических факторов как на эффективность учебно-тренировочного процесса, так и на результативность выступления в соревнованиях. Это связано со значительным улучшением материальной части, технической оснащенности, физической и тактической подготовки, что привело к обострению конкуренции и повышению психической напряженности участия в соревнованиях. Об актуальности этих вопросов говорят публикации в журналах международных и национальных парусных ассоциаций. Например, в статье В. Майерхофера (Австрия) серебряного призера XXII Олимпийских игр, напечатанной в летнем номзре журнала «Finnfare» за 1984 год, констатируется, что соревнования, подобные чемпионатам мира или Олимпийским играм, выигрываются или проигрываются, в основном, за счет психологических факторов. Вместе с тем, во многих статьях подчеркивается, что, несмотря на важность, вопросы психологической подготовки освещены в парусной литературе слабо.

В данной статье поставлена задача очертить круг наиболее острых проблем психологической подготовки яхтсменов и принципиальные пути их решения.

Информация об изображенииЭкипаж яхтсменов на гонке
Экипаж яхтсменов на гонке
 
Выделение наиболее существенных моментов подготовки яхтсменов невозможно без анализа специфики требований, предъявляемых парусным спортом к психике спортсмена в зависимости от класса яхты, функции в экипаже (рулевой, шкотовый) и от этапа подготовки.

Какими психическими качествами должен обладать яхтсмен, можно определить по данным высококвалифицированных спортсменов. Наши исследования показали, что для них характерны: сильная нервная система, обеспечивающая психическую выносливость, и устойчивость к воздействию помех. Для многих рулевых характерны сочетания таких психических качеств, как высокая подвижность нервной системы (преобладание возбуждения над торможением), эмоциональная реактивность, которая является предпосылкой оперативной реакции на изменение условий, эффективности деятельности в неопределенных ситуациях, в которых проходят гонки. Это значит, что существенным требованием к психике яхтсмена является его устойчивость к длительным психическим нагрузкам, способность ориентироваться в нестандартных условиях.


В зависимости от этапа подготовки и от этапа соревновательной борьбы меняется влияние психологических факторов.

Нами было проведено исследование математическими методами, разработанными в Московском физико-техническом институте (МФТИ), сопряженности показателей индивидуально-психологических особенностей с результатами выступлений в начале, середине и конце регаты. Исследования показали, что предпосылки для получения высоких результатов в первой и последней гонках неодинаковы.

Одним из существенных моментов, от которых зависит результат первой гонки, является преодоление стартового волнения, чрезмерной психической напряженности, вызываемой высокой неопределенностью ситуации (климатические условия, неуверенность в соответствии настройки яхты конкретным условиям, спортивная форма соперников, психологическое давление социального окружения и т. д.). Поэтому сопряженными с результатами первой гонки оказываются индивидуально-психологические особенности, от которых зависит оценка спортсменом ситуации и связанный с этой оценкой уровень психической напряженности.

В последней же гонке спортсмену необходимо: преодолеть психическую и физическую усталость, справиться с грузом ответственности за общий результат соревнований (осознавая непоправимость возможных ошибок в настройке яхты, выборе парусов, тактики ведения гонки и других решающих моментов в достижении результата). Следовательно, в последней гонке особое значение приобретает умение гонщика мобилизоваться, настроиться на борьбу до конца, несмотря на многие сбивающие факторы. Не случайно, результаты, полученные яхтсменом в последних гонках, оказываются достоверно сопряженными с показателями индивидуально-психологических свойств, от которых зависит психическая выносливость, нацеленность на ведение борьбы до последних метров дистанции. Следовательно, наличие у спортсменов этих свойств повышает вероятность успеха в гонках.

Однако было бы неверно делать вывод, что успеха в парусном спорте могут добиться только спортсмены с определенным набором индивидуально-психологических особенностей. В зависимости от индивидуальности спортсмена по-разному происходит адаптация яхтсмена к требованиям, предъявляемым парусным спортом. Эмоциональный, высокореактивный спортсмен полагается на свою способность быстро ориентироваться в создавшейся обстановке. Спортсмен с инертной нервной системой уделяет большее внимание предварительной подготовке к гонке. Она состоит не только в том, что разрабатывается план на конкретную гонку, но и в изучении литературы, расширяющей опыт ведения гонок, увеличивающей набор отработанных вариантов. Это необходимо потому, что он затрачивает больше времени для оценки обстановки во время гонок.


От того, насколько спортсмен и тренер находят верные пути реализации индивидуально-психологических качеств гонщика, зависит успех в соревнованиях. Целенаправленно развивая сильные стороны спортсмена и преодолевая слабые, высоких результатов может достичь яхтсмен с самыми различными индивидуальными способностями. Это положение подтверждает история отечественного парусного спорта, хранящая память о выдающихся успехах таких спортсменов, как Ю. Шаврин, Т. Пинегин, А. Шелковников, В. Леонтьев, А. Чучелов, а также В. Манкин, А. Балашов, Р. Новодережкин, Б. Будников и др.

В стиле ведения гонок каждого из перечисленных известных спортсменов находит отражение его индивидуальность. Одних гонщиков характеризует агрессивное ведение гонок, стремление навязать сопернику свой стиль борьбы, других отличает осторожная тактика, стремление выгодно использовать изменение погодных условий и ошибки соперников. Таких высококлассных спортсменов было бы гораздо больше, если бы поиск индивидуального стиля происходил не многолетним путем «проб и ошибок», а путем сознательного использования знания индивидуальных особенностей конкретного спортсмена и средств их учета в учебно-тренировочной деятельности.

Учет индивидуальности яхтсмена в процессе подготовки нельзя сводить только к формированию соответствующего ему стиля ведения гонки. Например, описанный выше комплекс индивидуально-психологических особенностей, создающий предпосылки психической выносливости и. умения легко ориентироваться в гоночных ситуациях, делает спортсмена чувствительным к монотонным, однообразным условиям тренировок. Неучет этого обстоятельства может стать причиной снижения эффективности работы на тренировках, потери психической свежести, что негативно отражается на результатах соревнований.

Одним из острых вопросов психологической подготовки яхтсмена является оптимизация эмоциональных состояний во время гонки, успех которой зависит от точного знания причин эмоционального напряжения. Наиболее часто его источником являются факторы, увеличивающие неопределенность гоночных ситуаций. К их числу относятся: неуверенность в своих силах, незнание сил соперников, их тактических и технических возможностей, неуверенность в своей настройке яхты на определенные ветровые условия (чаще в «слабые» ветра) и т. д. Влияние объективных источников неопределенности на эмоциональное состояние спортсмена зависит от индивидуально-психических особенностей личности, которые могут как повышать, так и сни-. жать чувствительность к неопределенности. Одни спортсмены могут недооценивать сложность соревновательной ситуации, другие переоценивать. Это в свою очередь определяет характер педагогических воздействий в предсоревновательный и соревновательный периоды. Одним необходимо мобилизующее воздействие, повышающее собранность, другим — снимающее чрезмерную напряженность, связанную с повышенно критичным взглядом на свои возможности.


Средством преодоления чрезмерного волнения во время соревнований является формирование рационального индивидуального ритуала поведения в предсоревновательный и соревновательный периоды.

Ритуал подготовки к гонкам серебряного призера Римской Олимпиады в классе «Финн» А. Чучелова включал 5 дней, предшествующих соревнованию, из которых он три дня усиленно, до боли в мышцах тренировался на воде, а за два дня до гонок полностью прекращал тренировки, стараясь отвлечься от соревновательных забот. Многие советские гонщики с успехом используют этот опыт.

Непосредственно во время соревнований наблюдаются разные по стилю варианты подведения себя к гонке. Одни выходят заранее к месту старта, усиленно разминаясь перед гонкой, а другие выходят значительно позже, предпочитая отдохнуть (почитать или поспать), сохранить нервную энергию, зная о своих способностях быстро настроиться и войти в гонку. Нарушение этого ритуала может оказать на спортсмена сбивающее действие, даже если оно вызывается действиями, продиктованными желанием помочь спортсмену. Например, несвоевременный сброс яхты на воду, буксировка на старт, вызванные желанием сберечь силы спортсмена, нарушают привычную процедуру настройки на гонку.

Существенным компонентом на. посредственной подготовки к регате является вдумчивый подход к организации работы со спарринг-партнером, направленный на формирование психологического настроя, уверенности в своих силах. О важности этого момента писал четырехкратный олимпийский чемпион П. Эльвстрем. При подготовке к Олимпийской регате в Мельбурне на «Финке» он во время тренировок поставил перед собой задачу во что бы то ни стало выигрывать тренировочные гонки у сильного бельгийского спортсмена А. Нелиса. В результате этого психологического давления на соперника победа его в регате значительно упростилась. Можно привести целый ряд примеров, когда недостаточно продуманная организация работы со спарринг-партнером перед ответственными гонками оказывала негативное влияние на спортсменов.

При подготовке к гонке на Кубок СССР в классе «Торнадо» сильный и опытный гонщик, призер и победитель чемпионатов Европы и мира Я. Кливер прибыл на регату после неудачного выступления на крупных международных соревнованиях. Дуя «свежий» ветер. Он в прикидке перед стартом выбрал себе в спарринги гонщика, отличающегося умением хорошо идти в этих погодных условиях (В. Кострова). В результате такой «настройки» он проиграл не только «прикидку», но и гонку. Я. Кливер был тактически более грамотным и практически всегда выигрывал гонки у В. Кострова, а эта прикидка вызвала потерю уверенности в своих силах. Это не значит, что настраиваться всегда надо с более слабым соперником. Безусловно, совместная настройка с сильным соперником дает большую пользу. Важно соответствие подбора спарринг-партнера этапу подготовки, а также задачам работы со спаррингом, которые могут заключаться в совершенствовании технической подготовки или в формировании психической готовности к выступлению в соревновании.


Успех выступления в регатах во многом зависит от обоснованного выбора тренером и руководителями команды управляющих воздействий на спортсменов. Приведенные выше результаты исследования говорят о том, что выбор этих управляющих воздействий должен быть обоснован как с точки зрения индивидуально-психологических особенностей спортсмена, так и специфических условий различных этапов соревнований и конкретного турнирного положения в регате.

Психологические вопросы подготовки яхтсменов не исчерпываются проблемой выявления и учета индивидуально-психологических качеств спортсменов. Важными являются вопросы психологической совместимости экипажа, формирования хорошего психологического климата в коллективе яхтсменов, передача лучших традиций общества, патриотического отношения к клубу. Положительным явлением, с точки зрения формирования благоприятного психологического климата в клубах, является фактическое возобновление женского парусного спорта у нас в стране. В первую очередь это создает новые возможности в совершенствовании воспитательной работы среди юных спортсменов, формировании у них таких необходимых качеств для яхтсмена, как: мужество, смелость, рыцарство, самоконтроль, потребность в самосовершенствовании и т. д.

Проведенные нами исследования показали, что в число психологических предпосылок эмоциональной устойчивости яхтсменов в условиях соревнований входит развитый интеллект, благодаря которому спортсмей в состоянии трезво оценить складывающуюся обстановку во время гонок. Известный советский спортивный психолог А. Ц. Пуни рассматривает интеллект как важную предпосылку формирования волевых качеств личности. В связи с этим одной из важных сторон психологической подготовки яхтсмена является создание условий развития интеллекта, который формируется в процессе приобретения специальных технических знаний, повышения общеобразовательного уровня, расширения знаний в области культуры и искусства и т. д.

Предпосылкой последовательного решения задач психологической подготовки яхтсмена является включение в процесс подготовки систематических психодиагностических обследований. Они позволяют установить существенные, с точки зрения организации учебно-тренировочного процесса и психологической подготовки спортсмена к соревнованиям, индивидуально-психологические качества каждого яхтсмена, а также социально-психологические особенности экипажей в классах и командах, дают возможность контролировать динамику психических состояний во время тренировок и соревнований и в случае необходимости вносить коррективы в процесс подготовки яхтсмена.

Данные психодиагностических обследований дают возможность спортсмену развивать навыки самоконтроля и активной саморегуляции своего поведения и эмоциональных состояний. Условием полноценного использования данных психодиагностики является согласованная работа спортсмена, тренера и психолога. Конкретные пути учета многочисленных психологических факторов в подготовке яхтсмена должны стать темой специального разговора.

Г. Горская, кандидат психологических наук, психолог сборной команды СССР. В. Потапов, з. м. с. СССР, аспирант кафедры психологии Государственного центрального ордена В. И. Ленина института физической культуры.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Советы начинающему коку: свежие овощи
Способы снятия судна с мели
Бензиновый двигатель на дизельном топливе?
Консультации по моторам «Ветерок», «Москва», «Сузуки» и других
Сигнал подает автомат «Человек за бортом!»
Отзывы о надувной байдарке «Ласточка-1»
Камеры в качестве поплавков тримарана
Что такое гроза на воде и защита судна от молнии
Полезные мелочи: узел, тент, трос, замок, швартовка, удилище...
Помощь при кровотечении в походных условиях
Способы сушки овощей
Консультации по моторам «Москва», «Ветерок» и прочие
Почему опрокидываются суда, построенные с соблюдением законов остойчивости?
Отзыв о гребной лодке «Славянка»
Комплексные испытания роторного ветряного движителя

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Психология в подготовке гонщика-яхтсмена

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
На надувной лодке с байдарочным веслом
Подготовка водителей маломерных судов в Белоруссии
Первая помощь при переломах на природе
Кухонный инвентарь для походных условий
Рациональное питание в походных условиях
Из опыта восстановления стального корпуса катера
Ремонт и замена сгнившей части форштевня
Полезные мелочи: спаскруг, втулки, камбуз, эпоксидка, регномер...
Консультации по моторам «Ветерок», «Нептун» и «Вихрь»
Электронная вспышка-отмашка
Конструкция анеморумбометра для яхты (измерение скорости и ветра)
Штормование лежанием в дрейфе
Международная гонка на кубок Японского моря в 1984 году
Самостраховка и самопроверка основа безопасности
Консультации по моторам «Москва», «Стрела», «Ветерок» и прочие


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 46 + 11 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории