Как известно, в древесину влага наиболее легко проникает с торцевых срезов. Владельцы деревянных судов должны об этом постоянно помнить и принимать все меры для защиты открытых или недостаточно защищенных срезов деталей конструкции корпуса. Не слишком «мягкие» швартовки носом, удары о плавающие предметы и т. п. приводят к появлению на форштевне сетки мелких (и не очень мелких) трещин, открытых, как правило, со стороны верхнего торцевого среза. Несмотря на то, что форштевень обычно закрыт палубой или (если выступает выше уровня палубы) стальной оковкой, вода на него попадает и быстро проникает по трещинам и каналам в древесину.
Одним из признаков поражения верхней части форштевня гнилью является щель, постоянно образующаяся между торцами поясьев обшивки и шпунтом форштевня, несмотря на то, что перед началом почти каждой навигации ее заделывают (конопаткой, вставляют планки на водостойком клею и т. п.).
Замена сгнившей части форштевня — работа трудоемкая; требующая определенной квалификации и высокой тщательности исполнения. Прежде всего всю пораженную гнилью часть вырубают. Для этого форштевень по здоровой древесине срезают «на ус». Затем вывинчивают шурупы, которыми обшивка крепилась к форштевню (в крайнем случае спиливают торчащие концы шурупов), и тщательно зачищают обшивку изнутри. Удаленную часть заменяют вставкой из древесины той же породы, что и форштевень. Вставка состоит из двух половин: внутренней, приклеиваемой к обшивке изнутри корпуса, и наружной.
Последовательность работы следующая. Сначала вклеивают внутреннюю часть вставки, к ней шурупами прикрепляют обшивку. После высыхания клея к вставке по месту подгоняют наружную часть, размеры которой выбирают с таким расчетом, чтобы она закрывала и торцы поясьев обшивки. Далее намечают и сверлят отверстия для болтов-стяжек (для надежности соединения вставки с форштевнем один болт должен быть в пределах «уса»). Расстояние между болтами должно составлять 200—350 мм. Обе половины вставки соединяют на клею с запрессовкой болтами-стяжками. Клей должен быть водостойкий, например, ЭДП с наполнителем.
Следует помнить, что от тщательности подгонки половин вставки к месту их установки во многом зависит прочность всего отремонтированного узла.
Участок палубы, примыкающий к форштевню, также рекомендуется вскрывать, так как зачастую он оказывается тронутым гнилью.
О длине «уса» н других технологических правилах соединения деревянных деталей корпуса см. в книге «15 проектов судов для любительской постройки» (Л., «Судостроение»), а также в статьях, опубликованных в «КнЯ».