Во всех приведенных примерах в статье «Хорошая морская практика, что это такое» (см. «КЯ» №116) нарушение требований хорошей морской практики было следствием или слабой подготовки экипажа, или слабой требовательности капитана, или принятия хотя и верного решения, но завершившегося неправильным маневром последнего момента.
Маневр последнего момента — совокупность действий экипажа одного или нескольких судов — участников морского происшествия по предотвращению аварии. Обычно маневр последнего момента не освещается в отчетах и печати, если аварии удалось избежать. Но этот маневр применяется, по крайней мере, в десять раз чаще, чем случаются морские аварии.
Признаком хорошей морской практики является выход из аварийной ситуации без совершения маневра последнего момента.
Вот примеры маневра, приведшего к столкновению судов в море или предотвратившего их.
Известно, что худшим маневром в тумане (и грубейшим нарушением правил хорошей морской практики) при расхождении судов в море является изменение курса, когда неизвестно направление движения встречного судна. Подтверждением этого служит случай столкновения пароходов «Сауспорт» и «Финборг», которые сближались встречными курсами в условиях густого тумана в Английском канале. «Сауспорт», имея радиолокатор включенным, следовал с чрезмерной для данных условий скоростью 15 уз. Обнаружив на экране локатора отметку встречного судна, вахтенный помощник сбавил скорость до 10 уз.
Когда встречное судно вошло в «мертвую зону», на «Сауспорте» изменили курс влево, не снижая скорости. За 2 минуты до столкновения был услышан туманный сигнал «Финборга». Только в этот момент на «Сауспорте» застопорили машины, а затем дали задний ход. Столкновения избежать не удалось, «Финборг» затонул. Вина за гибель «Финборга» была полностью возложена на командование «Сауспорта», которое изменило курс судна, следовавшего в тумане с чрезмерной скоростью, не зная положения встречного судна.
В аналогичных условиях, следуя в тумане в Северном море самым малым ходом, советский теплоход «Искра» обнаружил всего в двух кабельтовых слева по носу силуэт крупного пассажирского судна, идущего на пересечение курса. На обоих судах сразу же дали задний ход и на очень близком расстоянии благополучно разошлись. Это — пример маневра последнего момента, приведшего к безопасному расхождению судов в сложных условиях.
Правила хорошей морской практики нашли отражение в морских афоризмах многовековой давности: «Плавай впереди своего судна», то есть предусмотри, рассчитай все заранее, «Считай себя ближе к опасности, и ты будешь дальше от нее», «Лучше вытравить на сто саженей больше, чем на один фут меньше» (при постановке на якорь) и многие другие.