Обычно применяемые методы и работающие на постоянном токе приборы для индикации момента размыкания контактов прерывателей магнето обладают рядом недостатков.
Основным недостатком метода, основанного на применении индикаторов момента разрыва, является сама необходимость постоянно следить за световым (лампочкой) или стрелочным индикатором. Световой индикатор неудобен еще и тем, что четко зафиксировать разницу между горячей и погасшей лампочкой, особенно в солнечный день, трудно, а это значит, что и момент разрыва контактов можно определить лишь с большой погрешностью.
Метод определения момента разрыва контактов по протаскиванию между ними полосы бумаги опасен тем, что возможно загрязнение контактов остатками бумаги. Применение этого метода невозможно на моторах, имеющих кулачок прерывателей, соединенный с маховиком, так как в момент разрыва контактов смотровое отверстие маховика не совпадает с прерывателем. Практически этот способ пригоден только для моторов «Москва» и «Ветерок» всех моделей.
Малая универсальность, необходимость разъединять электрические цепи системы зажигания при проверке, попадание постоянного напряжения в обмотки генераторной катушки зажигания (которое может ослабить намагниченность магнитов маховика), — все это минусы пробников, работающих на постоянном токе.
Свободен от всех вышеперечисленных недостатков звуковой индикатор момента разрыва контактов, представляющий собой простейший генератор низкочастотных колебаний. Генератор построен по схеме мультивибратора (рис. 1) на двух биполярных транзисторах V1 и V2. Транзисторы могут быть любыми низкочастотными с проводимостью p—n—p П13-П16, МП39, МП40, МП41 или МП42 с любым (но лучше — одинаковым) буквенным индексом. При использовании транзисторов с проводимостью n—p—n полярность батареи питания необходимо поменять на обратную. Индикатором разрыва контактов является изменение частоты генерации, которое прослушивается головным телефоном Т типа Тон-2 (Октава) с сопротивлением 1600 Ом.
Детали генератора собираются на печатной плате размерами 40X30 из фольгированного текстолита толщиной 1,5—2 мм (рис. 2). Плата вместе с источником питания (например, двумя батарейками 336) помещается в металлическую коробку подходящих размеров и укрепляется на оголовье наушников. При подборе деталей необходимо по возможности соблюсти равенство сопротивлений резисторов R2 и R3 и емкости конденсаторов С1 и С2. При доброкачественных деталях прибор наладки не требует.
Звуковым прибором очень просто определять величину максимального опережения зажигания. Для этого в свечное отверстие вворачивают индикатор положения поршня и по нему устанавливают поршень в положение ВМТ. Затем румпелем поворачивают магнето в положение максимального опережения, включают тумблером питание прибора и при появлении ровного тона при замыкании щупов между собой судят о работоспособности прибора. Один из щупов подсоединяется к массе двигателя, другой — к точке А (рис. 3); маховик вращается против часовой стрелки до момента изменения тона в наушниках, по индикатору положения поршня отсчитывается величина опережения.
Вращение маховика против часовой стрелки до угла 45°, по опыту эксплуатации моторов, совершенно не отражается на резиновой крыльчатке насоса системы охлаждения.
Если при проверке щуп подключается к точкам В, С, D, то одновременно проверяются электрические цепи и соединения от точки подключения до прерывателя.