Я имею мотолодку «Крым» с мотором «Нептун-23». Лодкой доволен, однако при резких поворотах, которые приходится делать в узких местах акватории с лыжником на буксире, мотолодку сносит. Как добиться устойчивого (без проскальзывания) поворота? Может быть, установить продольные реданы? Мне кажется, узнать об этом будет интересно многим любителям быстрой езды.
Устанавливать продольные реданы мы не советуем. Во-первых, добиться плотного прилегания плоскостей реданов к обшивке днища, которое в процессе эксплуатации получило неизбежные деформации, очень сложно; во-вторых, трудно будет сохранить герметичность корпуса из-за многочисленных сверлений. Кроме того, продольные реданы, установленные на почти плоское днище (килеватость на транце всего 4°), не только не увеличат скорость, но и, наоборот, уменьшат ее.
На наш взгляд, лучше воспользоваться методом, используемым гонщиками: установить на носовой половине смоченной длины днища небольшой килек или даже два килька. (Спортсмены обычно смещают его к левому борту. При левой циркуляции судна вокруг поворотных буев возникает значительный дополнительный момент сил, который помогает корпусу войти в поворот практически без сноса. Смещение килька влево облегчает вход в левый поворот и не создает перед винтом дополнительных вихревых помех.)
Установку килька на «Крыме» лучше производить в ДП. Максимальная длина его не должна превышать 250—300 мм, а высота — 120—150 мм. Форму его и место установки лучше определять опытным путем. В месте установки килька днище следует подкрепить, так как при резких поворотах на него будут действовать значительные усилия.