В сборнике №43 я познакомился со статьей «Морские сани» Уффа Фокса». Заинтересовавшись проектом этого необычного тримарана, я решил провести эксперимент на своей лодке «Днепр». Перечитал все сообщения, опубликованные в сборниках, о попытках повторить (если не превзойти) Фокса, и пришел к заключению, что судно не должно быть тяжелым.
Сначала я поставил «Днепр» на две лыжи. Опасаясь сильно исказить внешний вид лодки, я из снега прямо на корпусе смоделировал лыжи, а уже по этой «модели» определил их размеры и форму шпангоутов. Я пришел к выводу, что из-за большого дифферента на корму при движении лодки лыжи нужно сделать только в кормовой части корпуса — от кормы до миделя, плавно уменьшая их высоту. Ширина боковых лыж — 150 мм, высота наружной стенки — 160 мм; внутренние стенки составили с днищем прямой угол. Глиссирующие поверхности лыж расположены выше линии киля; на длине примерно 1.5 м от транца они строго горизонтальны, а дальше в нос разворачиваются параллельно днищу. Такая «вывернутая» наружу форма во время косого спуска с крутой волны помогает восстанавливать кренящуюся лодку, не давая ей опрокинуться через скулу.
Лыжи изготовлены из 3-миллиметрового стеклотекстолита. Собирал я лыжи прямо на корпусе лодки; «наживленную» заклепками лыжу снимал и клепал с помощью поддержек (на весу). Боковые лыжи получились общим весом около 20 кг. Все соединения залил эпоксидной смолой. К корпусу лыжи прикрепил 4-миллиметровыми винтами на прокладке из микропористой резины.
После прикидки площади рабочих участков установленных лыж я стал опасаться, что 0,6 м2 будет недостаточно. Тогда я сделал еще и среднюю лыжу, собрав ее из старых реданов, окантованных дюралевой полосой с выпуском за редан по 20 мм. Ширина средней лыжи составила 290 мм, длина — 2 м.
Первый выход в плавание оправдал все мои ожидания. Скорость лодки заметно увеличилась. После выхода на глиссирование газ можно было убавить примерно на треть; это дало заметную экономию горючего.
С одним водителем мой «Днепр» выходит на глиссирование рывком — сразу как бы «выпрыгивая» из воды. С тремя пассажирами и мотором «Вихрь-М» со стандартным винтом он идет в переходном режиме около 60 м, а затем плавно выходит ка лыжи, после чего можно снизить число оборотов до номинальных.
На встречной волне лодка разгоняется быстрее и идет без прыжков. На попутной волне высотой около метра она совершает длинные прыжки, плавно отрываясь и опускаясь на гребень следующей волны; при этом винт изредка на мгновенье хватает воздух, так что я не успеваю сбавить газ.
В полный штиль «Днепр» на лыжах на равных ходит с «Крымом». В свежий ветер мне не приходится сбавлять скорость, так как нет больших перегрузок. В течение двух навигаций 1976—1977 гг. не было ни опасных зарыскиваний, ни критических кренов.