Вот уже пять сезонов я эксплуатирую на Азовском море мотолодку «Ока-4» с мотором «Нептун-23».
В инструкции по эксплуатации сказано, что при постоянной работе в морской воде после каждой поездки мотор рекомендуется запускать в пресной воде. Выполнение этого условия сопряжено с необходимостью снимать мотор с транца лодки и отсоединять ДУ, поэтому промывка выполняется крайне редко. После того как на моем моторе в течение одной недели разрушились две крыльчатки насоса системы охлаждения, вместо лопастного штатного насоса я решил установить вихревой от мотора «Привет-22». Крыльчатка вихревого насоса не имеет контакта с корпусом насоса и поэтому, по моим расчетам, должна быть более надежной при эксплуатации е морской воде.
Последующая эксплуатация мотора полностью подтвердила это предположение: насос ни разу не отказал. Из дополнительных достоинств такой помпы можно отметить отсутствие радиального усилия, передаваемого на рессору и ее игольчатый подшипник, и несколько меньшую потребляемую мощность.
Полость вихревого насоса на «Привете-22» выполнена литьем в дейдвудной трубе и проставке, поэтому для установки такого насоса на «Нептуне» нужно сделать корпус насоса. Верхняя 1 и нижняя 2 части корпуса (рис. 2) изготовлены из дюралюминия. Подгонка наружных размеров корпуса произведена по месту в соответствии с размерами внутренней полости дейдвуда «Нептуна», изготовленной литьем. Необходимо также сделать новую пластину 3 вместо штатной 160.600.057 и обязательно установить в верхний корпус в гнездо диаметром 25,9+0,05 уплотнительную манжету (каталожный № 160.259.100). Без уплотнительной манжеты подача насоса неустойчива, и может прекратиться поступление воды на охлаждение двигателя из-за проникновения в полость насоса (по зазору между рессорой и верхней частью корпуса) отработавших газов.
На своем моторе я изготовил крыльчатку самостоятельно, но можно использовать и штатную от «Привета-22». Для этого необходимо расточить диаметр посадочного отверстия по размерам рессоры «Нептуна».
Установив вихревой насос, я защитил от попадания воды и нижнюю цапфу коленчатого вала, выступающую в полость дейдвуда. Это пришлось сделать из-за ухудшения компрессии в картере нижнего цилиндра — быстрого износа манжет поверхностью цапфы, поврежденной коррозией. Для восстановления герметичности мне пришлось сначала проточить цапфу (см. рис. 2, поз. 7), так как она была уже сильно повреждена, и напрессовать на нее втулку 6 из нержавеющей стали. Защитную насадку я выточил из дюралюминия и на резьбе М56Х1.5 закрепил на нижнем картере.
После установки насадки попадание воды на цапфу полностью прекратилось.
Сборка насоса показана на рис. 1.