Владимир Васильевич Васильев пришел в ленинградский яхт-клуб на Петровской косе 12-летним мальчишкой.
Однажды ребята пускали в луже корабли из коры с бумажными парусами. Подошел незнакомый человек. Довольно долго наблюдал за их занятием, а потом попросил запустить кораблики против ветра. «Что вы, дядя!» — возмутились мальчики и популярно объяснили, что под парусами так плыть нельзя. Серьезно выслушав их, незнакомец сказал: «Если захотите посмотреть, как парусники ходят против ветра, приходите в яхт-клуб, спросите Леонова». И ушел. Ребята заинтересовались предложением, пришли по указанному адресу и легко нашли своего «дядю»: В. Е. Леонов был тогда директором Детской спортивно-парусной школы. Происходило все это в 1947 г.
Сначала Володя плавал на большом 25-метровом кече «Пионер» у тренера Э. Я. Стайсона, затем перешел на Л-45. Вскоре ему доверили командование яхтой, он стал чемпионом Ленинграда среди юношей в этом классе. Потом неожиданно пересел на швертбот-одиночку «Олимпик»: судно понравилось своей спортивностью — приходилось управлять яхтой да еще и висеть за бортом, откренивая. Одно было нехорошо — скучно без партнера! Как раз в это время, после Олимпиады 1952 г., в Ленинграде стали появляться первые яхты «Звездного» класса. И в 1955 г. Володя перешел на «звездник». Тем же летом ему довелось участвовать в чемпионате Поволжья; в тяжелых условиях сильного ветра, выступая на еще плохо освоенной яхте, он выиграл соревнования.
Его спортивная судьба оказалась надолго связанной со «звездником». Многие яхтсмены пришли тогда в этот перспективный класс. Стали придумывать разные приспособления для облегчения настройки яхты на ходу, улучшать корпус. Володя поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, работал над усовершенствованием «звездников» вместе с Б. Мирохиным, который тогда уже занимался в аспирантуре ЛКИ и гонялся в том же классе.
Это было время бурного расцвета «Звездного» класса: ведь именно на «звезднике» Т. Пинегин в 1960 г. в Неаполе выиграл первую для нас олимпийскую золотую медаль по парусному спорту!
Много лет подряд Мирохин и Васильев строили «звездники» собственной конструкции, пытаясь разгадать секреты быстроходности яхт лучших фирм — «Липпинкота», «Норта». И вот, победа уже была близка: Васильев на яхте, построенной по своему проекту, финишировал первым в нескольких гонках чемпионата Европы и Северной Африки (1969 г.), когда его неожиданно сняли с соревнований. Нелепая ошибка в мерительном свидетельстве яхты, происшедшая из-за неточного перевода Правил класса (при переходе из футовой системы в метрическую), стоила ему титула чемпиона Европы! Он не оставляет заветной мечты — попасть на XVIII Олимпиаду в Токио. Однако за это право ему приходится бороться по-прежнему на лодках собственной конструкции и с парусами, сшитыми своими руками, а сильнейшие гонщики страны Т. Пинегин и Б. Будников выступают уже на импортных «фирменных» яхтах и парусах. Эта борьба кончается не в пользу Васильева: в Токио он едет лишь запасным.»
Парусный спорт определил и профессиональную судьбу Владимира: в течение нескольких лет он работает конструктором на Ленинградской судоверфи ВЦСПС, проектирует все новые и новые «звездники» и яхты других классов.
Все эти годы В. Васильев вместе со своим постоянным шкотовым Э. Шугаем занимается еще и буерным спортом: под руководством тренера Н. Ермакова они конструируют и строят буера, семь раз завоевывают звание чемпионов страны по буерному спорту в 20-метровом классе. (Владимир очень серьезно относится к буеру, считая его великолепным средством для сохранения спортивной формы зимой.)
В Олимпиаде 1972 г. в Киле, где Васильев был запасным рулевым нашей команды, «звездники» участвовали в последний раз. Больше на «звездниках» делать нечего. Васильев выбирает новый класс — катамаран «Торнадо».
Многим такое решение показалось неожиданным. Сам Васильев весит 100 кг, да и новый его матрос Е. Жуков немногим легче. Вес явно больше, чем нужно для экипажа «Торнадо». Да и вообще это был рискованный шаг, поскольку за восемь лет, прошедших с начала культивирования у нас катамаранов класса В, здесь уже появились свои признанные авторитеты, такие, например, как Ю. Чабан, А. Чумаков, В. Летунов, В. Потапов.
Васильев с Жуковым довольно быстро освоили технику и уже и середине первого для них «катамаранного» сезона 1973 г. стали лидерами в классе. Несмотря на свой вес, они даже в слабый ветер сумели выиграть большинство гонок. Однако далось это нелегко.
Тщательно изучая особенности класса, инженер-кораблестроитель Васильев по своему обыкновению начал изобретать и строить. Тем более, что класс «Торнадо» оказался, пожалуй, единственным, где при постройке корпусов хоть в какой-то мере можно соперничать с зарубежными фирмами. Пластмассовые поплавки импортных «Торнадо», на которых гоняются другие ведущие гонщики Союза, недостаточно жестки и прочны; носовые части их излишне заострены, что отрицательно сказывается на скорости катамарана в сильный ветер (преимущественно на полных курсах). Разрабатывая свой новый проект, Васильев сделал носовые обводы корпусов максимально полными, до предела использовав возможности, предоставляемые правилами обмера; конструкцию выполнил с применением водостойкой фанеры — легкой и жесткой. Катамаран построили на той же Ленинградской судоверфи ВЦСПС, где строились когда-то и Васильевские «звездники», но результаты первых гонок на нем разочаровали конструктора: оказалась недостаточно жесткой конструкция моста. В конце концов на те же корпуса поставили мост с импортного катамарана. Такое сочетание оказалось очень удачным. Васильев и Жуков снова стали выигрывать гонки.
Прошлой весной Васильев и Жуков выступали во Франции на Иерской регате и заняли там 10-е место, пропустив вперед маститых чемпионов всех рангов. (Как выяснилось, мировые асы ходят на корпусах, выклеенных, говоря нашим языком, по «спецзаказу» с учетом их индивидуальных данных и вкусов.)
Кстати говоря, здесь, в Иере, сыграли роль и обнаружившиеся во время гонок дефекты изготовления Васильевского катамарана: из-за непроклеев на многих участках обшивка пропускала воду...
Пришлось немало работать с парусами. Даже паруса с маркой известных зарубежных фирм зачастую имеют далеко не лучшую форму. Если хочешь выиграть гонки, и эти паруса надо подправлять, подгонять!
«Я бы мог пошить парус сам — и такой, какой мне нужен. Но где взять ткань? Имеющийся у нас лавсан для хороших гоночных парусов не годится. Нужен дакрон. Хорошо бы покупать такой материал — небольшими партиями, тщательно проверяя его качество. По современным представлениям эффективный парус должен иметь плоский верх и полный низ. Если, наоборот, что нередко бывает даже у «фирменных» парусов, идти в настоящую гонку смысла нет! И самый хороший парус надо еще обязательно согласовывать с жесткостью мачты. Кстати, на «Торнадо» мачта должна быть очень жесткой в нижней части — здесь лучше всего круглое поперечное сечение. В верхней ее части оптимален вытянутый вдоль ДП сравнительно плоский профиль». — Говорит В. Васильев.
О важности подбора парусов свидетельствует и 10-е место в Иере. Как считает наш спортсмен, результат этот мог быть лучше, если бы не промахнулись с парусами: поставили «Норт», а они «не потянули».
Теперь о чисто спортивной стороне дела.
Васильев придает большое значение специальной подготовке, отдавая предпочтение соревновательному методу, который ввел в свое время бывший старший тренер сборной страны И. П. Лавров. Работать лучше со спарринг-партнером — второй яхтой, идущей рядом. Так можно выполнять самую тонкую настройку, не имея необходимых приборов достаточной точности. Во время спарринг-тренировок яхта настраивается на максимальный ход, затем партнеры длительное время идут одним галсом и сравнивают, кто идет быстрее и почему. Васильев обычно выходит на гонку, уже зная оптимальные варианты настройки. Он старается как можно больше времени проводить на воде, на дистанции.
«Сейчас у нас очень большое место отводится общей физической подготовке — ОФП. Я считаю, что подход должен быть индивидуальным. Конечно, молодым спортсменам интенсивная ОФП необходима для развития физических качеств. Мне же — в 40 лет — физподготовка нужна скорее для поддержания организма в рабочем состоянии. После слишком больших физических нагрузок мне хочется отдыхать, а не идти в море на тренировку. Сильные мышцы сами по себе не могут обеспечить победы в гонке, а поддержание сильных мышц требует очень большой работы, нагрузки, которую парусный спорт не может обеспечить хотя бы потому, что здесь таких больших нагрузок нет. Если тебе трудно выбирать шкот, повесь лишний блок — только и всего!». — Так считает В. Васильев, утверждая, что большее значение имеет психологическая тренировка. Ведь в парусном спорте велики нервные нагрузки, поэтому яхтсмену очень важно уметь выдерживать их, уметь беречь нервную энергию, правильно расходовать ее.
В гонках Васильев любит сильных противников. Они просто необходимы для роста его мастерства. В свое время — на «звездниках» — у него была постоянная неудовлетворенность результатами, да и теперь он выигрывает иногда слишком легко. Сейчас чаще всего «Торнадо» с Васильевым на руле легко отрывается от ближайших соперников, но несколько сильных гонщиков доставляют ему немало беспокойства, делая спорт спортом.
Вернемся, например, к прошедшему парусному сезону, который открылся Всесоюзными соревнованиями в Сочи (в апреле). С большим отрывом от всех других яхтсменов гонки катамаранов выиграл ленинградец Э. Шугай — бывший партнер Васильева по «звезднику». Он выступал на катамаране с великолепными корпусами конструкции Васильева, сделанными на верфи ВЦСПС (можно сказать, своими руками), с импортными рангоутом и парусами, которые Владимир дал на время своему другу; все это в немалой степени объясняет успех ленинградского яхтсмена. Сам же Васильев, отлаживая новую материальную часть, сумел занять на этих соревнованиях только 4-е место, хотя и боролся с полной отдачей сил.
Сказалось и то, что он выступал с новым матросом, а известно, как чутки современные яхты к изменениям в составе экипажа! Вынужденная замена шкотового в разгар сезона не могла не сказаться на результатах гонок. Позднее он стал выступать с В. Тинеевым.
«Я сам предложил Вячеславу быть моим шкотовым, имея в виду его небольшой вес (68 кг), преданность парусному спорту и приятное выражение лица», — не без юмора вспоминает Васильев. И надо сказать, он не ошибся в выборе. Теперь они друзья.
Вячеслав занимается парусным спортом уже 27 лет, он выступал в соревнованиях еще на «Ерше» и «Олимпике». В 1962 г. стал чемпионом СССР в классе «Летучий Голландец», затем неоднократно бывал призером иа всесоюзных соревнованиях, гонялся в классах Р5,5 и «Дракон». За прошедший сезон Тинеев уже достаточно хорошо освоился е новым амплуа — работой на трапеции катамарана. Своей дальнейшей задачей он считает отработку полного автоматизма в сложных движениях, которые требуются от матроса «Торнадо» в свежий ветер, чтобы обеспечить наивысшую скорость катамарана.
Кстати, о весе Вячеслава Васильев упомянул не зря. Сейчас вес нашего «Торнадо» вместе с экипажем больше, чем у ведущих зарубежных гонщиков, примерно на 50 кг. Нередко именно поэтому на полных курсах Васильев с Тинеевым проигрывают.
«Оптимален вес экипажа 140—150 кг — не больше! А мы сейчас без одежды весим 170 кг! К тому же корпуса нашего «Торнадо» много тяжелее фирменных пластмассовых. Во время гонки в сильный ветер — огромные нагрузки скручивают корпуса, в них начинают проявляться скрытые дефекты постройки: трещины, самые мелкие отверстия и г. п. — набирается вода», — рассказывает Васильев.
На VI летней Спартакиаде народов СССР новый экипаж уже показал свою боеспособность. И хотя в общем зачете до последней гонки лидировал О. Чижов, в конечном итоге победил В. Васильев (места по гонкам: 4, 3, 2, 1, 1, 1).
За Спартакиадой последовала Балтийская регата, которую в классе «Торнадо» выиграл В. Дякин. Дякин всего второй год выступает на катамаране, но это опытный, грамотный, смелый и азартный спортсмен (к тому же — талантливый конструктор), неоднократно бывавший чемпионом страны в разных классах. После длительного перерыва он вернулся в спорт и, как видим, не зря. Правда, его победе «помог» сам Васильев, который нарушил правила во время четвертой гонки и по протесту О. Чижова был дисквалифицирован. Да и неудача во второй гонке (14-е место) пошла в зачет Васильеву, в итоге сумевшему занять лишь 2-е место. Все это, конечно, не умаляет значения победы Дякина; никто из других гонщиков не смог вмешаться в интересную и острую борьбу этих двух экипажей.
Летом прошлого года Васильев участвовал в гонках в Канаде, но вынужден был выступать с другим шкотовым, который впервые оказался на катамаране (и до и после того ходил на килевых яхтах!). Всем известно, какую роль играет работа на трапеции, тем более на катамаране. Неудивительно, что пришлось довольствоваться только весьма скромным результатом.
Каждый выезд на международные соревнования — большая школа, знакомство с будущими противниками, с техническими и тактическими новинками. Как известно, именно при выезде за рубеж обнаружилась «простая» истина, что спускаться на нижний знак на катамаране лучше, идя не в чистый фордевинд, а как на буере — в бакштаг (даже в крутой бакштаг), ибо пройденное липшее расстояние с лихвой компенсируется значительно более быстрым ходом.
Несмотря на то что класс «Торнадо» сравнительно молодой (он принят в качестве международного в 1968 г.), выиграть в нем крупное международное соревнование, а тем более — заветные олимпийские медали, так же трудно, как и в любом другом более старом — устоявшемся классе яхт. В чемпионате мира прошлого года в Копенгагене участвовало 65 экипажей из 15 стран. Среди сильнейших гонщиков борьба была исключительно острой. Победили И. Спенглер с матросом Й. Шмалом (ФРГ); вторыми были англичане Рэг Уайт и Д. Осборн; третье место занял Б. Бадью из США.
Чемпионом Европы 1975 г. стал Ким Стефенс (Англия).
Эти спортсмены, а также американцы Аллен и Смит и являются наиболее опасными соперниками нашего олимпийского экипажа на предстоящих гонках в Канаде.