В Москве энтузиасты нового вида спорта объединились вокруг летчика и яхтсмена Г. И. Арбузова. Их усилиями была организована первая московская городская секция виндсерфинга. В секцию пришли студенты московских вузов, молодые рабочие предприятий Москвы и области. С мая 1975 г. начались регулярные тренировки на Пироговском водохранилище под Москвой. В первых соревнованиях, проведенных 27 июля в день Военно-морского флота, приняло участие 28 спортсменов на 10 виндсерферах. Первые победители — Г. Арбузов (выигравший 5 гонок из 10), В. Бессонов и А. Лукьянов.
В Ленинграде основной базой виндсерфинга стал яхт-клуб Ленинградского кораблестроительного института. Здесь коллектив студентов, возглавленный прецодавателем В. Л. Богдановым, занялся самостоятельным проектированием и постройкой виндсерферов. «Заболели» новым видом спорта и бывшие воспитанники института, ныне инженеры судостроительного завода, П. Пастухов, В. Осадчий и другие, изготовившие болваны и матрицы для постройки виндсерферов. Однако здесь до начала августа спортивная работа ограничивалась в основном индивидуальными и групповыми тренировками. Большим успехом виндсерфинг пользовался и в летнем спортивном лагере ЛКИ на Черном море.
Информация об изображении
Виндсерферы команды Москвы перед стартом гонок Белорусского совета ДСО «Спартак»
Весьма активно проявилась и «минисекция» в Тбилиси: здесь еще в августе 1974 г. А. Майсурадзе, В. Машегов и Д. Манагадзе спустили свои виндсерферы на волны Тбилисского моря.
Виндсерферы команды Москвы перед стартом гонок Белорусского совета ДСО «Спартак»
Строительством виндсерферов занимаются не только группы энтузиастов. Не осталась равнодушной к нуждам зарождающегося спорта и Ленинградская судоверфь ВЦСПС. Уже весной прошлого года она предложила клубам страны опытные экземпляры виндсерферов, изготовленных из фанеры — традиционного для этой верфи материала. Правда, нужно сказать, что конструкция этих виндсерферов оказалась весьма непрочной. Стремясь уложиться в вес, регламентируемый правилами класса (27 кг), на верфи использовали слишком тонкую фанеру на днище и палубе, оказалось мало и поперечное сечение мачты. Гонки в сильный ветер выявили также технологические недостатки изготовления отдельных узлов — некачественную сварку концов трубчатых алюминиевых гиков, непрочное соединение шарнира мачты со штырем и т. п. В производстве деревянный виндсерфер оказался довольно трудоемким, а в эксплуатации — малопрактичным. Явными преимуществами обладают корпуса и мачты из стеклопластика.
Информация об изображении
Финиширует Николай Маркелов на виндсерфере производства Ленинградской верфи ВЦСПС
Сейчас еще трудно сказать, насколько широкое признание получил виндсерфинг в разных городах страны. Но вести идут. Например, когда этот номер готовился к печати, в редакцию пришло письмо из Горьковского ЦКБ по судам на подводных крыльях от постоянного корреспондента сборника С. А. Калинина. «По вашим чертежам, опубликованным в №54, мы изготовили 6 виндсерферов с пенопластовыми корпусами. Провели первенство ЦКБ, а зимой намерены собрать металлическую форму и делать корпуса из самовспенивающихся материалов малой плотности»...
Финиширует Николай Маркелов на виндсерфере производства Ленинградской верфи ВЦСПС
Раз уж речь зашла о письмах, процитируем еще одно — от главного хирурга горздравотдела г. Златоуста М. И. Соколова: «Мною построен виндсерфер по чертежам, помещенным в статье «Виндсерфинг своими руками» в №54 сборника за 1975 г... В течение 24 дней я и моя семья наслаждались этим очаровательным видом спорта, доступным действительно всем возрастам! Мне 74 года, младшему внуку 15, и все мы одинаково полюбили виндсерфинг. Ежедневно судно эксплуатировалось на озере Еланчик не менее 11) часов».
О большом интересе, проявленном к виндсерфингу на другом озере Челябинской области — Увильда, — сообщает наш читатель А. А. Пискунов. «Нет никакого сомнения, что на следующий год паруса виндсерфинга появятся на многих озерах Урала и можно будет устраивать соревнования».
Так что не было неожиданностью, когда на первую (практически — межреспубликанскую) встречу по виндсерфингу — открытое первенство Белорусского республиканского совета ДСО «Спартак» в г. Минске 5—7 августа прибыли спортсмены из Неринги (Литовская ССР), Таллина, Тбилиси, Ленинграда и Москвы. Самые представительные команды выставили хозяева соревнований — ДСО «Спартак», АН БССР, Институт ядерной энергетики, Минский авиаремонтный завод. Всего же в соревнованиях приняло участие более 40 спортсменов (среди них 8 женщин).
Поскольку виндсерфинг еще не признан официально в спорткомитетах большинства городов, многим участникам пришлось добираться к месту соревнований за свой счет. И здесь особенно сказалось одно из главных преимуществ виндсерфинга перед другими видами парусного спорта. Серфер Н. А. Маркелова приехал из Ленинграда в багажном вагоне пассажирского поезда. Четыре серфера разместились иа верхнем багажнике «Москвича» другого ленинградского спортсмена — В. Веселовского, на легковых автомашинах привезли свои снаряды москвичи, на трейлере за «Жигулями» приехали серферы эстонцев, а три снаряда выгрузила из автобуса команда литовских спортсменов. Виндсерфингу не нужно ни грузовиков, ни тяжелых прицепов. Не понадобились для проведения соревнований ни закрытая гавань для стоянки виндсерферов, ни приспособления для их подъема на берег. Весь флот расположился на пляже и спортсмены прямо с него уходили на гонки.
Из 32 серферов, представленных на соревнованиях, подавляющее большинство было самодельными; на снарядах Ленинградской судоверфи ВЦСПС, кроме «фирменного» гонщика Н. Маркелова, выступала только команда из Литвы. Московские спортсмены предпочли серферы, сделанные целиком из пенопласта. (Подробно конструкция и технология их изготовления описаны в журнале «Техника — молодежи» № 8 за 1975 г.) Корпус такого серфера, оклеенного слоем стеклоткани, весит 17—19 кг в зависимости от сорта пенопласта.
Серферы ленинградской команды полые. Они отформованы в двух матрицах из стеклопластика — корпус и палуба. Корпус изнутри подкреплен набором из пенопласта. При средней толщине обшивки 1,5 мм вес корпуса оказался несколько выше, чем у москвичей. Подобная конструкция вполне приемлема и для заводского производства, особенно если внутренние полости заполнить пенополиуретаном.
Интересно, что несмотря на различную конструкцию, материал корпусов и парусов все виндсерферы оказались близкими по главным размерениям, площади парусности и весовым показателям (это, кстати, подтвердилось при контрольном обмере на следующих крупных соревнованиях — в Ленинграде). Так что по основным параметрам, влияющим на ходкость лодки, материальная часть у всех участников была примерно одинаковой. Но этого нельзя сказать о других, не менее важных в условиях гонок факторах — покрое парусов и гибкости мачт, качестве отделки корпусов, их обводах и главное — общем балансе корпуса, спортсмена и паруса. Впереди овладение всеми тонкостями виндсерфинга, а первоочередная задача — добиться строгой монотипности всех участвующих в гонках виндсерферов.
На старт первых крупных соревнований по виндсерфингу в Минске вышли спортсмены самой разной квалификации. Здесь можно было видеть ледового аса Айна Вильде — призера чемпионата мира и Европы по буерному спорту, известного мастера парусного спорта Велло Юрье, опытных яхтсменов Г. Маркявичюса, Р. Кукляускаса и И. Эйниаса из Литвы. Но абсолютное большинство участников (23 из 32) вообще ранее не имели разрядов по парусному спорту, многие никогда не управляли яхтой... И все же до окончания гонок никто ие мог предсказать, кто из участников окажется сильнейшим — ведь тот же Вильде встал на виндсерфер всего за несколько дней до соревнований.
Как же проходили минские соревнования по виндсерфингу?
Информация об изображении
Участники гонок в Минске знакомятся с опытным виндсерфером Ленинградской Судоверфи
Катер «Волга» на подводных крыльях стал главным судейским судном, а пенопластовые плиты с укрепленными на них флажками — поворотными знаками на дистанции, которая была размечена на Заславльском водохранилище близ впечатляющего международного молодежного комплекса.
Участники гонок в Минске знакомятся с опытным виндсерфером Ленинградской Судоверфи
Устроитель соревнований — Белсовет ДСО «Спартак» — обеспечил всех участников питанием, позаботился об их размещении, организовал квалифицированное судейство (главный судья В. Глушенков, секретарь — Г. Эрдман).
Гонки проводились по треугольной дистанции со стартом, как это принято в парусном спорте, прямо против ветра. Легкий ветерок лишь слегка рябил гладь озера, а спортсменам предстояло пройти около четырех миль... Удачно берут старт минчане Е. Саунин и М. Маркевич, третьим пересекает стартовый створ м. с. Велло Юрье из Таллина. Разноцветные паруса плавно заскользили по озеру, чтобы, обогнув наветренный знак, замереть в ожидании усиления ветра.
Прошло более часа до того момента, когда при слегка посвежевшем ветре Г. Арбузов, а за ним ленинградские яхтсмены Н. Маркелов и П. Пастухов подошли к финишу. Дистанция явно велика и совершенно резонно судьи сокращают ее примерно до полутора миль (именно по такой дистанции — треугольнику с расстоянием между буями 600 м проводится чемпионат Европы по виндсерфингу).
Если мужчины продемонстрировали умение управляться с парусом (были даже элементы тактической борьбы на дистанции!), то первая гонка женщин, тоже в слабый ветер, прошла неудачно. Им явно не хватало элементарных навыков в технике управления виндсерфером, особенно в условиях непостоянного и меняющего свое направление ветра. Наиболее искусно управляла виндсерфером самая юная участница соревнований — Л. Арбузова. Но она, намного опередив соперниц, не смогла реализовать полученное преимущество — на последней лавировке слишком круто держала свой виндсерфер к ветру и уступила лидерство представительнице Московской области В. Шишковой.
По-настоящему же все свойства виндсерфинга проявились на второй день соревнований, когда подул трехбалльный ветер и на дистанции гонок загуляли «барашки». Здесь уже потребовалось проявить незаурядную силу и сноровку, чтобы удержать рвущийся из рук парус, сохранить равновесие на сразу ставшей неустойчивой лыже и с наименьшими потерями скорости проводить повороты. Подверглась испытанию на прочность и техника: начали ломаться шарниры, гики, одни из пластмассовых виндсерферов оказался заполненным водой...
Что показала минская встреча? Главное — что у нас есть все условия для развития виндсерфинга. Простота конструкции, удобство транспортировки, возможность повсеместно организовать соревнования на самых различных уровнях гарантируют новому виду спорта популярность и массовость. На минских соревнованиях спортсмены смогли обменяться опытом в постройке виндсерферов, определить наиболее оптимальные конструкция и детали вооружения. На общем собрании участников был создай оргкомитет по развитию виндсерфинга в СССР из представителей всех городов, начавших культивировать этот спорт. В плане работ оргкомитета — создание правил классификации и обмера виндсерферов, проекта классификационной таблицы и правил соревнований, получение прав «гражданства» виндсерфинга в СССР наравне с другими видами парусного спорта.
Спустя неделю после минских гонок 15—17 августа спортсменов принимал Ленинград. Здесь в Кавголове на озере Хеппо-ярви проводились лично-командные соревнования на приз Ленинградского кораблестроительного института. В состав каждой команды согласно положению входили четыре участника — двое мужчин и две женщины. Правда, в полном составе были представлены лишь две команды ЛКИ и команда Москвы; одну участницу — дочь известного эстонского яхтсмена Марину Куйвынги — выставила команда г. Таллина. Всего на старт вышло 38 участников. Дистанция — треугольник и финишная лавировка с расстоянием между знаками в 600 м. Перед гонками все виндсерферы прошли контрольный обмер и взвешивание.
В течение двух дней были проведены 5 гонок для мужчин и три для женщин. Преобладал порывистый юго-западный ветер силой 3 балла, на дистанции была небольшая волна, температура воды 18°, воздуха 17—20°. Приятно было наблюдать заметно возросшее мастерство спортсменов, острую тактическую борьбу на дистанции. Характерно, что первые девять мест заняли спортсмены, ранее имевшие разряды по парусному спорту. Значит, в игру вступило уже не только умение удержаться на виндсерфере, но весь комплекс подготовки к соревнованиям: знание правил и тактики гонок, умение настроить паруса и т. п. Победителем стала сильная команда из г. Таллина (А. Вильде, В. Юрье, М. Куйвыиги, 166,5 очка). В значительной степени успех своей команде принес A. Вильде, выступавший на опытном пластмассовом виндсерфере, изготовленном Таллинской экспериментальной верфью спортсудостроения. Примечательно, что на этих соревнованиях только ленинградцу П. Пастухову удалось дважды финишировать первым. Это свидетельствует о том, что ведущие спортсмены уже вышли примерно на равный уровень мастерства в управлении виндсерфером.
Среди женщин первое место заняла студентка ЛКИ Е. Александровская, с хорошим отрывом от остальных 5 спортсменок прошедшая решающую для нее финальную гонку. А ведь всего неделю назад в Минске Елена не смогла подняться против ветра на финиш. Это ли не наглядный пример того, насколько доступным и «усвояемым» является виндсерфинг! Хорошую подготовку показали и студентки ЛКИ B. Попкова и В. Ермилова.
Второе место в командном зачете заняла команда ЛКИ-III (186,4 очка), третье — команда Литовской ССР (195,4).
На этих соревнованиях участники смогли ознакомиться с «настоящим» виндсерфером, выпущенным по лицензии голландской фирмой «Тен Кат». Корпус этого снаряда изготовлен методом вакуумного прессования из полиэтилена и заполнен пенополиуретаном. Мачта сделана в виде полой конусной трубы из стеклопластика и имеет строго определенную гибкость (чтобы обеспечить идентичность всех виндсерферов, на фирме периодически проверяются прогибы мачты в различных точках по длине при подвешивании груза весом 50 фунтов — 22,7 кг). Дакроновый парус снабжен окном из прозрачной пленки — необходимейшей деталью гоночного виндсерфера!
Информация об изображении
Победитель лично-командных соревнований на приз ЛКИ мастер спорта Айн Вильде
В конце августа поклонников виндсерфинга принимал Таллин, но здесь видимо сказался «лихорадочный» темп соревнований — не удалось собрать достаточно представительной группы спортсменов. Кроме хозяев соревнований в гонках приняло участие всего пять иногородних спортсменов (из Ленинграда и Москвы). Было проведено 4 гонки, из них две — впервые в СССР — в морском заливе. Свежий ветер, крупная волна и довольно низкая температура воздуха и воды сделали эти гонки весьма трудными для участников. Выступление спортсменов вызвало, однако, большой интерес у участников проходившей здесь Балтийской регаты и представителей федерации парусного спорта СССР.
Победитель лично-командных соревнований на приз ЛКИ мастер спорта Айн Вильде
И, наконец, последний сбор — соревнования «Закрытие сезона 1975 г.» на приз журнала «Техника — молодежи», проводившиеся 13—14 сентября на Пироговском водохранилище. Москвичи принимали у себя шестерых спортсменов из Ленинграда и шестерых из Минска. В гонках принял участие также А. Майсурадзе из Тбилиси. Всего же на старт вышло 27 спортсменов, включая 6 женщин. Погода стояла пасмурная, по-осеннему холодная, преобладали слабые ветры, при которых определенные преимущества получают спортсмены с малым весом на виндсерферах с легким парусом максимальной площади. Тем не менее попеременно лидировали Г. И. Арбузов и минчанин А. О. Волков, только один раз уступившие первое место ленинградцу А. Моржевикову, выступавшему на «фирменном» голландском виндсерфере с дакроновым парусом. Среди женщин сильнейшими снова оказались студентки ЛКИ Е. Александровская и В. Попкова.
Итак, виндсерфинг, возникнув стихийно, по инициативе десятков энтузиастов, сделал в прошлом году заявку на свое существование в нашей стране как настоящий большой спорт. Нет сомнения, что для дальнейшего стимулирования массовости и направления этого спорта в нужное русло необходимо техническое руководство виндсерфингом со стороны Федерации парусного спорта СССР. Такое руководство может быть осуществлено путем создания Комитета по виндсерфингу — аналогично действующему буерному комитету. Видимо, правила соревнований и разрядные нормы по виндсерфингу могут быть приняты общими с парусным спортом. В то же время необходимо разработать строгие правила обмера и постройки виндсерферов, которые позволили бы обеспечить спортсменов идентичной материальной частью.
1. Открытое первенство белорусского республиканского совета ДСО «Спартак»
г. Минск, Заславльское водохранилище, 7—9 августа (41 участник, зачет по 4 гонкам)
Мужчины: 1 — Арбузов Г. (I р., Москва); 8 очков (1, 1, 1, 5, 4); 2 — Маркевич М. (I р., «Спартак», Минск); 16,4 (5, 4, 3, 2, 1); 3 — Котиков С. («Спартак», Минск); 34,7 (10, 14, 7, 1, 3); 4 — Пастухов П. (Ленинград)); 35,4; 5 — Юшков В. (I р., «Спартак», Минск); 41,7; 6 — Маркелов Н. (II р., Ленинград); 42,0.
Женщины: 1 — Шитикова В. (Московская обл.), 0; 2 — Арбузова Л. (Москва), 6; 3 — Арбузова А. (Москва), 11,4.
2. Лично-командные соревнования на приз ленинградского кораблестроительного института
г. Ленинград, оз. Хеппо-ярви, 15—17 августа (38 участников, зачет по 5 гонкам).
Мужчины: 1 — Вильде А. (м.с., Таллин-I); 31,7 (1, 7, 5, 2, 3); 2 — Кукляускас P. (II р., Литовская ССР); 39.7 (6, 1, 2, 5, 9); 3 — Пастухов П. (ЛКИ-Ш); 48,7 (н/ф, 3, 1, 1, 4); 4 — Арбузов Г. (I р., Москва), 58,7; 5 — Юрье Вяйно (м. с., Таллин-II); 61,7; 6 — Юрье Велло (м. с., Таллин-I); 62,7.
Женщины: 1 — Александровская Е. (ЛКИ-III); 6; 2 — Попкова В. (ЛКИ-1); 10; 3 — Ермилова В. (ЛКИ-1), 20,4.
3. Закрытие сезона 1975 г. — приз журнала «Техника — молодежи»
г. Москва, Пироговское водохранилище, 12—14 сентября (27 участников, зачет по 6 гонкам)
Мужчины: 1 — Арбузов Г. (I р., Москва); 16,7 (1, 4, 1, 3, 4, 2, 1); 2 —Волков А. (II р., Минск); 21.7 (10, 1, 3, 1, 1, 4, 4); 3 — Моржевиков А. (Ленинград); 22,7 (2, 7, 2, 4, 3, 1, 2); 4 — Лукьянов А. (II р., Москва); 39,7; 5 — Савенков В. (Ленинград); 49,7; 6 — Щеглаков Ю. (Моск. обл.); 79,4.
Женщины: 1 — Александровская Е. (Л-д): 0: 2 — Попкова В. (Л-д); 5,7; 3 — Арбузова А. (Москва); 6.