Можно считать аксиомой, что направление ветра, особенно вблизи берега и во внутренних водах, никогда не остается постоянным. Периодические перемены направления ветра во время гонки не бывают меньше 15° (имеется в виду установившаяся погода), а могут доходить и до 90°. Очевидно, что такие изменения направления ветра могут иметь важное значения. Без преувеличения можно утверждать, что умение рулевого правильно определять момент смены галса при изменении направления ветра может решающим образом влиять на результаты гонок, особенно при лавировке на наветренный буй.
Определение заходов и отходов ветра — задача нелегкая. Практически, большая часть рулевых-гонщиков, правя по парусам в бейдевинд, успевает за сметами направления ветра. Но очень немногие из рулевых могут безошибочно ответить на вопрос: является ли в данную минуту галс, которым он идет, наивыгоднейшим по отношению к наветренному знаку?
Определить положение яхты может помочь компас и установленный по отношению к компасу указатель курса. Последний помогает правильно выбрать галс и курс при перемене направления ветра. Конечно, подобный расчет можно произвести по одному компасу, без помощи указателя курса, но это потребует дополнительных вычислений и времени, что является серьезным препятствием при относительно короткой Дистанции и большом количестве стартующих яхт.
Указатель курса легко может сделать любой рулевой. Например, указатель Гарта можно изготовить из трех плексигласовых дисков — наружного (курсового), среднего (компасного) и внутреннего (ветрового), соединенных общей осью.
На курсовом диске нанесены 4 отметки (рис. 1, а), соответствующие курсам на олимпийской дистанции, а именно: А — против ветра, В — по ветру, С — бакштаг правого галса и Д — бакштаг левого галса.
На среднем диске вычерчена компасная картушка,
Перед стартом, на основании показаний компаса, находят курс А от нижнего знака на верхний знак и устанавливают его против отметки А, поворачивая компасный диск. На рис. 1, а для примера изображена установка курса на 225°. Установленное перед стартом положение диска не должно изменяться, если не переносится верхний знак. В последнем случае надлежит немедленно переставить компасный диск на новый курс. Сравнение показаний компаса с соответствующими делениями на среднем диске позволяет определить курс на следующий знак. Это исключает возможность ошибок, которые могут возникнуть при плохой видимости и больших расстояниях между знаками.
На внутреннем ветровом диске (рис. 2) нарисована стрелка, показывающая направление ветра. Стрелка устанавливается согласно господствующему направлению ветра; она может не совпадать с курсом А на наветренный знак, так как редко случается, что на заранее установленной олимпийской дистанции (рис. 1,6) курс на наветренный знак идеально совпадает с направлением ветра (учитывая, что восемь знаков, расставленных по окружности, заставляют выбирать курс скачками по 45°). Это создает трудности при установке старта и часто является причиной антипатии гонщиков к членам судейской комиссии, обвинений в неправильной установке стартовой линии.
Вместо того чтобы распалять воображение изобретением жестоких пыток, которым следовало бы подвергнуть главного судью, гонщикам следует, предвидя несовпадение курса и ветра, использовать это с пользой для себя.
Заблаговременное прибытие на старт и хладнокровный анализ изменений направления ветра относительно наветреннего знака может принести много пользы. Среднее направление ветра определяют по компасу, приведя яхту до левентика так, чтобы гик стоял точно в диаметральной плоскости. Полученное направление можно затем уточнить, идя на ветер правым и левым галсами и внимательно следя за показаниями компаса.
На ветровом диске (рис. 2) обозначены направления лавировки относительно истинного ветра. Учитывая, что яхта может идти к ветру под углом ±45°, линии правого и левого галсов вычерчены под таким же углом к стрелке направления ветра. Полезно нанести дополнительно (другим цветом) секторы по 10° в пределах 35—45° для обоих галсов. Начиная гонку, следует проверить правильность выбора галса, сравнивая показания компаса с делениями на компасном диске и следя, располагается ли компасный курс в данном секторе. Например, если яхта идет в бейдевинд левого галса, а компас показывает курс 270°, то это значит, что надо ложиться на правый галс. После смены галса компас должен показать курс 190—200°, после чего, несомненно, яхта будет расположена выгоднее относительно наветренного знака, лежащего на курсе 225°.
Следует считаться с тем, что отклонения курса от оптимального могут быть больше, чем в вышеприведенном примере. Указатель курса может быстрее привлечь внимание рулевого к ошибке в выборе галса и помочь в совершенствовании техники лавировки. Требуется, однако, настойчивая тренировка для выработки навыков работы с двумя приборами.