Определение заходов и отходов ветра — задача нелегкая. Практически, большая часть рулевых-гонщиков, правя по парусам в бейдевинд, успевает за сметами направления ветра. Но очень немногие из рулевых могут безошибочно ответить на вопрос: является ли в данную минуту галс, которым он идет, наивыгоднейшим по отношению к наветренному знаку?
Определить положение яхты может помочь компас и установленный по отношению к компасу указатель курса. Последний помогает правильно выбрать галс и курс при перемене направления ветра. Конечно, подобный расчет можно произвести по одному компасу, без помощи указателя курса, но это потребует дополнительных вычислений и времени, что является серьезным препятствием при относительно короткой Дистанции и большом количестве стартующих яхт.
Указатель курса легко может сделать любой рулевой. Например, указатель Гарта можно изготовить из трех плексигласовых дисков — наружного (курсового), среднего (компасного) и внутреннего (ветрового), соединенных общей осью.
На курсовом диске нанесены 4 отметки (рис. 1, а), соответствующие курсам на олимпийской дистанции, а именно: А — против ветра, В — по ветру, С — бакштаг правого галса и Д — бакштаг левого галса.
На среднем диске вычерчена компасная картушка,
Перед стартом, на основании показаний компаса, находят курс А от нижнего знака на верхний знак и устанавливают его против отметки А, поворачивая компасный диск. На рис. 1, а для примера изображена установка курса на 225°. Установленное перед стартом положение диска не должно изменяться, если не переносится верхний знак. В последнем случае надлежит немедленно переставить компасный диск на новый курс. Сравнение показаний компаса с соответствующими делениями на среднем диске позволяет определить курс на следующий знак. Это исключает возможность ошибок, которые могут возникнуть при плохой видимости и больших расстояниях между знаками.
На внутреннем ветровом диске (рис. 2) нарисована стрелка, показывающая направление ветра. Стрелка устанавливается согласно господствующему направлению ветра; она может не совпадать с курсом А на наветренный знак, так как редко случается, что на заранее установленной олимпийской дистанции (рис. 1,6) курс на наветренный знак идеально совпадает с направлением ветра (учитывая, что восемь знаков, расставленных по окружности, заставляют выбирать курс скачками по 45°). Это создает трудности при установке старта и часто является причиной антипатии гонщиков к членам судейской комиссии, обвинений в неправильной установке стартовой линии.
Вместо того чтобы распалять воображение изобретением жестоких пыток, которым следовало бы подвергнуть главного судью, гонщикам следует, предвидя несовпадение курса и ветра, использовать это с пользой для себя.
Заблаговременное прибытие на старт и хладнокровный анализ изменений направления ветра относительно наветреннего знака может принести много пользы. Среднее направление ветра определяют по компасу, приведя яхту до левентика так, чтобы гик стоял точно в диаметральной плоскости. Полученное направление можно затем уточнить, идя на ветер правым и левым галсами и внимательно следя за показаниями компаса.
На ветровом диске (рис. 2) обозначены направления лавировки относительно истинного ветра. Учитывая, что яхта может идти к ветру под углом ±45°, линии правого и левого галсов вычерчены под таким же углом к стрелке направления ветра. Полезно нанести дополнительно (другим цветом) секторы по 10° в пределах 35—45° для обоих галсов. Начиная гонку, следует проверить правильность выбора галса, сравнивая показания компаса с делениями на компасном диске и следя, располагается ли компасный курс в данном секторе. Например, если яхта идет в бейдевинд левого галса, а компас показывает курс 270°, то это значит, что надо ложиться на правый галс. После смены галса компас должен показать курс 190—200°, после чего, несомненно, яхта будет расположена выгоднее относительно наветренного знака, лежащего на курсе 225°.
Следует считаться с тем, что отклонения курса от оптимального могут быть больше, чем в вышеприведенном примере. Указатель курса может быстрее привлечь внимание рулевого к ошибке в выборе галса и помочь в совершенствовании техники лавировки. Требуется, однако, настойчивая тренировка для выработки навыков работы с двумя приборами.


