Теплоход «Заря» спроектирован при участии ученых ленинградскими конструкторами, а серийно строится в Москве. При его проектировании пришлось решать целый ряд сложнейших проблем. Начнем с того, что необходимо было обеспечить скоростную перевозку не менее 60 пассажиров в условиях мелководных, засоренных древесиной рек с извилистым узким фарватером, без всяких причальных сооружений. Размерения и вес судна должны были быть не просто минимальными, а такими, чтобы можно было перевозить готовые теплоходы от завода-строителя к месту службы но железной дороге. Теплоход должен был отличаться от обычных «речных трамваев» простотой эксплуатации н надежностью при одновременном увеличении скорости и повышении проходимости.
Основные данные теплохода-автобуса
Длина, м | 21,4 |
Ширина, м | 3,65 |
Высота надводная габаритная, м | 3,05 |
Осадка, м | 0.47 |
Водоизмещение, т | 21,9 |
Скорость хода в грузу, км/час | 45 |
Пассажировместимость, чел. | до 86 |
Необычными получились форма и соотношения размерений корпуса, компоновка, или. как говорят судостроители. общее расположение судна. Сварной корпус из легкого сплава АМг-5 (толщина обшивки 5—6 мм) прямоугольный в плане. Главная его особенность — комбинированные обводы. Если посмотреть па носовую часть «Зари», это — типичный глиссер «морские сани». Некоторый подъем днища от миделя в нос позволяет подходить к отлогому берегу прямо носом. Килеватость шпангоутов па миделе и далее в корму позволила защитить водомет от попадания воздуха. В целом примененные обводы обеспечивают достаточно высокое гидродинамическое качество и снижение ударных нагрузок при ходе па волнении.
Естественно, что в качестве движителя мелкосидящего глиссирующего теплохода применен водометный комплекс. Установлен одноступенчатый полупогруженный водомет с «поджатием» выходного сечения примерно до 0.8. Конструкторам-любителям полезно помнить, что незначительное изменение величины поджатия струп позволяет добиться хорошего согласования ротора (рабочего колеса) и двигателя. Такое согласование при открытом гребном винте обычно производится за счет изменения его шага и диаметра, что гораздо сложнее. Увеличение поджатия, кроме того, позволяет и отдалить возникновение кавитации, характерной отсутствием роста скорости при повышении числа оборотов двигателя.
Установка контрпропеллеров — было испробовано несколько вариантов — давала увеличение скорости всего на 0.5 км,час. поэтому от их установки отказались, что значительно упростило конструкцию.
Водозаборник защищен решеткой, очистка которой производится через специальный лючок. Два руля за срезом сопла водомета обеспечивают хорошие маневренные качества на переднем и на заднем ходу. Задний ход создается перекрытием заслонок и направлением струп в специальные каналы заднего хода.
В качестве главного двигателя применен надежный и экономичный дизель «Л1400» эксплуатационной мощностью 800—900 л. с. Расход топлива около 130 кг/час при числе оборотов 1400 в минуту и скорости хода в грузу до 45 км/час.
Поскольку теплоход рассчитан на короткие рейсы продолжительностью 4 часа, экипаж его составляют всего 2 человека. Сходство с автобусом придает расположение рулевой рубки, отформованной из стеклопластика, в самом носу теплохода. Просторный и светлый пассажирский салон с трехместными мягкими креслами (65 сидячих мест) отделен от моторного отделения багажным отделением и санблоком.
Первая «Заря» проходила испытания па реке Мете еще в 1964 г., а сейчас такие суда успешно эксплуатируются практически во всех пароходства» страны.
Одновременно с серийной постройкой судов продолжаются работы по усовершенствованию конструкций и обводов этих удобных и неприхотливых в эксплуатации речных автобусов.