Главные пути повышения скорости — это совершенствование обводов корпуса, уменьшение веса конструкции, снижение сопротивления выступающих частей, т. е. уменьшение погруженной части дейдвуда мотора с заменой обычного гребного винта на частично погруженный винт (ЧПВ).
Основные данные мотолодки «Винни-Пух»
Длина наибольшая, м | 4,2 |
Ширина наибольшая, м | 2,0 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Вес корпуса, кг | 46—60 |
Рекомендуемая мощность ПМ, л. с. | 30 |
Максимальная скорость, км/ч | 50—80 |
Скорость обычных легких прогулочных судов с серийным мотором «Внхрь-30» не превышает 50 км/ч Спортивные же мотолодки с ЧПВ при том же двигателе достигают на прямой скорости около 100 км/ч. Мировой рекорд на кольцевой двухбуйной трассе, установленный В. Завалиным на мотолодке S-500 с мотором с Вихрь-30» — 83,48 км/ч.
Можно ли «рядовому» водномоторнику хоть как-то приблизиться к этим фантастическим скоростям? Можно, если пойти по пути создания корпуса мотолодки, имеющего легкую — безнаборную — трехслойную конструкцию.
Предлагаемая для самостоятельной постройки легкая высокоскоростная мотолодка «Винни-Пух» может быть использована как в качестве прогулочной — для отдыха на воде в теплое время лета, так и для маршрутных гонок в классах Т-500, Т-350; с успехом она может служить и картоп-лодкой автомобилистов.
Трехслойная конструкция представляет собой две оболочки стеклопластика, между которыми помещается заполнитель, изготовленный из легкого материала; для этой цели лучше всего подходит пенопласт ПХВ-1 (плотность 85 кг/м3). Такая конструкция позволяет повысить жесткость пластины увеличением ее толщины за счет заполнителя. Как принято считать в мировой практике1, трехслойная конструкция, но сравнению с однослойной, обладает приблизительно в 20 раз большей жесткостью и в 6 раз большей прочностью.
Для постройки мотолодки необходимо нарезать полосы пенопласта марки ПХВ-1 толщиной 10 мм. Общая площадь днища, палубы и бортовых наделок ~15 м2. Для изготовления транца (дет. 4), комингса (дет. 3), деталей рецесса (дет. 6 и 7) и двух платформ (дет. 10) понадобится водостойкая фанера толщиной 3—4 мм.
Начинать следует с того, что пенопласт выкладывают на ровной поверхности по габаритам дет. 2 и 1 (по 2 шт.), подложив под него газету, кальку и т. п. Затем надо смазать торцы полос пенопласта эпоксидной смолой, обжать заготовку но периметру гвоздями, кусочками фанеры, клиньями, сверху равномерно придавить любым грузом. После сушки поверхность следует обработать и оклеить одним слоем стеклоткани марки Т-11-ГВС-9 на эпоксидном связующем. После отверждения смолы полотно переворачивают, прострагивают рубанком и оклеивают слоем стеклоткани уже с другой стороны. Затем следует разметить контур дет. 1 и 2 и обрезать.
При следующей операции на днище (дет. 1) приклеиваются полосы пенопласта трехугольного сечения: с одной стороны полотна — это редан (дет. 15), с другой — опоры — направляющие банок (дет. 16). Опоры тоже оклеиваются стеклотканью. Положение опор и контур деталей днища наносятся с помощью контрольной линии (КЛ).
Не забудьте, что листы обшивки (дет. 1) левого и правого борта — симметричны.
Корпус мотолодки собирают на палубе килем вверх. Листы днища соединяются по килю и палубе деревянными шпильками (нагелями) диаметром ~6 мм; их концы обрезают заподлицо и оклеивают тремя-четырьмя полосами стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. Перекрытие при оклейке не должно превышать 20—30 мм.
Затем устанавливают лист транца (без дет. 9) и оклеивают его по периметру полосами стеклоткани в два-три слоя.
Бортовую наделку (дет. 22) надо выставить с наклоном 62е от плоскости палубы. Затем следует поставить на место пенопластовые шпангоуты (шп. 2—6), приформовать их мокрыми угольниками к плоскости днища и закрыть наделку листом пенопласта со стороны днища. Снаружи наделка оклеивается одним слоем стеклоткани. После полной просушки наделку можно перевернуть.
Затем уже перевернутый корпус надо выставить в горизонт по палубе, раскрепив распорками между бортами и полом, и приформовать детали рецесса и комингс (дет. 3).
Для изготовления буртика (дет. в) надо нарезать полосы фанеры шириной 20 мм по форме дет. 3 и, промазав их клеем, закрепить по верхнему периметру комингса мелкими гвоздями. После просушки буртик следует запилить по радиусу и оклеить полосой стеклоткани.
В зависимости от предлагаемого режима движения и необходимого заглубления оси гребного винта можно добиться необходимой высоты транца (380—510 мм) с помощью накладок. Детали транца и рецесса тщательно приформовываются снаружи и изнутри полосами стеклоткани шириной 40—80 мм, пропитанной эпоксидной смолой.
После того, как вы вложите заполнитель изнутри корпуса, его также надо оклеить.
При установке ручек (рымов) под места их крепления на палубе необходимо подложить полоски фанеры на эпоксидной смоле.
Пульт дистанционного управления подвесным мотором монтируется на комингсе, его конструкцию можно полностью заимствовать из «КиЯ» №40. Тросики проводятся через трубки, которые необходимо изогнуть по месту и зафиксировать на пульте ДУ и в кронштейне на транце.
Платформы-банки рекомендуется оклеить с одной стороны поролоном и обтянуть кожзаменителем; при установке в корпус их надо закрепить.
Мотолодка по своим характеристикам вполне может эксплуатироваться с частично погруженным винтом (ЧПВ). Естественно, это даст дополнительный прирост скорости. Конструкция такого винта будет опубликована в одном из ближайших номеров «КиЯ». Следует учесть, что при этом придется устанавливать автономный заборник подачи воды в систему охлаждения двигателя.
При тщательном изготовлении корпуса вес мотолодки не должен превышать 50 кг. При этом на долю деталей из пенопласта приходится 11 кг, из стеклопластика — 10 кг, на деревянные детали — 12 кг, на ребра жесткости, при-формовку, мокрые угольники — 10 кг. Опытные судостроители могут уложиться в 43 кг. При таком «полетном» весе с одним водителем на борту (~200 кг) «тридцатка» с обычным «вихревским» винтом не сможет реализовать скоростные возможности корпуса: штатный винт окажется чрезмерно «легким» и двигатель будет постоянно превышать допустимые обороты. При выходе налегке непременно потребуется винт увеличенного шага (~360 мм).
Трехслойная конструкция корпуса, обладая достаточной прочностью и жесткостью, требует, однако, внимательного обращения. Поэтому следует избегать чрезмерных сосредоточенных нагрузок.
Килеватые обводы корпуса мотолодки позволяют без риска преодолевать волну высотой до 0,4—0,5 м.
Примечания
1. См., например, «Суда из стеклопластика», «Судостроение» Ленинград, 1964 г.; перевод с аиглийского.