На Финском заливе
Идея проведения отечественного «Микрокубка» родилась у нас сразу после того, как команда Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения получила приглашение принять участие в «Микро-кубке» Польши 1989 года. Основывалось наше решение не только на огромном желании дать новому классу реальную жизнь в спорте, но и на твердом расчете: яхт на ЛЭЗСС выпущено вполне достаточно для того, чтобы собрать кворум. Кроме того, мы оказались не одиноки — инициативу нашу с интересом поддержали редакция журнала «Катера и яхты» и ленинградский парусно-моторный клуб «Нева», который любезно предоставил стоянку всем участникам и помог в организации соревнований. Организационным комитетом Кубка было разослано более сорока приглашений владельцам яхт типа «Рикошет» и «Микро» самостоятельной постройки. Было отправлено предложение и в адрес Польского союза класса «Микро», которое, к сожалению, дошло до адресатов слишком поздно, чтобы успеть оформить все необходимые документы.
Приступая к подготовке регаты, мы понимали, что победа в гонках должна приносить яхтсменам не только моральное удовлетворение. Спонсоры — вот кто может поднять престиж гонок и обеспечить призы, достойные чемпионских званий. Кроме уже упоминавшихся ЛЭЗСС и редакции журнала с Катера и яхты» спонсорами «Мик-ро-кубка Финского залива» стали ленинградские кооперативы — «Северное Сияние» (при Ленинградской экспериментальной судоверфи), занимающийся изготовлением парусов, и «Одиссей» (при ЛЭЗСС), основной профиль которого — проектные работы в области яхтинга. Помимо создания призового фонда, кооперативы приняли активное участие в непосредственной подготовке и обслуживании гонок, начиная от пошива и ремонта парусов и кончая предоставлением судов сопровождения. Кстати, сами призы не были известны участникам соревнований вплоть до процедуры награждения.
На приглашение принять участие в соревнованиях откликнулись 14 экипажей «Микро» и 3 экипажа «Ассолей» (которые гонялись отдельной зачетной группой). Среди участвовавших яхт было двенадцать серийных типа «Рикошет-микро», выпущенных на ЛЭЗСС. Четыре яхты представляли Ленинград, по две — Куйбышев, Минск и Навашино, по одной — Псков и Усть-Нарву. Сильную команду выставил ЛЭЗСС — две яхты с заводскими экипажами, для которых эти соревнования должны были стать главной репетицией перед поездкой в Польшу на «Морской Кубок Микро». Приятным сюрпризом для организаторов и участников гонок стало участие великолепно подготовленной команды Минского государственного университета с рулевым мастером спорта международного класса Олегом Споланом. Думается, что участие достаточно большого количества сильных спортсменов не случайно: накал борьбы на дистанции и высокие скорости, показанные яхтами, говорят о больших возможностях «микро» как гоночной яхты.
В гонках принял участие и экипаж из латвийского города Талсы на яхте самостоятельной постройки. Хороший дизайн, высокое качество изготовления, комфорт, оригинальная конструкция некоторых узлов — все говорило о больших возможностях яхты, которые, к сожалению, не были реализованы из-за не слишком удачных парусов. Из Комсомольска-на-Амуре самолетом была доставлена алюминиевая яхта «АЛ-550» авиазавода им. Ю. Гагарина. Долгое время мы вынуждены были довольствоваться только слухами о работах по созданию еще одной серийной «микро», и вот, наконец, представилась возможность увидеть и оценить в гонках ее качества. Надо отдать должное хорошей планировке внутреннего пространства и высоким скоростям, показанным яхтой на лавировке в слабый ветер.
Программой соревнований предусматривалось проведение пяти гонок: малой крейсерской (треугольник — петля) по навигационным знакам в Невской губе длиной 16 миль, двух крейсерских маршрутных на форт Обручев и обратно длиной по 30 миль каждая и двух «олимпийских». Очки за гонки начислялись с учетом коэффициентов сложности.
Безусловно, уровень подготовки экипажей оказался различным, поэтому уже после первой гонки можно было очертить круг претендентов на призовые места: ленинградские «Рикошет-микро», «Кактус» и «Гардемарин», «Рикошет № 33» (Минск), «Микро» (Талсы) и «АЛ-550» — среди этих яхт и развернулась основная борьба.
Погода предоставила возможность проверить квалификацию гонщиков и качество яхт при различных ветровых условиях — от полного штиля до 6-7-балльного ветра. В условиях слабых и средних ветров безусловным лидером оказался экипаж «Рикошета-микро», который продемонстрировал и неплохое знание местных условий. Однако высочайший класс был показан в крейсерской гонке экипажем Олега Сполана, сумевшим в 6-7-балльиый ветер пройти большую часть дистанции в режиме серфинга под спинакером, в то время как на большинстве яхт спинакеры вовсе не ставили, а на «Рикошете» и «Кактусе» после трех-четырех брочингов подряд их убрали подальше.
В этой же гонке на яхте «Гардемарин» был сломан руль самодельной конструкции, что практически лишило сильный экипаж шансов на призовое место. Большую пользу в сильный ветер принесли ремни для откренивания, установленные экипажами ЛЭЗСС на серийные лодки.
Завершали программу две гонки по олимпийской дистанции, в которых доминировали ленинградские спортсмены.
Но самым главным итогом гонок можно считать сам факт проведения первого Микро-кубка, которому все участники пожелали большого будущего. Приятной неожиданностью оказались высокие средние скорости, показанные в гонках, что окончательно подтвердило спортивные кондиции нового класса.
Процедура награждения явилась сюрпризом для многих спортсменов. За первое и второе места экипажам яхт «Рикошет-микро» и «Рикошет» № 33 были вручены призы, учрежденные ЛЭЗСС и кооперативом «Северное Сияние» — комплекты парусов из цветного каландрированного лавсана, сшитые в кооперативе. Еще два приза были вручены от ЛЭЗСС экипажам яхт «Кактус» и «Гардемарин» — комплекты блоков и стопоров новосибирского завода «Химаппарат». Приз кооператива «Одиссей» был вручен единственной яхте самостоятельной постройки — «Микро» из г. Талсы. И наконец, редакция журнала «Катера и яхты» наградила «гостевым призом» экипаж яхты «АЛ-550», проделавший самый длинный путь на гонки. Ценные призы получили и команды-призеры «Ассолей», всем участникам гонок были вручены значки и вымпела редакции.
«Микро-кубок Финского залива» с самого начала задумывался как ежегодные традиционные соревнования с участием зарубежных спортсменов. Поэтому в настоящее время ведется подготовка ко второму Кубку, который уже в ранге международного пройдет в Ленинграде ориентировочно с 21 по 30 июня 1990 года. О своем желании принять участие в этих гонках сообщили яхтсмены ФРГ, Польши и Франции. Информацию о проведении «Микро-кубка» можно получить по адресу: 195272, Ленинград, Уткин пр., 15, ЛЭЗСС, Ассоциация класса «Микро».
У берегов Польши
Приглашение принять участие в Микро-кубке Польши не было для нас неожиданностью. С самого начала работ над «Рикошетом» мы были уверены, что рано или поздно такая возможность предоставится, и все-таки перспектива выступать в соревнованиях вместе с командами Польши, ФРГ, Франции заставляла со всей серьезностью отнестись к этой поездке. Хорошей репетицией явился «Микро-кубок Финского залива», который наши заводские экипажи провели очень уверенно. Осталась позади напряженная работа по подготовке лодок и полторы тысячи километров не всегда хороших дорог, которые наши яхты преодолели в кузове КАМАЗа, а мы в салоне комфортабельного РАФа. И вот «Рикошет» и «Кактус» ошвартовались у стенки яхт-клуба г. Гдыня.
Внешний вид соседних яхт, а среди них были постоянный победитель всех Микро-регат последних двух лет польская яхта «Кумпелька», новейшие конструкции польского конструктора Анджея Скржата типа «Канкаи», серийные яхты «Нептун 550» и «Челленджер» — вызвал у нас самые противоречивые мысли. С одной стороны, ни по дизайну, ни по качеству изготовления наши яхты не уступали своим соседям-конкурентам, однако в корпусах и оснастке новых проектов чувствовался такой потенциал скорости, что наши тяжелые и относительно высокобортные лодки, казалось, заранее проигрывали гонку.
Некоторые элементы нашего проекта оказались прямо-таки «реликтовыми»: кронштейн подвесного мотора, развитое леерное ограждение, от которого на большинстве зарубежных лодок остался только минимально разрешенный правилами носовой релинг, капроновые тросы бегучего такелажа диаметром 8—11 мм в отличие от 4—6 мм кевларовых тросов у конкурентов нержавеющий трос 4—5 мм на вантах вместо 2,5—3 мм «геркулеса» и многое другое
Предшествовавший гонкам обмер яхт определил наши яхты как «cruiser» («good cruiser» — по словам посетивших нас зарубежных яхтсменов). Согласно правилам, зачет на «Морском кубке» проводится по двум дивизионам — «про-то» и «круизеры» (на европейском Микро-кубке по трем — «прото», серийные регатные и серийные «круизеры»), различающимся по массе корпуса и начальной остойчивости. Разделение это необходимо, поскольку в последние годы разница между этими типами яхт настолько увеличилась, что «прото» скорее напоминает увеличенный швертбот «470» с минимальных размеров рубкой, чем яхту традиционных форм, к которой мы стремились приблизить наш «Рикошет-микро». Взвешивание определило чрезмерную массу наших яхт (670—680 кг), которая на 100—120 кг превосходила массу остальных яхт дивизиона «туристов» и на 200—220 кг — массу «прото». Большую массу имели только серийные польские «Поло», уверенно занимавшие последние места турнирной таблицы. Всего в гонках приняла участие 21 яхта из четырех стран (по две из СССР, Франции и ФРГ), из которых к категории «прото» были отнесены 13.
О парусах — разговор отдельный. На фоне парусов из великолепного французского дакрона, майлара, а у некоторых даже «кевлара-майлара» с зелеными коронами Эльвстрема наши паруса из польской ткани вызывали лишь сочувствие большинства соперников. Только тот, кто сам побывал в такой невыгодной ситуации, может оценить, каких усилий нам стоило третье призовое место « Рикошета» и пятое место « Кактуса» в группе «круизеров». Борьба велась постоянно от первой до последней гонки, причем первое место яхты «Карчер» (ФРГ) и второе «Ми-Кро» (Франция) не были так уж очевидны. Нам удалось выиграть две гонки у «Ми-Кро» и одну у «Карчера», да и в последней гонке от западных конкурентов на финише нас отделяли 2—3 секунды. Вряд ли можно было ожидать лучший результат в гонках, проходивших в основном при слабых ветрах, когда масса яхты и качество парусов становятся определяющими. Надо отметить, что при таких погодных условиях лидеры «микро» — «Кумпелька», «Реллик», «Пекадора» — к концу олимпийской дистанции догоняли лидеров в классе «четвертьтонник», стартовавших на этой же дистанции десятью минутами раньше.
Помимо участия в гонках, немаловажной задачей было установление контактов с ассоциациями класса «Микро» других стран. Надо отметить, что и с этой стороны нашу поездку можно считать успешной. Огромный интерес у участников регаты вызвало наше сообщение о проведении в Ленинграде «Микро-кубка» и о возможности превратить эти соревнования в один из этапов Кубка Европы. Несколько экипажей яхт, в том числе яхт-призеров обоих дивизионов выразили свое желание приехать в Ленинград в 1990 г.
И, наконец, немного о тех задачах, которые мы ставили перед собой, как конструкторы и строители яхт. Несколько неожиданно для нас все посетители отмечали достаточно высокое качество изготовления наших яхт, приятный интерьер и внешний дизайн, неплохие ходовые качества, то есть все то, что по мнению специалистов должно обеспечить возможность экспорта наших яхт. Были и конкретные предложения приобрести именно те яхты, на которых мы выступали. Особую ценность представляет информация, которую мы собрали, изучая яхты конкурентов. Здесь нас интересовало буквально все, начиная от проводок снастей и кончая обводами корпуса.
Несколько слов о соревнованиях в Микроклассе предстоящего сезона. Центральным событием сезона станет Микро-Кубок (фактически чемпионат Мира в классе «Микро») в городе Пуцк (Польша) в начале августа. Предполагается участие более 50 экипажей из Франции, Польши, ФРГ, Бельгии, Италии, Англии, СССР, Аргентины, Испании и Бразилии. Думается, что созданная у нас в стране Ассоциация класса «Микро» примет активное участие в подготовке и организации поездки сильнейших советских экипажей на «Микро-Кубок».
Результаты «Микро-кубка Польши»
2—15 сентября 1989 г., Гдыня
Круйзер» (8): 1 — «Карчер», Н. Шульте, ФРГ (14, 13, 10, 10, 9); 69; 2 — «Ми-Кро», Ж. Матис, Франция (10, 11, 13, 12, 14); 66; 3 — «Рикошет», Ю. Ситников, СССР (11, 14, 12, 15, 10); 59,5; 5 — «Кактус», О. Крючков, СССР (9, 17, 14, 14, 17); 48.
«Прото» (13): 1 — «Кумпелька», Я. Кашоровски, Польша (1, 1, 1, 1, 1); 138,125; 2 — «Реллик», Ж.-П. Джинто, Франция (3, 2, 2, 2, 3); 128; 3 — «Пекадора», А. Янковски, Польша (2, 3, 4, 3, 2); 118,5;
От Ленинграда до Выборга
Традиционные соревнования малых крейсерских яхт на Кубок «Ассоль», учреждеивый журналом, вновь стартовали на Балтике.
У пирса парусно-моторного клуба «Нева» в Леннвграде ошвартовались 28 яхт из Москвы, Петрозаводска, Свердловска, Тюмени и, конечно, из самой Северной Пальмиры. Были проведены четыре гонки по маршруту: форт Красноармейский — Приморск — Выборг — форт Красноармейский. Яхты прошли более 150 миль. Ход спортивной борьбы потребовал от яхтсменов умения ходить на всех курсах от лавировки до фордевинда и во всем диапазоне ветровых условий — от штиля до жестокого шторма.
Самой тяжелой оказалась четвертая гонка. Силы экипажей таяли, разум брал верх, и яхты одна за другой поворачивали в Приморск, уходили в укрытие и принимали буксирные концы от судов, предлагавших помощь. И все-таки две «Ассоли» финишировали! Тюменская «Афалина» и петрозаводский «Слоненок» буквально приползли на форт, отдав гонке соответственно 33 и 45 часов. Прошедшие гонки показали возросшее мастерство яхтсменов малых крейсерских яхт и их способность совершать дальние походы.
Результаты V кубка «Ассоль»
29 июля — 5 августа 1989 г.
Командный зачет (6 команд): 1 — 1 сборная Ленинграда: «Леда» (к. Лютов), «Диона» (В. Щеголев), «Фрезн» (М. Кобрин); 9 очков; 2 — «Урал», Свердловск — Тюмень: «Шелла» (В. Владыкин), «Секрет» (А. Скребнев), «Афалина» (П. Юдин); 3 — сборная Петрозаводска: «Слоненок» (О. Евдокимов), «Шарм» (В. Строганов).
«Ассоль» (16): 1 — «Леда» (К. Лютов); 2 — «Фрези» (М. Кобрин); 3 — «Слоненок» (О. Евдокимов).
Свободный класс (9): 1, 2 — «Панацея» (С. Дик, Москва); 1, 2 — «Триада» (В. Соломонов, Ленинград); 3 — «Слава» (С. Михайлов, Сосновый Бор).