Засоривший Атлантику плавающий мусор, выносимый в океан реками и сбрасываемый с многочисленных судов, стал главной проблемой экипажа катера «Джентри Игл» в его рекордном броске от маяка Эмброуз близ Нью-Йорка до маяка Бишоп-Рок у островов Силли.
Советские любители спорта, благодаря коротким сообщениям прессы, видимо, знакомы с этим выдающимся достижением, которое вместе с шестью спортсменами, составившими экипаж «Джентри Игл», по праву разделили создатели уникального 34-метрового катера.
Его главными двигателями служили два дизеля «MTU V396» мощностью по 3840 л. с., приводящие в действие водометные движители — устройства, гораздо надежнее защищенные от повреждения плавающими предметами, чем гребные винты и валы. Дополнительную мощность 4500 л. с. обеспечивала газовая турбина, работающая на полупогруженный гребной винт через шарнирный привод Арнесона. Турбина, однако, могла работать только при спокойной погоде, когда катер мог развить максимальную скорость (до 125 км/ч) без риска разрушения корпусных конструкций от ударных перегрузок или непредсказуемых бросков катера при сходе с гребня волны. В штормовых условиях неработающий гребной винт можно было поднять над водой с тем, чтобы уменьшить сопротивление воды.
Но «отдыхать» газовой турбине за время рекордного перехода довелось всего 8 из 62 часов. Это свидетельствует о том, что метеорологические условия на трассе были самыми благоприятными за все последние годы оживления борьбы за «Голубую ленту» — со времени первой неудачной попытки, предпринятой англичанином Ричардом Брэнсоном в 1985 г., когда его 75-футовый катамаран «Вирджин Атлантик Челленджер» получил повреждения корпуса на волнении и затонул всего в 100 милях от финиша.
Но из этого не следует, что американцам рекорд дался легко: их первая попытка покорить Атлантику в 1988 г. окончилась неудачей. Катер (тогда он был назван в честь спонсора «Континентал Прауд Бёрд») прошел после старта всего 35 часов и 1225 из 3000 миль: огромные волны, неполадки в работе двигателей, выход из строя половины навигационных электронных приборов заставили экипаж сойти с трассы (см. «КиЯ» №139). А позже, на подходе к Ньюфаундленду, катер едва не разбился о подводные камни. Корпус и большинство сложного оборудования при этом были настолько сильно повреждены, что восстановление судна обошлось лишь не намного дешевле, чем постройка нового. Это еще более усугубило разочарование Джентри и других участников его программы, которые, однако, не отказались от повторной попытки в июле 1989 г.
В понедельник 24 июля в 8.49 местного времени «Джентри Игл» покинул гавань Нью-Йорка и устремился к маяку Эмброуз. Вместе с Томом Джентри в качестве второго «пилота» шел его 33-летний сын Норман, отвечающий за работу всего электронного оборудования на борту катера. Главным механиком (и директором всей программы «Джентри Игл») был Джон Коннор, хорошо известный в водно-моторном мире гонщик и конструктор. Двенадцать сезонов он участвовал в океанских гонках катеров, в том числе и в качестве механика на «Каамах» трехкратной чемпионки мира Бетти Кук. Движительный комплекс «Каама» с полупогруженным гребным винтом, ныне серийно выпускаемый для быстроходных катеров различного назначения, и гоночные катера «Скэрэб-38» — это результаты многолетних разработок Д. Коннора. В предыдущей попытке побития рекорда Атлантики, когда при ударах о 4,5-метровые волны от корпуса «Джентри Игл» оторвался алюминиевый брызгоотбойник и его затянуло в водовод водомета, Коннор трижды погружался в ледяную воду, чтобы освободить движитель от искореженного металла.
Информация об изображении
Ричард Брэнсон (слева) вручает Тому Джентри серебряную модель маяка Бишоп Рок
Обязанности штурмана исполнял Джеффри Браун, также известный гонщик, авиационный и электронный эксперт.
Ричард Брэнсон (слева) вручает Тому Джентри серебряную модель маяка Бишоп Рок
За работой дизелей наблюдал инженер западногерманской фирмы «MTU» Экхард Растнг — он участвовал в обеих трансатлантических попытках Р. Брэнсона и был на «Джентри Игл» в 1988 г.
Шестой член экипажа катера — второй штурман Рон Уайтлоо.
Каждый из них обладал большим опытом гонок в открытом море, отлично знал технику, за которую отвечал, и был готов встретиться с любыми неожиданностями.
Но природа, казалось, решила вознаградить упорство претендентов на обновление рекорда и компенсировать их предыдущую неудачу. Экипажу «Джентри Игл» даже не пришлось ожидать благоприятного (окна погоды» — метеорологи обещали самые спокойные условия на трассе перехода на ближайшие три недели. Над океаном раскинулось безоблачное небо, до необычайно высокой температуры прогрелась вода у берегов Британии: ничто не предвещало приближения циклонов. «Джентри Игл» устремился по дуге большого круга — трассе пассажирских лайнеров прошлого — к точке рандеву с дозаправщиком топлива. Небольшое — длиной всего 37 м — суденышко «Дестини» ожидало будущих рекордсменов в 2816 милях от старта в точке с координатами 42°56,3' с. ш. и 40°20,8' з. д. Даже незначительная ошибка штурмана катера в курсе могла обернуться заметной потерей драгоценного времени: ведь обнаружить столь малое судно посреди океана все равно что искать иголку в стоге сена.
Первые восемь часов при заполненных топливных цистернах «Джентри Игл» несся со скоростью свыше 96 км/ч и покрыл за это время 440 миль (около 800 км). По мере расходования топлива скорость возрастала, но в конце первых суток пришлось застопорить один из дизелей. В водозаборник водомета засосало полиэтиленовую крышку от плававшей порожней 20-литровой банки из-под краски. К счастью, крышка не причинила серьезных механических повреждений движителю, но послужила уроком для экипажа. С этого момента все глаза были устремлены на море, чтобы избежать новых столкновений с плавающим мусором, количество которого все более увеличивалось. Бочки из-под соляра, упаковочные ящики, связки бревен и даже огромные судовые контейнеры заставляли ведущих катер лавировать. Мусор «сменил» прошлогодние кошмары скачки по штормовому океану.
После 31 часа 18 мин гонки в океане прямо по курсу был обнаружен дозаправщик «Дестини» — достижение, которое было бы невозможно без сложного электронного оборудования, оснащающего «Джентри Игл». Катер ошвартовался у борта дозаправщика и принял в свои цистерны 64 т дизельного топлива. Вся операция заняла 52 минуты, за которые катер мог бы пройти около 100 км. Заметим, что на 24-м часу, когда цистерны были практически пустыми, лаг зафиксировал максимальную скорость 139,07 км/ч, а средняя скорость за 60 минут составила 94,6 км/ч.
Заполнив цистерны, «Джентри Игл» взял курс на финальный пункт — маяк Бишоп-Рок, до которого оставалось 2000 миль. Силуэт «Дестини» в считанные минуты исчез за кормой...
В первые часы удавалось поддерживать более высокую скорость, чем на предыдущем этапе, однако снова возникли проблемы, повлиявшие на конечный результат гонки. Неожиданно отказал топливный насос высокого давления, один из дизелей резко сбросил обороты. Ремонт удалось выполнить, продолжая движение под вторым дизелем и турбиной со скоростью всего 50 км/ч. Затем упало давление в топливной системе газовой турбины, которую для ремонта пришлось застопорить на два часа, также не останавливая ход катера.
К концу вторых суток «Джентри Игл» преодолел 2300 км, до финиша оставалось всего 670 км. То что рекорд состоится, ни у кого из членов экипажа уже не вызывало сомнении1. Единственное, что омрачало настроение, это приступы бронхита у Тома Джентри, которые обострились после двух бессонных ночей. Но океан был спокоен как зеркало, и Том решил отлежаться на койке.
27 июля в 03.56 летнего британского времени «Джентри Игл» пересек воображаемую линию финиша. К этому времени Джентри взял штурвал в свои руки, чтобы поставить финальную точку в соревнованиях 1989 г. за «Голубую Ленту Атлантики».
Путешествие заняло 62 часа 13 минут; было пройдено 2994 км со средней скоростью 55 миль в час (88,5 км/ч). Таким образом, американцы «состригли» с предыдущего рекорда Ричарда Брэнсона на «Вирджин Атлантик Челленджер-II» 18 ч 23 мин или 22,84 %. Видимо, последующим претендентам будет нелегко перекрыть этот результат, если учесть исключительно благоприятные метеорологические условия в Северной Атлантике, имевшиеся в июле прошедшим летом.
За ходом гонки «Джентри Игла» внимательно следили болельщики и заинтересованные лица на обоих побережьях Атлантики. Неудивительно, что у Бишоп-Рок рекордсменов приветствовал целый флот катеров и яхт, заблаговременно пришедших сюда из многих стран Европы. Мощные прожекторы зафрахтованных телевизионными компаниями вертолетов развеяли предрассветные сумерки. А позже на пирсе острова Силли Ричард Брэнсон вручил Тому Джентри «Голубую ленту» и учрежденный им Приз Трансатлантических соревнований — отлитую из серебра точную модель маяка Бишоп-Рок. По водно-моторной традиции Брэнсон столкнул нового рекордсмена в холодные воды Кельтского моря, но гавайский миллионер изловчился и успел, падая, прихватить с собой британского соперника.
Новый рекорд установлен в то время, когда несколько новых претендентов готовятся пересечь океан на катерах без промежуточной дозаправки. По принятым недавно правилам, экипаж судна, которое сможет улучшить при этом условии результат американского лайнера «Юнайтед Стейтс» (82 ч 40 мин), показанный в 1952 г., получит серебряный приз сэра Хэйлза. Этот приз по-прежнему ждет победителя соревнований, находясь в морском национальном музее в Нью-Йорке.
Примечания
1. Когда кто то из журналистов спросил у Тома Джентри в какой именно момент он почувствовал, что рекорд взят, он с улыбкой ответил: «Перед самым стартом и сразу же после финиша».