Технические характеристики катеров
"Обь-5" | "Обь-5П" | |
Длина наиб., м | 5.6 | 4.6 |
Ширина наиб., м | 1.56 | 1.56 |
Высота борта на миделе, м | 0.78 | 0.78 |
Осадка, м | 0.18 | 0.16 |
Скорость макс., км/ч | 60 | 70 |
Масса снаряженного катера, т | 0.5 | 0.44 |
Автономная дальность плавания, км | 550 | 650 |
Полное водоизм., кг | 965 | 850 |
Пассажировместимость, чел. | 6 | 4 |
Мощность двигателя, л.с. | 55 | 55 |
Расход горючего, л/ч | 10 | 10 |
Емкость топливного бака,л | 100 | 100 |
С момента сообщения в "КиЯ" №172 о предстоящей разработке катера "Обь-5" никакой информации в прессу не поступало, вся работа по его созданию велась заводом конфиденциально. Связываюсь с Валентином Ивановичем и прошу его дать интервью, а неожиданно получаю приглашение присутствовать на предпродажных испытаниях новых катеров на Оби — в центре Новосибирска.
— Для чего же проводятся такие предпродажные испытания? — сразу спрашиваю я по телефону.
Томилов отвечает:
— В новых экономических условиях мы поставляем заказчикам катера полностью укомплектованными в соответствии с техническими условиями и требованиями ГИМСа. В большинстве случаев заказчик выражает желание присутствовать на этих испытаниях, чтобы убедиться в выполнении заводом всех требований, оговоренных при заключении контракта и предоплате. Конечно, название "предпродажные" несколько условно, но покупателям они очень нужны...
В назначенное время я был па левом берегу Оби на указанном месте. Вскоре прибыли автокран и грузовики с двумя катерами — головным образцом заказанной партии новых катеров "Обь-5П" ("Патруль") и "Обь-5". Их спустили па воду. И вот уже главный инженер предприятия М.А. Багаудинов и заводской механик занимают места в "Патруле". Нажатие юза-виши "Пуск" на приборной доске — и почти неслышно начинает работать двигатель. Катер медленно отваливает от берега на малых оборотах и, развернувшись против течения, прибавляет газу. Я засек время: через 4 секунды катер вышел на режим глиссирования и помчался но широкой глади Оби, все увеличивая скорость вплоть до 70 км/ч. Сделав большой круг, катер, тихо урча мотором, подошел к берегу. Заказчик придирчиво осмотрел катер, никаких замечаний не было.
В такой же последовательности испытывался и второй катер "Обь-5". Заказчик просил испытателей сделать крутой вираж на мелководье, где глубина никак не боле полуметра. Эту просьбу с большой охотой испытатели исполнили, не снижая хода...
Через день я показываю Валентину Ивановичу фотографии, сделанные на испытаниях. Он их внимательно рассматривает, мы обмениваемся мнениями, и я зада! первый из накопившихся вопросов:
— Что произошло за последний год? С чего началась история создания дизель ной водометной "Оби -5"?
— Пожалуй, началась она с того, что на заводе была разработана общая концепция производства и сбыта лодочной продукции, а на ее основе — сформулированы технические требования, которым должен отвечать любой наш новый катер. Стоит, я думаю, их перечислить. Катер должен быть многофункциональным и надежным со сроком службы не менее 7-10 лет. Должна быть обеспечена его эксплуатация в тяжелых сибирских условиях. С одной стороны, он должен свободно ходить но засоренным рекам при глубинах полметра, с другой — по большим рекам при высоте волны до 0.7 м. Должна быть обеспечена защита экипажа от сильного ветра, брызг, дождя и снега, и одновременно — хорошая обзорность с места водителя. Записано, что двигатель и движитель должны обеспечивать безотказный запуск в интервале температур от -5 до +40°С и движение со скоростью не менее 60 км/ч при автономности плавания не менее 500 км. Оговаривалось, что двигатель должен работать на легкодоступном горючем, имеющемся в отдаленных районах Сибири. Разумеется, проектируемый катер должен был отвечать требованиям действующих норм экологической безопасности но уровню шумности и загрязнению окружающей среды.
Были четко сформулированы и наши производственные требования. Конструкция катера должна быть максимально технологичной. не требующей коренных изменений имеющейся оснастки при освоении производства. С целью удешевления катера да и упрощения работ но его последующей модификации необходимо было обеспечить высокую унификацию узлов и деталей, доведя коэффициент стандартизации "К" до значений 0.75-0.8. Наконец, конструкция и габариты катера должны обеспечивать сто транспортабельность на всех видах транспорта, в том числе при перевозке в типовых контейнерах и на трейлерах.
— Не приходилось отступать от этих требований?
— Нет. От выполнения этих требований мы не отступали. В начале процесса проектирования на заводе сложилось тяжелое финансовое положение. Мы выпускали порядка 400 мотолодок "Обь-3.1" в год. Это примерно 20-25% загрузки производственных мощностей. Денег на проведение широкомасштабных проектных и, тем более, экспериментальных работ не было. Номы не опустили руки перед трудностями, изыскивали малейшие возможности для продолжения работ по созданию "Оби-5". Была создана специальная группа из числа энтузиастов-катерников. В нее вошли: главный инженер завода Михаил Александрович Багаудинов. начальник сборочного цеха Борис Ефимович Коняев, начальник производства Сергей Николаевич Панасенко и конструктор-кораблестроитель Владимир Владимирович Бажан. Эта группа разработала несколько проектов катера, но ни один из них не обеспечивал всю гамму упомянутых требований. Помог случай.
Соблюдая 30-летнюю традицию, мы поддерживаем связи с владельцами мотолодок семейства "Обь", при возможности используем их пожелания и советы. В начале 2000 года мы получили запрос из Красноярска. Андрей Иванович Ковалев — владелец "Оби-3" — сообщал, что его не устраивает подвесной мотор и он приобрел автомобильный двигатель "ВАЗ" и подходящий для него водомет, но теперь дело за корпусом. В письме содержалась просьба изготовить на базе "Оби-3.1" удлиненный на 0.8 м и усиленный корпус. При этом заказчик обещал оплатить все расходы по созданию необходимой ему лодки. Был заключен контракт.
К началу навигации катер, получивший название "Обь-5", был готов. Первые ходовые испытания не принесли желаемых результатов, так как самодельный водомет имел низкий КПД. Но разработчики убедились в принципиальной возможности эффективного использования тримаранных обводов и модернизированного корпуса "Оби-3.1". После приобретения заказчиком и установки серийного водометного движителя от катера "Восток" (производства Комсомольского-на-Амуре Авиационного производственного объединения) скорость катера "Обь-5" при хорошей мореходности достигла расчетной.
— Так первые испытания проводились с карбюраторным двигателем? Разве это не противоречило требованию работы на легкодоступном горючем?
— Конечно, противоречило. Но мы и не считали дело сделанным. На завод поступила информация о выпуске дизелей для автомобилей "Жигули" АО "Барнаул-трансмаш". Это было то, что надо. Были быстро установлены прямые контакты с директором этого предприятия Петром Гавриловичем Рожковым. Барнаульцы поняли наши нужды и с вниманием отнеслись к идее установки их мотора на катерах. В результате я вернулся домой с дизельным мотором.
Ускоренными темпами произвели все необходимые расчеты. Проектную документацию изготовили в самые сжатые сроки. И вот, в конце навигации 2000 г. новая "Обь-5" была спущена на воду и показала скорость порядка 60 км/ч. По результатам заводских испытаний были разработаны технические условия для барнаульцев по созданию конвертируемого катерного дизельного двигателя на базе серийно выпускаемого автомобильного. В соответствии с их требованиями и был разработан катерный вариант этого двигателя. Вскоре катер "Обь-5" был сертифицирован. Параллельно была осуществлена технологическая подготовка производства. С 2000 г. этот катер производится серийно. Он соответствует всем пунктам ранее упомянутых технических требований.
— Изменились ли обводы днища катеров "Обь-5"?
Обводы, разработанные ЦНИИ имени A.Н. Крылова 15 лет назад и хорошо зарекомендовавшие себя в ходе эксплуатации "Оби-3.1", не изменились. Соответственно и не возникло необходимости изготовлять дорогостоящую технологическую оснастку. В носовой части катера имеют тримаранные обводы днища, корме переходящие в обводы типа "крыла чайки" с незначительной килеватостью. Во время движения катера в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами увеличивая подъемную силу. А при выходе на глиссирование, при помощи тех же спонсонов в тоннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при скоростях 50-70 км/ч снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость катера. Два продольных редана одновременно придают днищу дополнительную жесткость. Благоприятно соотношение длины катера к ширине, равное 3.2, повышает его гидродинамическое качество. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватостъ, что обеспечивает мягкий ход по волне.
— На берегу мне не удалось как следует осмотреть "Обь-5". Можно ли это сделать сейчас?
Директор приглашает меня на склад готовой продукции, где стоят два полностью укомплектованных катера, готовых к отправке заказчику. Открыв створки моторного отсека и люк багажника, директор дает краткую характеристику катера.
— Это — своеобразный водный автомобиль, экономичный, обладающий большой скоростью, проходимостью и автономностью плавания. Он будет незаменим в тех отдаленных районах страны, где основными дорогами являются реки. Катер удобен для использования в хозяйственных целях, как транспортное и буксирующее средство, при различных видах патрулирования, как разъездной служебный катер. Разумеется, он может быть буксировщиком воднолыжников, пригоден и для совершения дальних плаваний. Недаром посетители прошедшей выставки окрестили его "катер-дальнобойщик".
Корпус катера имеет два изолированных отсека: носовой герметичный с палубным люком, который открывается с места водителя, и кормовой отсек, плотно закрывающийся двумя створками. В кормовом отсеке расположены: конвертированный 55-сильный дизельный двигатель с блоком: предпусковых свечей "ВАЗ-3415", донный холодильник для охлаждения тосола, аккумуляторная батарея 6СТ55-12В. От двигателя идет карданный привод к водомету марки КТ012-06-60-10 с системой реверса, вмонтированному в транцевую часть корпуса. Бак горючего расположен под кормовым диваном пассажирского кокпита.
От встречного ветра и брызг пассажиров защищает ветровое триплексное стекло от "Москвича-412" с установленными на нем дворниками и зеркалом заднего вида. Ветровые стекла "Оби-5" и "Оби-5П" взаимозаменяемы, по желанию заказчика на конкретный корпус может быть поставлено любое из них. Просторный кокпите четырьмя раскладывающимися сиденьями и кормовым диваном позволяет свободно разместиться в нем 6 человекам. При холодной или дождливой погоды кокпит накрывается легкосъемным водонепроницаемым тентом с разборным каркасом из тонкостенных металлических труб. Снизу тент кренится при помощи проделанных по периметру сквозных отверстий (люверсов), надеваемых на крючки. Такое крепление обеспечивает плотное прилегание тента к поверхности катера. Для вентиляции в тенте имеются четыре небольших окна, закрытых противомоскитной сеткой. В кормовой стенке тента имеется окно из прозрачного эластичного пластика, обеспечивающее хороший обзор водителю при движении задним ходом.
— Как устроено управление катером?
— Место водителя оборудовано следующим образом. Слева на бортовой панели находятся две ручки управления: первая но ходу катера — управление газом, вторая — включение заднего хода, которое осуществляется изменением направления струн водомета опусканием чашеобразной сферической заслонки. Штурвал катера диаметром 400 мм имеет индекс-указатель положения прямого хода нашей собственной конструкции. Слева и справа от штурвала расположены две съемные приборные панели. Палевой размещены приборы, показывающие уровень топлива, давление масла, температуру двигателя, тахометр и спидометр. На правой — клавиши подогрева и подачи топлива, габаритных бортовых огней, тумблеры электронных отмашек — указатели поворота, а также включение тонового огня и света в кокните. О тоновом огне я хочу сказать особо. Дело в том, что в процессе заводских испытаний, проведенных в неблагоприятных ночных условиях, выяснилось, что тоновый фонарь, расположенный над ветровым стеклом, ярко освещая носовую часть катера, слепит водителя. Поэтому топовый фонарь мы разместили на невысокой легкосъемной трубчатой штанге-мачте высотой 0.9 м в кормовой оконечности катера. Такое расположение позволило решить сразу три задачи: освещать в темное время суток моторный отсек, использовать штангу-мачту для размещения вымпела, что необходимо для катеров "Патруль", а также использовать топовый фонарь для освещения кокпита на стоянке в темное время суток. Все оборудование катера отечественного производства. Розничная пена "Оби-5" сегодня 130 тысяч рублей. Катера изготовляются только после заключения контракта и предоплаты.
— Во время предпродажных испытаний, кроме катера "Обь-5", был и другой катер под названием "Патруль". Охарактеризуйте этот катер.
— Пожалуйста! Начну с истории его создания. Во время экспонирования на выставке "Спортсиб" наших катеров "Обь-5" представители Абаканской рыбводохраны Красноярского края изъявили желание заключить контракт на изготовление для них парши наших катеров, но укороченных на 1 метр (т.е. почти в габаритах "Обь-3.1"). Так родился катер "Обь-5П" ("Патруль").
Кроме уменьшения габарита по длине была изменена конструкция ветрового стекла. На центральной его стойке установлена легкосъемная фара прожектора-искателя. Само лобовое стекло но верхнему краю имеет трубчатую окантовку, переходящую в леера-поручни но бортам, необходимые для швартовки лодок браконьеров. Во всем остальном катера полностью идентичны. Этот катер четырехместный, но к основном рассчитан на экипаж из двух человек. Он пользуется спросом. Партия в 10 судов сразу же была реализована.
— Над чем работают в настоящее время конструкторы завода?
— Мы проводим работу по модернизации катеров "Обь-4" и "Обь-5", Мы хотим оформить эти две модели в варианте "люкс", не уступающем по комфортабельности лучшим катерам данного класса.
В заключение мои пожелания всем владельцам мотолодок "Обь" и читателям "КиЯ" — доброго здоровья и счастливого плавания!