Петербургская Бот-шоу, ставшая традиционной, в середине июня 2001-го года прошла уже в четвертый раз. Ее главной особенностью стало увеличение, по сравнению с предыдущей выставкой, как числа участников (которое приблизилось к ста), так и арендуемых ими площадей. Все выставочные места на открытой площадке перед пятым — самым "морским" павильоном ’’Ленэкспо" — оказались практически заняты, несколько расширилась экспозиция и внутри самого павильона, и у причальной линии. Такое заметное оживление экспонентов можно объяснить, в первую очередь, постепенным, но стабильным ростом в самой индустрии малого флота.
Наиболее динамично развивающимся классом отечественных прогулочно-туристских лодок остается наш "воздушный" флот — надувные лодки. За исключением "Стрингера", на выставке были представлены экспозиции практически всех питерских производителей пневматических судов, а общее число таких специализированных фирм приближается к десяти. И отрадно, что большинство из них постарались подготовить для показа на Бот-шоу свои новинки.
Одна из ведущих в этой отрасли фирма "Мнев и К", годовой выпуск надувных лодок которой приблизился к 5000 единиц, показала сразу три новые разработки: надувное судно на воздушной подушке и два РИБа 5-метрового класса. Последние из них сделаны в тесном сотрудничестве с партнером и другом Мнева - Сергеем Федорко. Сергей уже давно зарекомендовал себя талантливым конструктором и судостроителем, многие модели мневских РИБов скрывают под мягкой обшивкой жесткий корпус, спроектированный им. "Кондор-480" — такое имя получила их новая совместная разработка, которая, на наш взгляд, является очень перспективной моделью.
По компоновке — это настоящий автомобиль-внедорожник на воде. Во время пробных выходов по выставочной акватории "Кондор" своей мягкостью и чистотой хода, устойчивостью на курсе, высокой скоростью и управляемостью так понравился представителям редакции, что мы решили именно на этой модели участвовать в очередном марафоне "24 часа Петербурга".
Отрадно, что Николай Мнев за работой по крупным направлениям не забывает и об усовершенствовании ранее освоенных моделей всякими мелочами, которые так полезны в каждодневной эксплуатации; это, например, складные колеса для доставки лодки к самой воде от автомобиля.
Динамично развивающееся предприятие "Фрегат" разработало многоцелевое надувное судно-платформу с тримаранными обводами, которое сразу привлекло внимание МЧС.
Неожиданным и весьма удачным дебютом стало появление серии надувных лодок "Yamaran", производство которых по лицензии налажено на фирме "Мнев и К". Инициатором их выпуска стал ‘Yamaha-центр на Петроградской", который осуществляет проект под контролем "Yamaran Consortium International". Японские производители подвесных моторов "Yamaha" создали в свое время полную технологическую линию по производству надувных лодок длиной от 2.3 до 5.5 м под своей маркой. Стержнем бизнеса остаются подвесные моторы, а выпуск надувных лодок под них компания рассматривает как перспективный путь для расширения продажи моторов. Это достаточно удачный и проверенный ход уже целого ряда известных моторостроительных компаний, продвигающий и другие "сопутствующие" морские товары благодаря популярности своей марки.
Весь выпускаемый на сегодня спектр надувных лодок представила и другая питерская фирма "Лидер". Впервые широкой публике была показана и последняя ее новинка "Лидер-370", с которой мы познакомили читателей в прошлом номере.
Словом, молодые отечественные производители пневматических судов и продолжают наращивать объемы выпуска, и разрабатывают новые модели, увеличивается их отрыв от уровня устаревшей продукции заводов-гигантов. Там темпы освоения новинок ниже, система производства гораздо более неповоротлива. К сожалению, мы не увидели на Бот-шоу новые модели наших старых знакомых — ни из Ярославля, ни из Уфы.
К слову, не была представлена и продукция из других регионов. Во многом это объясняется высокой конкурентоспособностью питерских надувнушек, пробиться сквозь ряды которых на рынок Северо-Запада достаточно сложно.
Наметившуюся еще в прошлом году тенденцию к созданию относительно крупных катеров и моторных яхт подтвердила построенная к открытию выставки новинка компании "Мортранс". Моторнопарусную яхту "Скат-27" — оригинальное и достаточно интересное судно-компромисс — можно назвать гвоздем выставки.
Сегодняшний отечественный рынок отдает предпочтение именно моторным судам, а не парусным яхтам. Кстати, это подтверждает и состав выставочной экспозиции, в который из чистых парусников были представлены только уже известный читателям "Алекстар-18" и еще один финский швертбот. Однако у определенной части приверженцев мотора (назовем их водномоторниками "новой волны") начал проявляться осторожный интерес и к парусу. Заметив эту тенденцию, специалисты компании "Мортранс" и адресовали свою новинку, в первую очередь, этой категории начинающих любителей паруса и домашних путешествий.
Стеклопластиковый корпус (8.2х2.5 м), изготовленный с использованием нового сэндвичевого материала "Coremat", имеет оригинальные обводы. В них сочетаются остойчивость и малая осадка швербота с мореходностью и ходкостью (до 20 узлов с ПМ мощностью до 75 л.с.) глиссирующего килеватого корпуса. Большой открытый кокпит сочетается с просторной каютой на 6 человек, обеспечены все удобства, необходимые в дальнем походе: мягкие диваны, спиртовая плита, химический туалет, мойка, осушительные помпы.
Углепластиковая мачта с такелажем и набором парусов, два руля с коробками и два шверта с подъемным устройством, ходовые огни, компас, гидравлическое управление — все это входит в стандартную комплектацию.
"Прививать" "Скату-27" парусные качества конструктору проекта Николаю Казарову помогал создатель швертботов "Алекстар" Александр Тараненко.
По суше судно можно перевозить за автомобилем на трейлере. Стоимость "мотосейлора", как называют конструкторы "Скат-27", в стандартной комплектации (без мотора и трейлера) — около 30 тыс. долл.
Компания "Трансконтакт" из Набережных Челнов знакомила посетителей со своими новыми разработками моторных яхт, но экспонировала на воде (через своего питерского дилера "ТехноСпорт-Центр") только уже хорошо знакомую "Каму".
Фирма "Сатэм Плюс" представила улучшенную версию семиметрового катера "Орфей". Благодаря увеличенной ширине удалось сделать более просторными и каюту и кокпит. Повышено качество отделки, несколько изменен дизайн. Оценить новую версию катера редакции предстоит во время одного из ближайших тестов.
Среди отечественных стеклопластиковых судов средних размерений лидировала очередная новинка Бориса Ешова из фирмы "Курс" мотолодка "Омега".
По результатам ранее приведенных редакционных испытаний (см. "КиЯ" №174) были доработаны обводы в районе наружной скулы; теперь исчезли чрезмерные крен и брызгообразование при резкой циркуляции.
На выставке произошло первое широкое знакомство посетителей с этой очень интересной разработкой "Курса". Характерная кормовая стойка создает оригинальный облик скоростной (Vmax=70 км/ч) мореходной мотолодки. Легкий прозрачный тент превращает "Омегу", по сути, в каютную мотолодку; ее пассажиры могут рассчитывать на комфорт настоящего катера! Имеются встроенные отопитель, холодильник, мойка, кухонная плитка. В сочетании с открытым носовым кокпитом пассажиры могут быть готовы к любым капризам нашего северного лета. Своей последней разработкой Борис Ершов еще раз подтвердил, что он по праву удерживает звание мэтра нашего стеклопластикового катеростроения.
Наше металлическое судостроение на выставке представляли "Адмиралтейские верфи". Серийная линейка мотолодок "Мастер" уже после открытия выставки пополнилась только что сошедшей со стапелей новой моделью "Мастер 540". Наряду с давно выпускаемой моделью "Мастер 600" это самая крупная в заводской программе современная мотолодка. Имеющая центральный пульт управления, открытый кокпит, высокий борт эта мотолодка имеет серьезный характер и может выходить на большую воду.
К сожалению, иногородних экспонентов было около десятка, а производителей лодок среди них — и вовсе единицы.
Петрозаводский судостроительный завод "Авангард", раньше завоевавший известность, в первую очередь, серийным производством стеклопластиковой минияхты "Ассоль", представил на своем стенде лишь бледную подборку листовок с десяток лет выпускаемых гребных лодок типа "Онего", древней шпоновой "Кефали" и крылатой "Мурены" — представителя дизайнерского авангарда 80-х годов.
Выставка показала, что продолжаются работы и в такой специфической отрасли судостроения, как создание малых судов на воздушной подушке — СВП. Их выставили нижегородское предприятие "Аэроход" и ранее упоминавшаяся компания "Мнев и К".
Нижегородцы демонстрировали два амфибийных катера на воздушной подушке: относительно большой — 6-местный "Хивус-6" (со 143-сильным "волговским" мотором) и легкий трехместный "Хивус-3" (с наиболее популярным среди строителей аэротехники 50-сильным "Ротаксом"). Обращала на себя внимание примененная на обоих аппаратах оригинальная система закренивания, призванная улучшить маневренность — при помощи педалей, открывающих расположенные в носовой части клапана, можно уменьшить давление в бортовых камерах воздушной подушки.
Если более крупное судно представляло собой уже законченный серийный образец, то трехместный "Хивус" находится пока что лишь в стадии доводки, что и подтвердил испытательный выход представителей "КиЯ". По большому счету, воздушная подушка здесь лишь немного разгружает корпус, и о полноценном "подушечном" режиме движения говорить пока не приходится: максимальная скорость с двумя человеками на борту составила всего 36 км/ч, не удалось одолеть и довольно пологий бетонный слип у расположенного напротив яхт-клуба. Не все ладно и с маневренностью — в узком канале, несмотря на повернутые до отказа рули и полный газ, "Хивус" разворачиваться отказался, и пришлось прибегнуть к помощи весла. Оригинальная новинка — регулятор давления воздушной подушки — тоже пока не работает: использование педалей не дало какого-либо видимого эффекта. Понравились в этой пока что "сырой" модели только дизайн и наличие центробежной муфты в приводе воздушного винта — на холостых оборотах винт не вращается, что немаловажно хотя бы с точки зрения безопасности.
Полностью надувное мневское СВП тоже уже второй год находится в стадии совершенствования. Со скоростью здесь дела обстоят получше — втроем нам удалось разогнаться до 47 км/ч (хотя этот показатель пока далек от запланированного), да и маневренность вполне "подушечная": развернуться можно буквально на месте.
О комфорте на обеих малютках говорить не приходится: поднятую воздушной подушкой водяную пыль задувает в кокпит даже на тихой воде, силен и шум от воздушного винта. Удивило, что на всех представленных СВП управление по курсу осуществляется автомобильной "баранкой" — на ее месте логичней было бы увидеть качающуюся ручку воздушными рулями. А это уже не только удобство, но и скорость: любая "лишняя" перекладка рулей ощутимо тормозит судно.
Как признают конструкторы, на стыке двух стихий — воды и воздуха — обычные методы проектирования далеко не всегда сразу дают результат, приходится действовать методом эксперимента. Будем надеяться, что на следующей выставке мы увидим уже полностью доведенные аппараты и сразу же поделимся с читателями своими впечатлениями.
Интересную программу модернизации хорошо известного серийного катера "Амур-2" — превращение его в каютную комфортабельную мотолодку под ПМ мощностью до 105 л.с. — представила московская фирма "НептунСудоМонтаж", которая образовалась около пяти лет назад на основе опытного производства бывшего ЦКБ "Нептун". Переоборудование рабочих катеров и других малых судов в комфортабельные моторные яхты — основной профиль этой фирмы.
К сожалению, никак не были представлены отечественные моторостроители.
Зарубежные подвесные моторы наиболее полно показывала фирма "Меркурий-НИИ ТМ", которая. как уже сообщал журнал, с марта стала эксклюзивным дистрибьютором ПМ "Mercury" и стационарных двигателей "MerCruiser" на Северо-Западе.
Представляла большой интерес и экспозиция фирмы "Yamaha-Центр на Петроградской", все более активно выступающей на нашем рынке с японской моторной техникой.
Полный мощностной ряд двух- и четырехтактных моторов "Selva" представила компания "Баджер", которая остается приверженцем именно этих относительно недорогих и надежных итальянских ПМ.
Интересную новинку — алюминиевый мультипитч швейцарской фирмы "Revos Marine" для мощных моторов — представил Торговый Дом "Техномарин". Изменяемый от 7" до 29" шаг позволяет легко настроиться на любой режим эксплуатации: от буксировки лыжника, или экономичного хода до режима максимальной скорости. Имеется возможность реверса.
Специалисты "Техномарина" отмечают проявляющийся в последнее время более грамотный подход любителей к подбору гребных винтов, благодаря чему более широко раскрываются возможности моторной техники.
На рынке импортных катеров привычных для нас размерений уже достаточно тесно. Почти все популярные марки Скандинавии и США разобраны дилерами. У многих изготовителей в регионе уже работают по три-четыре дилера, между которыми прослеживается конкуренция.
Активнее идет продажа у тех, кто смог найти свой путь, кто смог привлечь покупателя к длительному и неформальному общению. Первая крупная покупка — фактически вступление в клуб единомышленников. Главная задача — поддерживать связь, возбудить интерес за пределами одной покупки. В качестве примеров работающих именно так компаний можно назвать "Yahting Russia Club", сделавшую ставку на обучение своих клиентов азам продвинутой морской рыбалки, или фирму "Франкарди", которая строит настоящий клуб на воде со всей инфраструктурой хорошей марины. Это и компания "Баджер", быстро устанавливающая длительные связи с покупателями, поддерживающая детский ВМС, издающая даже свой журнал "Поплавок". Это "Меркурий-НИИ ТМ" — фирма, которая славится своими очень сильными механиками и специалистами. К слову, практически все авторитетные специалисты в отрасли задействованы, все именитые в прошлом гонщики-водномоторники востребованы той или иной фирмой. Чувствуется даже некоторый дефицит сильных профессионалов.
Из дебютантов выставки можно назвать недавно организованную фирму "Comandor", которая выставила рыболовную версию катера известной шведской фирмы "Nimbus". В ее планах намерение представить необычные стильные катера итальянской фирмы "Apreamare" (см. "КиЯ" №171) и финские катера "Uttern".
Другой дебютант выставки — фирма "Aquatrade" — кроме известных катеров "Finnmaster", представила алюминиевые гребно-моторные лодки шведской фирмы "Linder". По чистоте работы с металлом — это одна из ведущих судостроительных фирм: вас не оставляет ощущение, что алюминиевая лодка будто сшита из шелка.
Всю фирменную зарубежную технику представляли только питерские фирмы. Интерес самих зарубежных производителей к выставке, которая значится как международная, практически нулевой. Да не спешил сюда и массовый посетитель, хотя надо отметить значительное улучшение организации в этом году самой выставки и массированную рекламу ее в печати, по радио и на TV.
Бот-шоу остается, увы, пока чисто петербургским событием, хотя по значению уже твердо претендует на звание центральной выставки года по этой тематике в городе. Большинство местных производителей и продавцов морской техники перестало метаться по стадионам и малоприспособленным площадкам, на которых другие организаторы стремятся проводить альтернативные мелкие выставки. Такое распыление средств и конкуренция внутри региона не идут на пользу дела. В течение года в городе вполне достаточно одной крупной выставки, которую организовывали бы профессионалы, знающие особенности судостроительной отрасли и рынка. Как здесь с сожалением не вспомнить об отсутствии Ассоциации или Союза производителей малых судов. Во всем мире специализированные выставки готовятся, в первую очередь, с участием профессионалов, которые определяют идеологию — направленность, содержательную сторону таких мероприятий, добиваются участия действительно интересных, лидирующих фирм, помогают начинающим производителям, определяют наиболее удобные сроки и т.д. и т.п.
Кстати, именно сроки проведения петербургской Бот-шоу вызывали нарекания большинства участников. Середина июня — это уже разгар сезонной продажи товаров для отдыха на воде; определяться с покупательским спросом многим производителям уже поздно. Недаром в мировом морском выставочном бизнесе лето — мертвый сезон. Учитывая характерное для Петербургской Бот-шоу стремление активно выходить на водную часть экспозиции, можно считать, что вторая половина мая — самое начало июня были бы оптимальным сроком. Однако известные уже сегодня сроки проведения Бот-шоу будущего 2002-го года опять ориентируются на 13-17 июня.
Рейтинг петербургской Бот-шоу год от года растет, но этот рост мог бы быть более существенным. Этому есть все объективные предпосылки. Петербург уже давно стал центром отечественного малого судостроения. Это наш крупнейший порт, широко открытый Западу, это значительно более низкие расценки на выставочную площадь, чем в Москве.
Кстати, побывавшие на петербургской выставке москвичи, не очень-то щедрые на похвалы (и отдающие дань традиции старого соперничества двух столиц), были вынуждены признать, что крупнейшая московская выставка "MIBS" во многом уступает нынешней петербургской Бот-шоу.
Какие пути видятся для того, чтобы сделать нашу выставку еще более интересной и живой?
Слабо задействован такой ее козырь, как экспозиция на воде. К уже традиционным соревнованиям на выставочной акватории, таким, как проводимые на приз "КиЯ" гонки на надувных мотолодках, целесообразно было бы добавить различные "школы на воде": для начинающих гидроциклистов, воднолыжников, виндсерфистов. Нет демонстрационных заездов с хорошим профессиональным комментарием. При пробных выходах на воде царит беспорядок (который привел в этом году даже к несчастному случаю). Для спуска на воду нет ни удобного слипа, ни кран-балки.
Словом, если серьезно задумываться о повышении привлекательности петербургской Бот-шоу, за предстоящий год можно успеть многое сделать.
В рамках прошедшей выставки уже в третий раз были проведены соревнования на надувных мотолодках на призы журнала. Привлекательность этих гонок для производителей и продавцов "пневматических" классов судов продолжает расти. В этом году число участников превысило 30 человек. Заезды удалось провести уже в шести классах судов (с рабочим объемом мотора до 175, 250, 300, 400, 500 см3 и в свободном классе), причем в самом многочисленном классе до 300 см3 11 участников даже пришлось разделять на два заезда.
Соревнования проходили на акватории выставки по прежней трехбуйной дистанции в пять кругов. Определение победителей проводилось уже с введенным гандикапным коэффициентом, который учитывал преимущество на дистанции РИБов по сравнению с лодками, имеющими мягкое днище. Это объективно уравнивало шансы участников и поднимало спортивный накал борьбы.
С этого года редакцией учрежден и переходящий командный приз; этим учитывалось все возрастающее количество команд. Правда, из приглашенных иногородних участников приехали только спортсмены Ульяновска (команда "Волжские моторы").
Впервые в этом году участвовала команда фирмы "Лидер" и Торгового Дома "Техномарин".
Командное первенство завоевали спортсмены "Yamaha-Центр на Петроградской", которые и стали первыми обладателями переходящего приза журнала. Сильно выступили гонщики из команды "Меркурий-НИИ ТМ". В призерах оказались и молодые ребята из спортивнотехнической Ассамблеи — воспитанники Н.Б. Пылаевой.
В личном зачете наиболее яркими достижениями были победы Александра Смирнова из "Yamaha-Центра" в классе до 300 см3, Анатолия Герасимова из фирмы "Лидер", занявшего первое место в классе до 400 см3, Игоря Кондина из команды НИИТМ, занявшего на мотолодке "Танго-360" первое место в старшем классе 500 см3.
Впервые в этом году удалось провести зрелищный заезд мотолодок с мощными моторами в неограниченном классе. Среди семи заявленных участников были и такие надувные "гиганты", как ершовский РИБ "Кальмар" с 225-сильной "Ямахой".
Но "первый блин" оказался комом. Трое из участников не смогли разобраться в удлиненной трассе, а явный претендент на победу Борис Ершов постоянно останавливался на трассе из-за пережатого топливного шланга.
Как всегда богатый призовой фонд предоставили такие участники соревнований, как фирма "Мнев и К", фирма "Меркурий-НИИ ТМ", компания "Баджер", предприятие "Фрегат", Торговый Дом "Техномарин", фирма "Миллон". Врученные в качестве призов надувные и металлические лодки, рыбацкие костюмы, спасательные жилеты, спиннинги, надувные бассейны, насосы, фирменные масла, гребные винты и многое другое всегда найдут применение!
Подготовка к очередным соревнованиям 2002-го года началась уже сегодня, и мы будем благодарны любым предложениям по проведению очередных гонок на приз журнала.