Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Интересные события
  • Петербургская выставка «Бот-шоу» в «Ленэкспо» 1999 года
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Восьмая Петербургская бот-шоу в «Ленэкспо» 2005 года
Четвертая выставка «Навимор» 1975 года в Сухуми
Оптовая ярмарка-выставка товаров 1984 года
Итоги сезона 1999 года по зимнему виндсерфингу
Международная парусная регата «World Sailing TV Cup Croatia» 1999 года
Весенний этап Открытого Кубка России по фанбордингу 1999 года


Петербургская выставка «Бот-шоу» в «Ленэкспо» 1999 года

Год: 1999. Номер журнала «Катера и Яхты»: 169
          0

Уже ставшая традиционной петербургская "Бот-шоу" состоялась в "Ленэкспо" с 8 по 13 июня. Объявленная как международная, она, увы, таковой не стала: в числе участников не было ни одного зарубежного экспонента (кроме скромного представительства финнов). И это как раз неудивительно, было бы странно, если бы они приехали. В который раз приходится убеждаться в том, что если такое крупное событие не готовить хотя бы за год, если тщательно не выбирать сроки проведения (летние месяцы — не лучшее время для деловой активности, да и "втиснуться" в уже давно сложившийся календарь международных бот-шоу чрезвычайно трудно!), если сначала не завоевать высокий рейтинг выставки хотя бы внутри страны, рассчитывать на международный интерес не приходится.

Информация об изображенииЯхты и катера на выставке
Яхты и катера на выставке
 
Со стороны российских участников по-прежнему внимание к такому, казалось бы, значительному событию было очень вялым. У большинства производителей уже сложился негативный стереотип: цены на участие непомерно высоки, а посещаемость выставок и, следовательно, отдача — низка. Можно было насчитать лишь около трех десятков участников, причем подавляющее большинство из них составляли питерские фирмы. Словом, тусовка местного масштаба.

Может быть, это и чересчур жесткая оценка. Но, с одной стороны, велик неиспользуемый потенциал того же Петербурга, как морской столицы России, центра малого и крупного судостроения, традиционного места проведения крупнейших водно-моторных соревнований мирового уровня. С другой стороны, не задействован богатый опыт проведения международных выставок, имеющийся у крупнейшего выставочного объединения "Ленэкспо" с его уникальным расположением у самых морских ворот города.


Информация об изображенииПлавучая дача — толкаемый состав
Плавучая дача — толкаемый состав
 
Среди организаторов выставки в этом году были также фирма "Балтийский Торговый Дом" и редакция журнала "Катера и яхты", так что критику мы относим и в свой адрес. Однако при всем критическом настрое, нам хотелось бы сказать и о той "ложке меда", которая выгодно отличала нынешнюю встречу от прошлогодней. Во-первых, благодаря более активной рекламе посещаемость выставки была выше, во-вторых, ежедневная программа ее проведения была более насыщенной и, в-третьих, центр тяжести в работе "Бот-шоу" в иные дни переносился, наконец-то, на вторую часть названия выставки — на "шоу", причем на шоу на воде. Это и соревнования, и демонстрации новой техники в действии, и просто катание всех желающих. И это очень отрадно.

Августовский кризис прошлого года сильно ударил по всем производителям. Многие сократили программу, перешли на менее дорогие отечественные материалы. Крупные фирмы — продавцы импортной техники вынуждены были снизить цены в валюте по сравнению с доавгустовским периодом. Кто смог выстоять, постепенно — к марту-апрелю — начал снова наращивать производство, расширять торговлю.

Парадоксально, но факт: в то же время отечественные производители получили дополнительный шанс в конкурентной борьбе с зарубежными фирмами. Взгляды многих любителей опять обратились в первую очередь к родным "Нептунам", "Ветеркам" и "Вихрям", к отечественным надувнушкам.

Из российских моторостроителей на выставке были представлены только ульяновские "Волжские моторы". Главный конструктор "Ветерков" Е.И Фишбейн привез всю гамму подвесников с улучшенной окраской, начиная от хорошо известных "Ветерков-8" и "-12" и кончая новыми моделями: 6-сильной версией мотора и яхтенной модификацией с удлиненным дейдвудом и гребным винтом в насадке. Завод, который еще полгода назад вынужден был работать неполную неделю и уже подумывал о закрытии производства, распродал все имевшиеся запасы, получил полный пакет заказов и вернулся с выставки с намерением расширять производство моторов.


Информация об изображенииСхема обводов надувной мотолодки "Танго-360"
Схема обводов надувной мотолодки "Танго-360"
 
Наблюдающаяся во всех странах необычайная популярность надувных лодок (сейчас в мире их продается около 130 000 в год) отчетливо прослеживается и на российском рынке. Как по количеству фирм, занятых их производством, так и по росту выпускаемых серий и разнообразию моделей. На "Бот-шоу" мы могли видеть как новый надувной парусный катамаран, так и сразу три новых РИБа. Два из них представила фирма "Мнёв и К". Это уже ставшая серийной модель F-540K получившая название "Мустанг" (5.40х2.17 м), о которой мы упоминали в № 166, и новая лодка с алюминиевым корпусом "Танго" СТ-360А — совместная работа с ГП "Адмиралтейские верфи". Жесткое днище не из пластика, а из легкого сплава — довольно редкое решение (нам известны надувные лодки со штампованным алюминиевым корпусом только немецкой фирмы "Zephyr" и новозеландской "Force-4"). Такой вариант отличается прочностью, практичностью и привлекательной ценой.

Конструкторы "Верфей" использовали сварной корпус от своей серийной мотолодки "Мастер-450", вернее — не весь корпус, а его центральную часть; носовая часть и узел транца — оригинальной конструкции. Надувной баллон, состоящий из трех отсеков, диаметром 0.45 м, — съемный и крепится к днищу при помощи лик-паза. На мотолодку с размерениями 3.60х1.77 м и пассажировместимостью 5 человек разрешено устанавливать мотор мощностью до 30 л.с.

Информация об изображенииМотолодка "Танго" победила во всех заездах класса 500 см3
Мотолодка "Танго" победила во всех заездах класса 500 см3
 
Лодка многоцелевого назначения имеет довольно солидный вес (90 кг), так что транспортировать "Танго" лучше всего на трейлере. Пока выпущена экспериментальная серия в 5 шт.; одна из лодок уже "поступила на службу" в ГИМС. Здесь же, на выставке, произошел и успешный дебют лодки "Танго" как спортивного судна, но об этом — ниже.

Огромный потенциал алексеевской школы скоростных судов в Нижнем Новгороде продолжает подпитывать своими идеями и новые разработки малых экранопланов и СВП. Конструкторы фирмы "Стрелец-Аэро", созданной при ОАО ЦКБ по СПК им. РЕ. Алексеева, привезли макеты нескольких действующих аппаратов, в том числе малого экранолета "Волга-2", о котором рассказывалось в "КиЯ" №154. Они же продемонстрировали на воде легкий СВП "Стрелец-2", на котором сделали испытательные выходы и представители редакции (более подробно об этом — в следующем номере).


На каждой выставке принято находить "гвоздь" экспозиции. По мнению нескольких ведущих судостроителей, это почетное звание можно было бы присудить двухсекционной стальной плавучей даче, которая не числилась в списке экспонатов, а стояла на воде рядом с выставочным павильоном в качестве "штаб-квартиры" фирмы "Мнёв и К". Спроектирована и построена эта плавучая дача питерским капитаном-механиком Г.Е. Ховивом еще в конце 80-х годов. Состоит она из собственно дачи — плавучего домика с солнечной палубой на крыше, опирающегося на катамаранный понтон, и буксирчика-катамарана в стиле "ретро", который толкает понтон впереди себя. Такая оригинальная компоновка позволяет иметь и постоянное место базирования, например, в Ладожских шхерах, и совершать на буксирчике "налегке" ближние и дальние походы.



Информация об изображенииНовый РИБ "Мустанг"
Новый РИБ "Мустанг"
 
Парусную часть экспозиции представляли не только новые, но и восстановленные питерскими энтузиастами старые "Драконы", известный проект "Штандарт", парусные доски "экстремальщиков" и всевозможные парусные тузики, в том числе очень интересная канадская лодка из термопласта компании "Walker Bay".

Если считать, что выставка хотя бы в какой-то степени отражает реальную ситуацию, можно предположить, что наиболее популярным продуктом на рынке парусных яхт являются крейсерские яхты из легких сплавов. Во всяком случае, у причалов бот-шоу на этот раз были ошвартованы две новые яхты с алюминиевыми корпусами. Обе яхты — плод международной кооперации, обе — по-своему интересны. К сожалению, времени для проведения собственных тестов мы не имели, поэтому судить о яхтах можем лишь по их основным характеристикам и мнению самих разработчиков.


Информация об изображенииКартоп-лодка конструкции В.Осипчука
Картоп-лодка конструкции В.Осипчука
 
Яхта "МОТ-30" (подробное описание см. "КиЯ" №167), напомним, построена петербургской компанией "Мортранс" при участии французской фирмы GTP В принципе, "тридцатка" — это несколько увеличенная и доработанная копия французской 8-метровой яхты проекта "RS-800". Общая длина "МОТ-30" — 9.23 м, длина по КВЛ — 8.90 м, ширина — 3.30 м. Изначально перед конструкторами ставилась задача спроектировать "крейсер" минимальных размерений, который можно эксплуатировать в условиях небольших глубин и в осыхающих районах (например, у побережья Ла-Манша). Отсюда и основные ее конструктивные особенности: яхта имеет два скуловых киля и при водоизмещении 3.5 т отличается малой осадкой — всего 1.20 м. Парусный гардероб этого "полутонника" предельно прост: грот и стаксель, дающие вместе 49 м2, и 50-метровый геннакер. Лодка оснащена стационарным 18-сильным дизелем "Yanmar 26M20C". Это, конечно, не "океанский рэнджер", но и по мореходным качествам, и по "кубатуре" внутренних помещений яхта выглядит вполне пригодной для длительных семейных плаваний. Правда, никак не избавиться от ощущения, что алюминиевый корпус выглядит менее элегантно, чем стеклопластиковый.

11-метровая алмазовская "Еврояхта" — продукт, созданный усилиями специалистов четырех стран. Первое, что бросается в глаза, некоторое внешнее сходство этой яхты с предыдущим, уже упоминавшимся в "КиЯ" проектом. Те же ширина и осадка (3.30 м и 1.15 м), те же два скуловых киля. Правда, стали больше общая длина (теперь она составляет 11.5 м), площадь парусов (70 м2) и водоизмещение (6 т). Оборудована яхта двигателем "Volvo-Penta MD 2030" в 29 л.с. Яхта "Алмаз" построена по проекту известного немецкого конструкторского бюро Курта Рейнке (соавтора выдержавшей у нас два издания книги "Постройка яхт") по заказу кипрской компании "Speed Arrow Ltd.", которая и является нынешним владельцем яхты и лицензии на проект и постройку всей серии таких лодок.


Информация об изображенииСВП "Стрелец-2"
СВП "Стрелец-2"
 
Следует отметить, что корпус яхты построен на ОАО "Морской завод Алмаз" в довольно короткие сроки — с момента закладки до сдачи ее заказчику в июне 1998 г прошло меньше двух месяцев. Развивая тезис о международной кооперации, отметим,что внутренней отделкой занимались польские судостроители — работники судоверфи "Shipyard Maritim Europe".

Подпалубные помещения разделены на две каюты и рассчитаны на 8 спальных мест.

Какими будут перспективы этого проекта — покажет время. Продажами яхт этой серии занимаются никосийские специалисты, может быть, дело пойдет!

Информация об изображенииТранспортировка готового корпуса яхты "Евро-38"
Транспортировка готового корпуса яхты "Евро-38"
 
Очень интересной, а главное — своевременной, оказалась наша встреча с производителями разборных надувных катамаранов "Тритон". Вообще говоря, под маркой "Тритон" в Петербурге выпускают различные туристические разборные суда — каноэ, байдарки, катамараны для сплава по рекам. Парусные катамараны — не самый ходовой товар фирмы, однако, как мы убедились, — пользуются спросом. "Тритон" на сегодня — единственная в стране фирма, выпускающая продукцию такого рода. Насколько нам известно, московский "Простор" уже давно не поступает в продажу, как и ташкентский "Альбатрос". Так или иначе, за сезон "Тритон" продает несколько десятков катамаранов. Сегодня на фирменном конвейере стоят два типа двухкорпусных мини-парусников: 4-метровый прогулочный катамаран "Бриз-микро" и более серьезная туристская "машина" — "Ветер" (его, видимо, можно сравнивать по размерам с "Простором"). Двухместный "Бриз-микро" рассчитан на небольшие "пляжные" прогулки и может быть собран за считанные минуты. Следует отметить, что для большей универсальности вооружения катамаран оборудован степсом, в который можно устанавливать мачты, используемые на виндсерферах (например, вооруженную мачту от парусных досок фирмы "SST", Петербург). Грузоподъемность катамарана 250 кг так что на нем могут выйти в кратковременное плавание два-три человека.

Информация об изображенииКомпоновка внутренних помещений и оборудования на яхте "Евро-38"
Компоновка внутренних помещений и оборудования на яхте "Евро-38"
 
"Ветер" предназначен для длительных парусных походов с экипажем до трех человек. Вооружение здесь посолиднее, чем у "Бриз-микро": дакроновый грот 8 м2 с тремя сквозными латами на довольно высокой (6.6 м) мачте, растянутой вантами, и стаксель 2 м2, устанавливаемый прямо на фале, проведенном через блок. Надувные корпуса — цельноклееные, двухсекционные, выполненные из современного материала SCANTARP (виниплан), того же, из которого изготавливают сегодня надувные баллоны для лодок типа RIB.

"Ветер" оснащен стеклопластиковым откидным рулем (перо — по центру) и деревянным наборным швертом, также расположенным в ДП. Для большей наглядности приведем здесь сравнение энерговооруженности "Ветра" и других известных катамаранов (пл. парусов/вес): "Ветер" — 10 м2/65 кг; "Простор" — 8.9 м2/75 кг; "Альбатрос" — 7.5 м2/55 кг).

Кстати, о ценах. Не знаем, почем нынче можно купить старые "Простор" и "Альбатрос", а вот новый "Ветер" стоит от 1000 до 1600 долл. (зависит от комплектации), а "Бриз-микро" — 600 долл.

Информация об изображении"Еврояхта" у причала выставочной гавани
"Еврояхта" у причала выставочной гавани
 
Из интересных встреч отметим беседу с кораблестроителями из Карелии. Петрозаводская фирма "Варяг" специализируется на деревянном судостроении. Напомним, что со стапелей этой компании сошли в свое время копии старинных парусников и яхт "Св. Петр", "Алевтина-Туя", "Елена-Мария-Барбара" и др. "Варяг" не делает серийных построек. Каждое их судно эксклюзивно, каждое сделано под конкретный заказ. Сегодня в возможностях компании строительство деревянных судов самого различного типа и назначения: от морских шлюпок до круизных и учебных крупных парусников, от промысловых лодок до разъездных и туристских катеров. В активе "Варяга" постройка гребных судов и уменьшенных копий парусников XVIII века для съемок фильма "Хорнблауэр" по заказу английских кинематографистов. Кстати, по отзывам операторов, модель парусного судна "Гранд Тюрк" "сыграла" свою роль лучше, чем снимавшаяся в том же фильме реплика знаменитого парусника (см. "КиЯ" № 167). Кроме того, в год празднования 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина уместно будет упомянуть о том, что силами той же компании в Петрозаводске для Государственного музея-заповедника "Царское Село" были сделаны две копии ботиков императрицы Екатерины Великой, и сейчас их можно встретить на озерах в парке перед Екатерининским дворцом в г Пушкин.



Программа "Бот-шоу" этого года впервые была насыщена соревнованиями. Крупнейшими и наиболее зрелищными из них были гонки на надувных мотолодках на призы журнала "Катера и яхты".

Информация об изображенииРазборный парусный катамаран "Ветер"
Разборный парусный катамаран "Ветер"
 
Это были первые возобновленные "КиЯ" после 10-летнего перерыва водномоторные соревнования. Постоянные читатели журнала хорошо помнят ежегодные Всесоюзные гонки на приз "Золотой винт", которые знакомили любителей с серийной и экспериментальной продукцией нашей промышленности, проверяли ее в реальных условиях борьбы на спортивной дистанции, давали богатую пищу для ума нашим конструкторам.

Из-за экономических проблем эти встречи пришлось прервать, но сама идея их возрождения уже давно витала в воздухе. "Массовые гонки на массовых лодках и моторах" — таким был наш девиз на прошлых соревнованиях. Сегодня в наших условиях наиболее массовым становится "пневматический класс". С одной стороны, их практичность (походил, "сдул", свернул и увез), а с другой, относительная доступность по широте ассортимента и цене, делают надувнушки действительно очень популярными и перспективными. Сегодня нет сдерживающего рост этого класса дефицита, доступны как традиционные отечественные модели, так и лодки любых зарубежных и новых российских фирм, например, той же "Мнёв и К", "Фрегат" и т.д.

Информация об изображенииРазборный парусный катамаран "Бриз-микро"
Разборный парусный катамаран "Бриз-микро"
 
Помимо хорошо известных в мире и авторитетных имен, таких, как "Zodiac", продукция которого на сегодня составляет около 40% всех мировых продаж, настоящую экспансию на этот сектор рынка предприняли крупные моторостроительные фирмы, которые благодаря реализации своих собственных фирменных моделей надувнушек рассчитывают более активно продавать основную продукцию — моторы. Это, например, серия "Quicksilver" из 19 моделей от "Mercury Marine". Это расширенная до восьми моделей серия тузиков "Yam" от "Yamaha". Это пять надувных лодок с жестким днищем "Suzumar" от "Suzuki". Европейская "Selva" предлагает восемь моделей одноименных надувных лодок...

Информация об изображенииШвертбот канадской компании "Walker Bay"
Швертбот канадской компании "Walker Bay"
 
С приходом на российский рынок зарубежных моторов, естественно, появились и все эти модели лодок. Нередко те из любителей, кто нашел возможность приобрести импортный мотор, приобретают и "родную" ему лодку. Учитывая, что у покупателей с такими фирмами складываются длительные, часто дружеские отношения, со временем в монотипных классах появилось и желание померяться силами в настоящей гонке.

Информация об изображенииНадувная мотолодка "Selva" со своим мотором
Надувная мотолодка "Selva" со своим мотором
 
Все это вместе и послужило предпосылкой организации такой встречи на призы "КиЯ". Правила соревнований не ставили никаких ограничений на участие в них как отечественных, так и импортных моторов и лодок. Отечественные судостроители получали реальный стимул к совершенствованию своей продукции, а любители и будущие покупатели — редчайшую возможность объективно оценить достоинства и недостатки продукции той или иной участвующей в выставке фирмы.

Первые такие соревнования собрали около двадцати гонщиков в трех классах (по объему цилиндров применяемого мотора): 250, 350 и 500 см3. Из отечественных лодок наиболее широко были представлены лодки Н.Мнёва и фирмы "Фрегат". Импортные же модели представляла продукция "Quicksilver", "Selva", "Phoenix" и "Yam".

Информация об изображенииПобедитель в классе 500 см3 Андрей Овчинников
Победитель в классе 500 см3 Андрей Овчинников
 
Гонщикам за четверть часа предстояло "накрутить" по трехбуйной дистанции наибольшее количество кругов. Не будем описывать все страсти, бушевавшие на трассе, ведь для большинства участников это были первые в жизни гонки! В самом младшем классе с моторами до 250 см3 победил А.Смирнов, представитель дилерского центра "Yamaha" в Петербурге: он выступал на лодке "Yam" с 9.9-сильным мотором "Yamaha". В классе до 350 см3 победил А.Морозов, выступавший за фирму "Баджер" на лодке "Quicksilver" с мотором "Mariner". А в старшем классе до 500 см3 с большим отрывом победил опытный питерский спортсмен-водномоторник А.Овчинников. Его техника прохождения поворотов, тактика борьбы на дистанции, манера старта сразу выдавали профессионального спортсмена. Он выступал на отечественной мотолодке "Танго-360", которая по ходовым качествам, чистоте глиссирования и набору скорости при старте с места превосходила в заездах надувнушки именитых фирм. Заметим, что Андрей победил с 25-сильным "Mercury" (предоставленным фирмой "Меркурий-НИИТМ"), хотя у его соперников были и гораздо более мощные 35-сильные двигатели. Что ж, побеждают опыт и мастерство!

Главными призами в двух старших классах были тоже надувные мотолодки: "Dingo-265S" и "Baltic350-Sport". Их представила харьковская фирма "Бриг", которая сама, к сожалению, не смогла принять участие в соревнованиях. Ее продукция хорошо известна и в России (она не раз упоминалась на страницах "КиЯ"), и за рубежом, где она успела уже завоевать международный авторитет. "Бриг" выпускает около 5000 надувных лодок в год. Продает их в 16 стран Западной Европы, в Турцию, в Канаду.

Все победители получили грамоты и ценные призы, а участники — подарки от фирмы "Баджер". Хочется выразить особую благодарность руководству этой фирмы, которая была в числе первых инициаторов и организаторов соревнований, представила технику и нашла энтузиастов этой идеи.

Мнение участников и зрителей — единодушное: такие соревнования надо расширять и продолжать в будущем.

Статья была проверена: Яковлев Всеволод
Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Учебные доски для занятия виндсерфингом
Андрей Берницын — российский гонщик водной «Формулы-1»
Надувная мотолодка с жестким корпусом «Кальмар»
Катера «Амур», «Восток» и «Стрела» предприятия КнААПО
Мини-мотолодка из стеклопластика «Стрингер-350»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Петербургская выставка «Бот-шоу» в «Ленэкспо» 1999 года

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Обзор мотолодок катеростроительной фирмы «Бостонский китобой»
Четыре дизайна яхт в рамках симпозиума Yacht Vision 98
Продукция судостроительного концерна «Элан»
Термопластовые швертботы фирмы «Escape Sailboats»
Рекорды скорости и дальности с мотором (II часть) в 1999 году


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 29 + 11 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории