"Скитаясь по морям вокруг света, забираясь на Эверест или поднимаясь на ледовый купол Антарктиды, я всегда думал об океане. Но не о том, хорошо знакомом мне, что вздымался убийственными волнами за бортом моих яхт. И не о том, что гибельно чернел в полыньях под зыбкими дрейфующими льдинами на моем пути к Северному полюсу. Я думал об океане, который рядом, до которого можно дотянуться рукой. с борта гребной лодки. Но как-то в суете из планов моих путешествий гребная лодка все время выпадала."
В начале сентября после успешных переговоров со спонсором настало время подумать о лодке. Я вспомнил своих друзей в Англии по давней эпопее с кругосветным проектом на веслах и переговорил с Евгением Смургисом. Рассудил, что конструктор Фил Моррисон, создавший проект двухместной лодки для 1-й Атлантической гонки, — тот самый человек, с которым не мешало бы встретиться. В конечном итоге его проект оказался самым безопасным.
Основные данные лодки "Уралаз"
Длина наиб., м | 7.2 |
Ширина наиб., м | 1.9 |
Осадка, м | 0.3 |
Высота от ватерлинии до подволока каюты, м | 1.3 |
Семиметровая лодка Моррисона — не такая уж малютка, известны яхты даже с вдвое меньшими размерами. К примеру, яхта "Саид" россиянина Евгения Гвоздева длиной 3.6 м, на которой он недавно умудрился не только пересечь Атлантику, но и, обойдя вокруг мыса Горн, добраться до Чили. Дело тут в другом. Пересекать океан, используя собственную мускульную силу, без помощи благодатного ветра означает многомесячное сидение в этой плавучей скорлупке. Именно поэтому гребная лодка должна иметь размеры, обеспечивающие нормальную работу и отдых в течение как минимум трех месяцев. Недавний пример плавания через Тихий океан Джима Шекдара — он пробыл в океане без всяких остановок 274 дня — лишь подтверждает правило: на лодке должно быть все необходимое для длительного перехода.
Вскоре Кеннет Крачлоу — директор Общества океанских гребцов — прислал нам приглашение обсудить строительство гребной лодки для русского гребца. 15 сентября Федор Конюхов со своим менеджером (сыном Оскаром) и автор этих строк отправились в Лондон.
В Англии строить лодки специально для плавания на веслах через океан стали сразу после триумфального плавания Риджуэя и Блайта в 1966 г. Все они были разными, и среди них выделялась размерами 10.5-метровая "Британия-2". Ее спроектировал известный английский конструктор Уффа Фокс специально для Джона Фэрфакса, который вместе с Сильвией Кук в 1971-1972 гг. собрался пересечь Тихий океан. Для почти годового плавания лодка оказалась вполне пригодной. Запасов было достаточно. Более того, гребцы усиленно ловили для пропитания рыбу, и Сильвия Кук после этого легендарного плавания написала книгу "500 способов употребления рыбы", которая сделала Сильвию более знаменитой...
Кеннет приютил нас в своем доме на севере Лондона. Прежде чем отправляться к Моррисону, мы решили осмотреть типовую лодку, спроектированную им специально для 1-й Атлантической гребной гонки в 1997 г. Как известно, ее проект выкупил знаменитый сэр Чэй Блайт и наладил производство комплектов деталей для сборки готовой лодки. Бизнес получился удачным, и теперь с учетом только что стартовавшей 2-й Атлантической гребной гонки, таких лодок построено более шести десятков. За всю историю плавания на этих моррисоновских лодках не было аварий и несчастных случаев, причинивших вред гребцам. Однако это были лодки для двоих.
— Я позвоню Марку Стабсу, — Кеннет Крачлоу тут же взял инициативу в свои руки, — это недалеко от Лондона, и завтра же можно будет осмотреть его лодку "Toch Pfoenix".
Это "недалеко" располагалось в городе Пул на берегу Ла-Манша в 160 км от Лондона. Мы встали рано и пешком отправились на вокзал Ватерлоо, созерцая Лондон отнюдь не с высоты птичьего полета. Попутно завели разговор о правильности нашего решения строить лодку в Англии. Мне пришлось вспомнить о боте английской постройки, ставшим дедушкой Российского ВМФ, а также о двух британских шлюпах "Леандр" и "Темза". Это они, после того как прибывший в Лондон Юрий Лисянский уплатил за них 17 тысяч фунтов, стали кораблями Российского флота "Надеждой" и "Невой". На них русские моряки впервые совершили кругосветное плавание в 1803-1806 гг.
Вскоре дизельный поезд без особого шума и крикливых объявлений "Следующая станция." нес нас к цели. Вагоны с мягкими зелеными креслами и безмолвно бегущей строкой с названиями станций, ухоженные поля за окнами, лента канала, петляющая среди зеленых холмов и повторяющая извивы железной дороги.
Пул оказался небольшим городком на берегу обширного мелководного залива, похожего на бассейн (отсюда и название города), пригодного для судоходства в основном во время прилива.
Марк встретил нас и отвез на "дачу", где среди зелени на лодочном трейлере покоилась его лодка. Попутно поведал о своем участии в Атлантической гонке от Тенерифе до Барбадоса в 1997 г. Тогда Марк со Стивом Айсексом заняли в гонке шестое место с результатом 58 суток.
Федор осматривал лодку, примерял спальное место в кормовой каюте, хватался за несуществующие весла и любовно прижимался щекой к форштевню. Ему понравилось, что лодка за четыре прошедших года неплохо сохранилась, но обширную палубу, рассчитанную для двух гребцов, решил основательно переделать.
— Я бы тут штангу установил для мольберта, — рассуждал Федор, — а по бортам неплохо бы укрепить консоли-трубы для безопасности и, само собой, увеличить носовой грузовой отсек, чтобы уменьшить длину палубы. Еще спальное место надо понизить, чтобы в шторм не бросало к бортам каюты — это избавит от необходимости устанавливать амортизационные сетки вдоль них. И еще: аккумуляторы лучше перенести в нос. Негоже им в жилом отсеке находиться.
Пока мы изучали лодку, Марк читал подаренный ему буклет о странствиях Федора, затем обратился к нам:
— Поедем посмотрим на мою новую лодку. Хочу с тремя друзьями побить рекорд пересечения Северной Атлантики на веслах.
В совершенно обмелевшем в отлив "Mitchel Yacht Yard" стояла углепластиковая 11-метровая гребная лодка "Spirit of Atlantic" ярко-желтого цвета с двумя парами весел. Конструктором лодки оказался, между прочим, Эндрю Томпсон, который проектировал яхту для известного яхтсмена Питера Госса. Без руля, настолько обтекаемая, что сидеть без риска оказаться за бортом можно было разве что на слайдах-сиденьях. В носу и корме располагались каюты-убежища, каждое на двоих. Лишь два 1.5-метровых шверта в носу обеспечивали ее устойчивость, разумеется на ходу. Два постоянно гребущих и два отдыхающих — весь фокус в непрерывности гребли. В июне 2002 г. Стаббс и его команда намереваются установить рекорд на трассе от Ньюфаундленда до п-ова Корнуолл в Англии.
Я сфотографировал Федора, стоящего в глубоком раздумье на носу этой качающейся и дрожащей, как студень, посудине. Затем нашего путешественника неожиданно для него Марк и нахлынувшая братия из гребцов, яхтсменов, владельца "марины" и близких попросили как подходящего авторитета окропить "желтую подводную лодку", что он и сделал, открыв бутылку "Шампанского". Всем понравилась шутка, тем более что Марк подтвердил: на ходу в свежую погоду она и в самом деле как у Битлс — "Yellow submarine". Кое-что из увиденного понравилось нам, грешным, и назавтра Федор ничтоже сумняшись на равных с Филом Моррисоном при обсуждении эскизов уже своей оригинальной лодки, названной в честь своего спонсора "Уралаз", отстаивал необходимость реализации новаций. Но это будет завтра.
Мы еще успели заглянуть в дом Марка, посмотрели чертежи, познакомились с дочерьми и женой этого бесстрашного искателя приключений. Потом была обратная дорога. Мы задремали, но нарядные контролеры уже не проверяли наши билеты: уставших пассажиров здесь не беспокоят.
Огромный Паддингтонский вокзал, утыканный изнутри, как еж, стальными иглами, чтобы не привечать "летающих крыс" — так англичане нелюбезно отзываются о голубях, пачкающих архитектурные памятники, чем-то отдаленно напоминал Киевский вокзал в Москве. Путь предстоял еще более дальних — 260 км до города Эксетер. Там нас встретил Питер Хогден — один из героев Атлантической гонки, вызвавшийся стать наблюдателем за ходом строительства будущей лодки Федора Конюхова.
Эксетер — административный центр графства Девон — едва ли не самый древний город на Британских островах, основанный римлянами за 50 лет до нашей эры. Из машины Питера мы заметили на левом берегу реки Экс оставшиеся от римского владычества крепостные стены из красного камня.
— Теперь прежняя цитадель в самом центре города, а крепостные стены — заманчивый объект для туристов, — пояснял Питер. — Но мы едем к устью реки Экс, где расположился городок Эксмут (Устье Экса). Там и находится офис Фила Моррисона.
После некоторого блуждания среди неказистых домов мы вышли на берег реки с оголенным вследствие отлива дном. Тут и там лежали на боку нехитрые рыбацкие лайбы, обнажив обросший ракушками корпус с килем, винтом и рулем в корме, огражденными защитной стальной рамой, как бы демонстрируя суть мореплавания. От носа прямо по грунту тянулась якорная цепь к завязшему в иле верпу. Пройдет часа три, и судно, кряхтя всплывает, выпрямится и вскоре будет молодецки трепетать на натянутой якорь-цепи. Именно в этот момент к судну обычно подгребает его хозяин на каком-нибудь стареньком тузике. Работая облупленными веслами.
На окраине Эксмута в дощатом доме, набитом компьютерами, свитками чертежей и спецификациями лодочного оборудования, нас встретил Фил Моррисон. На первый взгляд, этот мужчина лет под пятьдесят, среднего роста, в простой шотландской рубахе мало чем отличался от сновавших повсюду работяг. Затем явился его компаньон Питер Спадрайзер, заслонив своим могучим корпусом весь проем не слишком большой двери офиса. Оскар, оживившись, приступил к роли переводчика, и вскоре вся компания, включая Кеннета Крачлоу, Питера Хогде-на, Фила, Федора и строителя, листала чертежи. Время от времени Федор брал из рук Фила карандаш и набрасывал вариант своей одноместной лодки, чем, кажется, удивил Фила, который не был столь ловким рисовальщиком. Забегая вперед, добавлю, что идея одноместной лодки и ее конструкция, предложенная Конюховым, пришлись именитому дизайнеру по душе. Так у творческого дуэта — Федора и Фила — появилась возможность создать гребную лодку для одиночек и запатентовать свой проект, поскольку в будущем одиночек на веслах явно прибавится. Но пока в облике Федора просматривался не удачливый бизнесмен, а скорее художник и азартный искатель приключений.
Через некоторое время присутствующие ударили по рукам, что в английском "переводе" означало дружный переход в портовый кабачок, где за пивом и рыбным блюдом участники сделки обсуждали детали предстоящего сотрудничества. С его стен на нас с укоризной взирали здешние ветераны — капитаны в приплюснутых фуражках с нависшими над глазами седыми бровями. Их портреты чередовались с "портретами" лодок и яхт. Среди них нашлось место и для памятной фотографии: Фил Моррисон в компании с отцом и сыном Конюховыми — виновниками деловой посиделки в этом портовом пабе.
Я представил себе лето будущего года, когда на этой стене появится "портрет" детища Моррисона и Конюхова под названием "Уралаз" с короткой припиской: "Сделано в Эксмуте, графство Девон, Англия"...
Через час, оказавшись на набережной, Фил Моррисон, строитель Питер Спад-райзер и надзиратель за будущим строительством Питер Хогден вовсю хвалили Эксмут. Он и в самом деле преображался вместе с хлынувшими из Ла-Манша волнами прилива. Невесть откуда взялись моторные лодки, яхты с поднятыми парусами заполнили все видимое пространство и устремились в открытое море.
— Здесь неплохо тренироваться, не зря ты выбрал Эксмут, — произнес Питер Хогден. — Когда-то поутру я выходил на лодке со своим напарником, и мы гребли 50 миль до Плимута, испытывая только что построенную лодку. Обратно возвращались домой на машине уже в сумерках, взяв трейлер с лодкой на буксир.
— То, что я выбрал Эксмут — это правильно. Тут действительно морем пахнет, но тренироваться я думаю на Гомере, так что у города Плимута мало шансов увидеть российскую лодку, — отшутился Федор.
Забегая вперед, добавлю, что три недели спустя я оказался на о. Тенерифе свидетелем старта 2-й Атлантической гонки на моррисоновских лодках. Потом, провожая лодки на яхте наших друзей, я надолго задержался в порту Сан-Себастьян. Здесь по просьбе Федора я изучал возможности для его предстартовой подготовки перед броском через "Море Тьмы", как в древности называли Атлантику. Была середина октября, и до назначенного старта Федора Конюхова оставался ровно один год...
Третий день в Лондоне мы посвятили Гринвичу. С пирса, куда причалил катер, поднялись к постаменту с яхтой "Джип-си Мот-4" Фрэнсиса Чичестера. Как раз вчера, 18 сентября, был день его рождения, но никто не заметил 100-летнего юбилея великого моряка. Теперь говорят, что он — знаковая фигура в мореплавании и в яхтенном спорте, а между тем начинал Чичестер со сверхдальних перелетов на гидросамолете "Джипси Мот-1", что в переводе звучит как "Бродячий мотылек". Впервые ступил на борт яхты и приобрел первую в своей жизни лодку, оставив за ней название гидросамолета, Фрэнсис лишь в 52 года.
Знаток одиночных плаваний на яхте Жан Меррьен писал тогда, что яхтсменом можно стать только в возрасте от 16 до 25 лет. Чичестер посрамил француза. Он участвовал во множестве регат, а в 1959 г. стал победителем гонок яхт-одиночек через Атлантику на 12-метровой "Джипси-Мот-3". Славу Чичестеру принесла гонка вокруг света, которую он совершил в 65-летнем возрасте. Весь путь он прошел за 107 дней, уступив "Катти Сарк" целых 40 суток. На подходе к Плимуту он узнал, что королева Елизавета возвела его в рыцарский сан задолго до прибытия в порт, где его встречали уже в ранге национального героя.
Построенная при спонсорстве шерстяной компании 16-метровая "Джипси Мот-4" теперь стояла перед нами на постаменте, рядом с доком, в котором навеки обосновалась "Катти Сарк". На клипере — этом символе мореплавания и мечты о море — мы провели не менее часа, впитывая запахи канатов и просмоленной тиковой палубы. Затем отправились к Гринвичской обсерватории, ставшей с некоторых пор популярным местом паломничества. По тропе среди газонов с дубами и кленами мы не раз пересекали линию Нулевого меридиана, оказываясь то в восточном, то в западном полушарии. В этом последнем и находилась Атлантика, покорить которую вознамерился Федор Конюхов.