"Boot-Dusseldorf" — одна из самых крупных выставок в мире — наиболее полно характеризует состояние морской индустрии отдыха не только в Германии и Европе, но и во всем мире. И проводилась она в этом году уже в 33-й раз.
После нашего последнего репортажа с этой выставки в 2000 г. (см. "КиЯ" №171), действительно, произошли заметные перемены. Количество павильонов возросло с 15 до 17, закрытая выставочная площадь достигла огромной цифры в 215 тыс. м2. Суперяхты получили свой специализированный павильон с высокой смотровой галереей по периметру. Любителям виндсерфинга и морского искусства также выделено по отдельному павильону. Существенно возросла экспозиция, посвященная чартеру, водному туризму, морским школам и маринам. Центральные павильоны теперь отданы моторам, надувным лодкам и моторным судам. Парусные суда и яхтенное оборудование сосредоточились в двух крайних павильонах.
Из 1682 фирм — участников выставки наиболее представительные экспозиции были у голландцев, французов, итальянцев и англичан, конечно, если не говорить о самих немцах. Лишь по одному участнику было из России и Украины. Всего на выставке были представлены 53 страны. За восемь дней работы выставки — с 19 по 27 января — этот грандиозный комплекс посетила 341 тыс. чел. Это почти на 13 тыс. чел. меньше, чем в прошлом году, и, к сожалению, самый низкий показатель за последние 16 лет. Похоже, лучшие времена, когда выставку в начале 90-х гг. регулярно посещало свыше 400 тыс. чел., ушли в прошлое.
Очевидно, это связано с тем, что рост индустрии отдыха на воде, наблюдавшийся все последнее время, уже в прошлом году стал замедляться. А в этом году, например, в Европе, по прогнозам венских специалистов, рост рынка моторных и парусных судов замедлится еще более и достигнет отметки ~151 тыс. ед. с денежной емкостью около 3 млрд. евро.
Всему есть свои причины. И новая концепция выставки, скорее всего, эти причины учитывает. В первую очередь играют роль чисто национальные сложности. Объединение Восточной и Западной Германии привело к обострению многих социальных проблем, важнейшей из которых является высокий уровень безработицы. К этому дорогостоящему объединению прибавилась необходимость "затянуть пояс" для вступления в зону действия единой европейской валюты, в результате чего на смену сильной немецкой марке пришла еще слабая евро. Вера немцев в то, что экономически их страна неуязвима, оказалась сильно подорвана.
Эта экономическая проекция сказалась на положении немецкой индустрии морского отдыха, которую можно кратко охарактеризовать так: на дорогую продукцию, которая относится к верхней части рыночного спектра, покупатели все еще находятся, а вот на сравнительно дешевые товары их становится все меньше. Если люди с доходом от среднего до высокого тратить деньги не стесняются, то люди с доходом от низкого до среднего не могут себе этого позволить.
Для покупателей крупных судов такое приобретение — способ вложения средств. Покупатели же малых судов опасаются экономической нестабильности, в связи с чем и спрос на такие лодки продолжает падать.
Мегаяхты
Появление в концепции выставки нового большого павильона моторных и парусных мегаяхт как раз и отражает оживление той части рынка, которое началось после известной отмены налогов на предметы роскоши и длится в мире уже более десяти лет. Наряду с Голландией и Англией, Германия входит в тройку самых известных производителей суперяхт в Европе, немецкое качество все еще высоко ценится во всем мире.
Например, представленная на выставке бременская верфь "Lurssen" (на реке Везер), не только остается ведущей в своей области, но и имеет портфель заказов, заполненный на четыре года вперед. Она с прошлого года продолжает работать сразу над шестью проектами стальных и алюминиевых суперяхт, четыре из которых — длиной свыше 100 м (139, 125, 110 и 102 м). Заказанный американским бизнесменом 139-метровый "Octopus" является крупнейшей суперяхтой в этой программе и пока занимает по размерам третье место в мире среди частных яхт — после 147-метровой королевской яхты "Prince Abdul Aziz" (Саудовская Аравия) и 146метровой президентской яхты "El Horriya" (Египет). Немцы оказывают заметную конкуренцию американским производителям мегаяхт, которые составляют ~80% мирового производства крупных судов этого класса. Верфь принимает заказы на постройку моторных яхт длиной от 40 м, хотя построить две 50-метровые яхты намного проще, чем одну 100-метровую; по стоимости эти два заказа будут куда более дешевыми. Так, яхта длиной более 100 м стоит от 1.5 до 3.0 млн евро за один метр длины, а 50-метровая оценивается в 0.60.7 млн евро за метр.
В павильоне суперяхт редко бывает многолюдно. Здесь не услышишь оглушающей музыки, здесь не принято разговаривать громко. Большие деньги любят тишину. Однако, чтобы попасть на борт такой белоснежной красавицы, придется подождать своей очереди. Вышколенный стендист проведет с вами больше часа, а если гость покажется интересным, то беседу продолжат руководители фирмы. Как правило, сами будущие владельцы редко появляются на таких экспозициях, первый выбор обычно делают их представители.
Не будем говорить о роскошных интерьерах. На борту суперяхт обращает на себя внимание обилие всяческих "плавающих игрушек", которыми они буквально увешены. Например, на борту 50-метровой моторной яхты, кроме двух оборудованных вертолетных площадок, можно увидеть 12-метровый дневной моторный крейсер, скоростной РИБ по проекту Фабио Буцци, 9-метровую парусную яхту однодневного плавания или небольшой парусный катамаран "Hobie Tiger", не считая нескольких гидроциклов.
Вплотную к павильону суперяхт примыкает еще один новый павильон — "Галерея морского искусства". Здесь владелец богатой яхты или катера может заказать знаменитому мастеру картину на морскую тему или художественную фотографию, приобрести предметы морской старины, чтобы еще более подчеркнуть свою индивидуальность и вкус. Немцы традиционно любят плавать за пределами страны, в частности — на Средиземном море, у берегов Нидерландов, поэтому и места постоянной стоянки больших судов выбираются в основном в районе плавания.
Молодежь выбирает виндсерфинг
В противоположность чопорному павильону суперяхт первый павильон, теперь полностью отданный любителям виндсерфинга, самый демократичный. В любое время работы выставки здесь не протолкнуться. Виндсерфинг в Германии очень популярен, особенно среди молодежи. Это увлечение еще более усилилось, когда вдоль морских берегов бывшей Восточной Германии вместо плохих дорог построили прибрежный автобан А-20. По новой артерии на побережье, которое благодаря живописным берегам, благоприятным ветрам и относительно спокойной воде считается лучшим местом на Балтике для занятия морским спортом, хлынули тысячи любителей парусной доски.
Расширившаяся экспозиция чартера и морского туризма чутко прореагировала на растущий рынок. Люди с небольшим доходом предпочитают сегодня не приобретать собственное судно, а пользоваться услугами чартерных фирм.
Борьба за "озеленение" моторов продолжается
Острозакрученный сюжет "моторной гонки" за экологическое выживание поставил моторостроительную отрасль на одно из первых мест в ботинге по новациям и темпам развития. Поэтому и перемещение всей моторной экспозиции в специализированный и один из центральных павильонов также оказалось оправданным и логичным.
Журнал уже писал об очередном прорыве "Yamaha" и "Honda" по увеличению максимальной мощности четырехтактников; на бот-шоу 225-сильные новинки уже заняли подобающее им лидирующее место в серийном ряду этих фирм. Вообще в продукции всех моторостроителей, включая и производителей стационарных морских двигателей, наблюдается заметный рост мощности.
Что касается "Yamaha", то она сделала самый мощный рывок в повышении мощности своих четырехтактных моделей, подняв "планку" сразу на 110 л.с. С освоением этой новой модели морское подразделение фирмы пытается убедить катеростроителей выбирать этот подвесной мотор вместо стационарных бензиновых двигателей. По мнению экспертов, "F225" имеет преимущества перед кормовыми приводами в быстроте разгона, экономичности, максимальной скорости, в меньшей шумности, лучшем соотношении мощность/вес, простоте установки и технического обслуживания. Однако слабым местом подвесников остается их уязвимость при наезде на подводное препятствие, ограниченность выбора вариантов "корпус—мотор" и опасная простота демонтажа (попросту — подвесник легче украсть...).
Фирма продолжает развивать и двухтактное направление двигателей с технологией прямого впрыска под давлением ("Yamaha HPDI.200"). Некоторое отставание с внедрением прямого впрыска от "Mercury" объяснялось, в первую очередь, тем, что компания решила развивать 2.6-литровый ПМ как платформу для внедрения технологии HPDI, а не пытаться "впихивать" новую технологию в существующие модели.
Корпорация "Brunswick" представила уже достаточно традиционный ряд своих двигателей. В четырехтактной линии последними внедренными новинками был вспомогательный мотор для яхт "Mercury-4 Sailpower" (на нижнем конце мощностного ряда) и "Mercury F115" (на верхнем). Корпорация, как и обещала, пересмотрела свое намерение ограничиться потолком в 100 л.с. и выпустила новый четырехтактный мотор большей мощности — в 115 л.с. и объемом 1741 см3 с электронной системой впрыска и двойным кулачковым валом. Это позволило отказаться от выпуска аналогичной по мощности модели "Optimax 115", чересчур дорогой для своей рыночной ниши.
Двухтактные модели "Optimax" с новой технологией прямого впрыска покрывают теперь диапазон от 135 до 225 л.с. и экологически подстраховывают верхний мощностной ряд обычных двухтактных ПМ (150—250 л.с.). Выпуск маломощных двухтактных моторов будет продолжен до тех пор, пока на них существует спрос.
С крахом ОМС корпорация "Brunswick" — несомненный лидер на рынке индустрии морского отдыха. Сейчас она занята структурными изменениями производства и отчаянно перетасовывает свою колоду марок катеров и лодок. Последним крупным приобретением корпорации стала покупка английской катерной фирмы "Sealine International" за ~ 64 млн долл. Вся годовая программа катеров этой фирмы (а это около 300 судов) будет теперь оснащаться не двигателями и колонками "Volvo Penta", как раньше, а своими фирменными "MerCruiser". Этот стратегический шаг обеспечивает более сильное рыночное присутствие американцев в Европе.
Торговые марки "Evinrude" и "Johnson" на выставке впервые представляла корпорация "Bombardier". Приобретая эти торговые марки и технологию прямого впрыска "Ficht", руководство корпорации понимало, что нельзя продолжать вести дела, как это привыкла делать ОМС, и придется начать все сначала, а это обойдется недешево. Сейчас главное внимание уделено резкому повышению качества, введен его 100%-ный контроль, все ответственные детали проходят ускоренную проверку на долговечность. Именно поэтому о новинках и расширении мощностного ряда корпорации говорить преждевременно. Лишь в будущем 2003-м году планируется расширить модельный ряд двухтактных ПМ "Johnson" за счет выпуска новых маломощных подвесников; расширится также и линейка четырехтактных моделей, в которой диапазон от 40 до 70 л.с. принадлежит ПМ "Suzuki". Марка "Evinrude", которая объединяет высокотехнологичные двухтактные моторы с прямым впрыском "Ficht", также появится на новых моделях, одна из которых будет иметь мощность 3.3 л.с.
На стенде "Suzuki" мы видели уже знакомые читателю по описаниям в прошлом номере журнала четырехтактные портативные новинки "DF 4/5" мощностью 4 и 5 л.с. и выдающуюся модель фирмы — "DF140". Новинки нижнего конца модельного ряда выпускаются на вновь открытом заводе компании в Таиланде. Эти одноцилиндровые модели объемом 138 см3 с карбюратором заменили 4- и 5-сильные двухтактные ПМ, снятые с производства.
Появление "DF140" вообще могло стать событием знаковым, выводящим "Suzuki" в лидеры среди производителей мощных четырехтактников. Но, как известно, "Yamaha" и "Honda" опередили конкурента. Это, однако, не умаляет достоинств упомянутой модели. Легкий и компактный "DF140" особенно доброжелательно был принят в США, где уже многие оценили достоинства четырехтактников; на новую модель обратили внимание любители спортивного рыболовства. Неудивительно, что США, будучи крупнейшим потребителем подвесных моторов (из 800 тысяч ПМ мирового рынка США поглощают около 350 тыс. шт.), являются и крупнейшим экспортным рынком для "Suzuki" (около 10 тыс. шт.).
Вообще корпорация "Suzuki" даже среди японских моторостроителей стоит особняком. За последние 53 года существования она ни разу не понесла убытков. "Suzuki" предпочитает продвигаться вперед малыми шагами, а не большими прыжками, старается выбирать для освоения продукцию, которая будет долго пользоваться успехом, а не сойдет со сцены через год. Не стремясь всегда и во всем быть первой, она, тем не менее, всегда остается в числе главных игроков.
Следуя своей осторожной стратегии, "Suzuki" в прошлом году заявила, что хочет сосредоточиться на выпуске только четырехтактных моделей, а не гнаться за двумя зайцами сразу. К 2004 г. корпорация будет продавать только четырехтактные моторы. Лишь на рынках Азии и Африки двухтактные ПМ, популярные там из-за дешевизны, еще какое-то время останутся.
Корпорация "Tohatsu", следуя тенденции "озеленения" — борьбы за экологическую чистоту, показала использующие систему впрыска TLDI двухтактные ПМ мощностью 50 и 90 л.с. По словам разработчиков, компоненты этой системы повышают эффективность сжигания топлива благодаря точной синхронизации и позиционированию факела топливной смеси в каждой камере сгорания. Четырехтактная линия уже включала в серийную линейку две последние новинки мощностью 18 и 6 л.с. Однако малопонятным шагом фирмы остается появление в двухтактной "классической" линии самого мощного 140-сильного мотора "М140", экологические показатели которого трудно привести в соответствие с требованиями ЕРА 2006.
По-прежнему основой гонок серии АДАС остается предельно легкий и надежный гоночный мотор "Tohatsu M40C" — мечта многих отечественных гонщиков в классе 500 см3.
Лодки и катера: заметные новинки
В лодочных павильонах выставки был обычный уровень деловой активности, мы не заметили здесь ни явного ажиотажа, ни в целом ничего удивительного.
Из металлических лодок мы обратили внимание на новый "Buster Magnum". Фирма "Buster" относит его к элитному классу больших открытых мотолодок. В новой модели при ограниченных размерениях (6.70x2.40 м) "всего больше": больше места, больше стиля, выше допустимая мощность и скорость — при установке 200-сильного ПМ лодка весом 880 кг достигает скорости 47 уз, а с полным экипажем в 8 человек — 40 уз. Внутри судно действительно выглядит очень комфортабельно. Все возможные места соприкосновения с холодным металлом внутри кокпита изолированы зашивкой из термопласта. В этом мы усмотрели сходство с концепцией близкого конкурента — фирмы "Silver", в лодках которого вся внутренняя секция палубы формуется из стеклопластика.
Обратили мы внимание и на металлические клепаные мотолодки чешской фирмы "Marine". Семь моделей длиной от 3.05 до 5.95 м по обводам и конструкции близки к металлическим лодкам американских фирм "Tracker" и "Alumacraft" и имеют неплохое качество изготовления. Представители фирмы ведут поиск дилеров в России, поэтому не исключено появление этих лодок и у нас.
Среди как всегда огромного выбора надувных лодок мы отметили новинку фирмы "Zodiac" — спортивную модель "Futura Sport". Лодка размерами 4.20x1.83 м имеет на днище вдоль скул высокие надувные скеги с накладными продольными реданами. На скорости лодка выходит на бортовые скеги-корпуса и превращается по сути в глиссирующий катамаран. Водитель и пассажир сидят на центральной консоли по-жокейски, управляя мотором с помощью ДУ. Конструкторы разрешают устанавливать на "Futura Sport" ПМ с длинным дейдвудом мощностью до 50 л.с., обещая при этом просто фантастическую скорость — 94 км/ч!
Конструкторов жестких РИБов не перестает заботить перевозка такого судна на автомобиле, ведь не всегда удается решать эту проблему при помощи трейлера.
Оригинальный, на наш взгляд, способ транспортировки предложила итальянская фирма "Kay Box". Для этой цели она превратила жесткий корпус из "наружного" во "внутренний". В обычную надувную лодку такой жесткий корпус просто вкладывается "в распор" и удерживается дополнительной подкачкой баллонов. Экипаж по сути сидит в жестком кокпите, и мягкая обшивка тоже превращается в жесткое днище. Такую модульную вставку можно использовать и отдельно — как обычную портативную лодку вблизи лагеря; при переезде, убрав мягкую обшивку в верхний бокс-багажник, жесткую секцию кладут поверх этого багажника.
Из стеклопластиковых мотолодок привычных для нас размерений (4.0-5.0 м) мы обратили внимание на открытые модели "Quicksilver-Commander 425" и "-500" фирмы "Marine Power", а также на каютные мотолодки шведской фирмы "RYDS-435FC" и "485FC". Их объединяют очень удачная функциональная планировка и экономичное использование ограниченного пространства. Первые две модели при ограниченной длине 4.25 и 5.00 м имеют солидную ширину — 2.10 и 2.20 м соответственно. Это при смещенном к правому борту пульте управления позволяет учесть все особенности, присущие "южной" лодке: оборудовать убирающуюся "солнечную" палубу в носу, удобную для купания и занятий водными видами спорта кормовую палубу (с трапом), оригинальные бортовые и палубные багажники для снаряжения и хранения водных лыж. Особенность названных моделей еще и в том, что это "пакетные лодки", т. е. вам ее продадут только вместе с ПМ "Mercury".
Кстати, на "южных" моделях с открытым носовым кокпитом, которые так уязвимы в климате умеренных широт, мы не раз встречали оригинальное конструкторское решение: носовой кокпит при необходимости закрывается жесткой сводчатой палубой на патефонных замках. Таким образом на лодке появляется что-то наподобие каюты, в которой можно спрятаться от непогоды или даже переночевать. В теплую погоду эту съемную носовую палубу можно оставить на берегу.
И хотя фирма "RYDS" выставляла в качестве новинок две модели: открытую рыболовную лодку с центральным пультом "511GTS" (идеальный морской "бродяга", по словам представителей фирмы) и современный дневной крейсер с маленькой каютой "620DC", наше внимание привлекли именно ее традиционные каютные мотолодки, которые идеальны в условиях нашего сурового климата и для рыбалки, и для семейных путешествий. Если вы внимательно приглядитесь к моделям "RYDS 435FC" и "485FC", то без труда узнаете мотивы популярной у нас некогда "Ладоги-2"...
По-прежнему мы не заметили резкого подъема в индустрии гидроциклов. Согласно данным "Statistical Surveys", спад в этой отрасли продолжается уже больше четырех лет. В целом за 2000 г. было продано 93 тыс. гидроциклов (против 106 тыс. в 1999 г.). В прошлом году картина снижения продаж не изменилась. Многие эксперты связывают это с ограничениями и запретами на некоторых водоемах именно для гидроциклов, которые, по мнению местных властей, шумят, не всегда ладят с экологией, а их владельцы нередко отличаются агрессивным стилем отдыха...
Чтобы стать ближе к покупателям, производители постоянно ищут пути улучшения своей продукции. Самый значительный прорыв в индустрии гидроциклов сделали корпорации "Yamaha" и "Bombardier". Они представили посетителям свои новые модели "Wave Runner FX140" и "Sea Doo GTX4-TEC" с четырехтактными двигателями. Первый из моторов был специально спроектирован для гидроциклов. Этот четырехцилиндровый MR-1 объемом 998 см3 и мощностью 140 л.с. имеет два распредвала с верхним расположением и по 5 клапанов на цилиндр, второй трехцилиндровый "Rotax 4-TEC" объемом 1494 см3 и мощностью 155 л.с. с четырьмя клапанами на цилиндр имеет систему прямого впрыска "Orbital".
Благодаря применению нового поколения моторов значительно снижена шумность гидроциклов, возросла их экономичность, а главное — по "чистоте" выхлопа они уже с запасом укладываются в нормы ЕРА.
Традиционно на выставке бывают представлены скоростные и гоночные катера. Среди этих "выжимателей слез" выделялся оригинальностью катамаран "Seasonic 301 limited". Этот разработанный в Германии 10-метровый стеклопластиковый катер отличается прежде всего двигателем. Дизель-турбинная установка TTS800 мощностью 800 л.с. с воздушным охлаждением и планетарной передачей позволяет развить скорость до 200 км/ч. Турбина изготовлена из нержавеющей стали, рассчитана на 25 тыс. моточасов. Экипаж в 4 человека размещается в специальных гоночных сиденьях. Имеются также два спальных места в носовой каюте.
Этот катер как нельзя лучше отвечает девизу проходившей выставки: "больше пережить, больше испытать!"
Константин Константинов
В репортаже использована информация от фирм-производителей, материалы выставки, а также информация статистических агентств и ведущих обозревателей "IBI"