Прочел вашу статью ("КиЯ" №152) о проблемах плавсредств с педальным приводом и сразу понял, что мое изобретение более всего подходит для этих целей. Поэтому хочу, чтобы вы срочно (лето на носу) опубликовали мою статью под названием "Желаете установить мировой рекорд?".
Не спешите смеяться над этим кажущимся авантюрой заявлением. Я более, чем реалист, и твердо уверен в своей интуиции. К тому же, проведенные опыты дали прекрасные результаты.
Из вашей статьи стало известно, что максимальная скорость, достигнутая на аппарате с подводными крыльями и педальным приводом равна 6.5 м/с (23.4 км/ч). Я согласен с доцентом В. Жинкиным, что вряд ли удастся "выжать" из этой конструкции большого прироста скорости.
Предлагаю энтузиастам изготовить педальную лодку — ротоплан моей конструкции и думаю, что побить рекорд иностранцев удастся без особого труда.
Конструкция очень проста, но потребует тщательного расчета и подбора всех параметров. Я бы сам "склепал" ее за неделю, но на полярной станции, где работаю, нет, к сожалению, подходящих материалов. А время не ждет!
Судостроительные кооперативы смогли бы без особых затрат выпускать такой водный велосипед, который явился бы прекрасным снарядом для отдыха на воде, а в будущем, возможно, и для спорта — вплоть до Олимпийских игр. Малый вес аппарата, возможность одному человеку катить его по суше, большая скорость передвижения (до 30 км/ч) найдут горячих поклонников такого средства передвижения. Ну а мировой рекорд послужит хорошей рекламой вашей продукции и моему изобретению, которое в настоящий момент патентуется.
Тем, кто захочет построить водный велосипед-ротоплан, разъясняю принцип действия. В состоянии покоя корпус лодки лежит на воде, роторы на одну третью часть погружены в воду. При работе педалями роторы начинают вращаться. Установленные на них под углом 5-10° к водному потоку треугольные лопатки — дельтавидные подводные крылья — создают подъемную силу, которая поднимает корпус аппарата над водой. Сила сопротивления лопаток как лопастей гребного колеса заставляет двигаться вперед.
На ходу аппарат опирается на три "точки" — нижние лопатки роторов и кормовое опорное крыло, стойка которого играет роль руля управления.
Вся сложность проблемы заключается в том, чтобы подобрать оптимальное соотношение диаметра ротора, площади лопаток, угла их установки, числа оборотов роторов. Потребуются, видимо, эксперименты.
Для ориентировки рискну посоветовать следующие начальные параметры. Диаметр роторов 1.4-1.6 м.
Лопатки — треугольной формы со стороной 200 мм, возможно меньшей толщины; угол атаки — 5°. Крепление лопаток на экспериментальном аппарате должно обеспечивать регулировку установочного угла атаки. В перспективе возможно понадобится создание более сложной конструкции с изменяемым на ходу углом атаки.
Число оборотов должно быть таким, чтобы при движении на полной скорости аппарат не проваливался в воду. Нужно учесть, что торможение очень интенсивное и может привести к опрокидыванию через нос.
На рисунке показан простейший привод; для рекордного заезда понадобится, видимо, передача, позволяющая изменять число оборотов роторов.
Роторы надо сделать пустотелыми или с пенозаполнителем, чтобы они играли роль поплавков на стоянке.
При работе этой простой конструкции происходят сложные процессы, не видимые на первый взгляд. Тот, кто поймет все тонкости, сможет по достоинству оценить преимущества моего изобретения.