Средство против конденсата
При отделке легкого эллинга, построенного в Стокгольме для хранения древнего корабля «Ваза», была впервые использована специальная краска, поглощающая влагу из воздуха при повышенном ее содержании и испаряющая ее при нормальных условиях. Благодаря этому конденсат не выпадает на подволоке и стенах здания, обеспечивается лучшая сохранность экспонатов.
Теперь под названием «Абсорбкон Н20» подобная же краска рекомендуется для покрытия внутренних поверхностей малых судов вместо традиционных изолирующих материалов. Она имеет серебристый или белый цвет, приготовляется на основе водяной эмульсии и наносится кистью в два слоя. Первый — служит для адгезии с основным материалом конструкции, второй — является абсорбирующим.
Электронный сторож
Участившиеся случаи угона катеров и яхт со стоянок в Англии побудили различные фирмы к разработке специальных замков, систем сигнализации и т. п. Новейшая система, поступившая в продажу, позволяет котролировать с центрального пульта около 1000 лодок, расположенных на стоянках в радиусе 5 миль. На каждой лодке устанавливается маленький надежный радиопередатчик, который приводится в действие от какого-либо чувствительного устройства, срабатывающего в случае попытки похищения лодки. На центральном пульте, где круглосуточно находится дежурный, установлен приемник, принимающий кодированные сигналы. В электронном устройстве сигналы расшифровываются и записываются на ленту, одновременно указывается и время срабатывания передатчика и в тот же момент подается звуковой сигнал.
Сигналы повторяются периодически с тем, чтобы можно было принять другие оповещения, если совершается кража сразу нескольких судов.
Ультразвук против ракушек
Традиционное средство против обрастания днища судна водорослями и ракушками — покрытие корпусов специальной краской, содержащей ядовитые соединения меди. Такие краски дороги, не всегда гарантируют абсолютно чистую поверхность и главное — представляют опасность для подводной фауны. Многочисленные случаи отравления рыбы окислами меди были зафиксированы службой рыбоохраны Франции и Англии, особенно в Английском канале, где сходятся в один плотный пучок судоходные трассы, соединяющие практически все континенты. Призывы запретить применение необрастающих патентов — «антифулингов» — становятся все более настойчивыми, и предполагается, что в ближайшие 10 лет будут приняты соответствующие международные соглашения.
В этой связи интерес представляет система «Хайдро-Соник», недавно выпущенная в США для применения на малых судах. Несколько ультразвуковых излучателей, установленных внутри корпуса на обшивке днища на расстоянии около 4,5 м друг от друга, создают надежный звуковой барьер, препятствующий оседанию на корпусе колоний ракушек, моллюсков и обрастанию водорослями. Ультразвук эффективно борется и с главным врагом деревянных корпусов — морским червем торредо. Излучатели соединяются кабелями с генератором, работающим от бортовой сети напряжением 12, 24 и 32 В.
«Хайдро-Соник» — экологически чистая систехма, эффективность ее действия не снижается со временем, как у необрастающих красок. При использовании на коммерческих судах важным ее плюсом становится экономия топлива и расходов на весенний ремонт. Система выпускается трех типоразмеров — для судов длиной до 9,9—13,5 и 13,5—18 м. Стоимость самой малой системы — 495 фнт. ст.
«Сузуки» лидирует на мировом рынке
С начала 1983 г. японская фирма «Сузуки» выпускает четыре модели подвесных лодочных моторов мощностью от 60 до 140 л. с., снабженных системой непосредственного впрыска масла в цилиндры из отдельного бачка (о первых моторах этого типа сообщалось в «КЯ» №92). Количество масла в топливной смеси автоматически регулируется — от 1:20 на холостом ходу до 1:50 при полной нагрузке. Благодаря этому повышается экономичность мотора и уменьшается количество выброса масла в воду вместе с выхлопными газами. 140-сильный «Сузуки» имеет 4 цилиндра с диаметром поршня 84 и ходом 80 мм (общий рабочий объем 17/3 см3), с отдельным карбюратором для каждого цилиндра. Масса мотора — 136 кг.
Успех юниоров ГДР
На чемпионате мира 1983 г. в классе «470», проходившем в Австрии, приняли участие 55 экипажей из 17 стран. Успех сопутствовал яхтсменам ГДР. Звание чемпиона завоевал Реттинг. Он финишировал первым в двух гонках и две закончил вторым. Третье место занял Рудлаф. Обладателем серебряной медали стал итальянец Мур. Советский экипаж, возглавляемый Чурочкиным, выиграл одну из пяти гонок и занял четвертое место.
Детские виндсерферы
«Минисюрф» — так названа парусная доска, выпускаемая в Англии специально для обучения юных виндсерфистов в возрасте от 4 до 12 лет. При длине 2,5 м доска, изготавливаемая из стеклопластика, весит около 9 кг, так что большинство юных яхтсменов в состоянии самостоятельно оснастить снаряд и спустить его на воду. По сравнению с настоящим виндсерфером площадь парусности уменьшена почти в три раза: предлагаются два варианта парусов площадью 2,1 и 2,7 м2. Парус выбирается в зависимости от физических данных ребенка и по мере освоения техники хождения на доске может заменяться на больший.
Доски для детей выпускаются нарядной раскраски с красными, желтыми или белыми парусами. Привлекает детишек и веселая эмблема класса — силуэт танцующего гиппопотама.
Специальная доска для детей выпускается и во Франции под названием «Сюрф Инфант». Ее длина 2,56 м, ширина 0,65 м, вес 12 кг, площадь парусности 4,2 м2.
Новый рекорд
В книгу Гинесса вписан новый мировой рекорд: в конце мая 1983 г. 26-летний голландский спортсмен-виндсерфист Роналд Лейстинг, не сходя с парусной доски в течение 60 часов, преодолел 339 км по водохранилищам близ Роттердама. Движение не прекращалось и в ночные часы, когда путь ему освещала фара с обеспечивающей мотолодки. Каждый час спортсмен делал 15-минутную остановку; ему давали согревающие напитки, делали массаж. В зависимости от силы ветра, которая изменялась от 1 до 6—7 баллов, ставился парус площадью 4; 6,3 или 7,5 м2.
Носовая фигура для «Уорриор»
На снимке — носовое украшение первого и старейшего английского военного корабля «Уорриор», построенного из железа. Корабль сейчас интенсивно реставрируется. После завершения работ он станет плавучим музеем.
Высота фигуры — 4,5 м, она весит более двух тонн. Резчики по дереву Джек Уайтхид и Норман Гейчез, работая по два дня в неделю, затратили на ее изготовление 18 месяцев и 70 досок первосортной сосны.
Яхтсмен-долгожитель
В мае 1983 г. капитан Роберт Кларк отметил свое 105-летие. Он, пожалуй, самый старый из «кап-горнеров» — моряков, обогнувших на парусных судах мыс Горн. Кларку посчастливилось это сделать в 12 лет — в 1897 г., когда он в качестве юнги парусника «Сабрина» совершил свой первый кругосветный рейс. Из Ливерпуля в Вальпараисо за 134 дня, затем с грузом гуано из Перу в Роттердам за 150 дней. Этих рейсов за долгую жизнь было немало — на больших парусных кораблях, рыболовных парусниках и яхтах. Кларк командовал яхтой «Санбим» в знаменитой гонке через Атлантику в 1912 г. Во время второй мировой войны он работал на судоверфи, строящей быстроходные военные катера, а в конце сороковых годов окончательно распрощался с морем как профессиональный моряк.
Корреспондент застал Кларка посасывающим капитанскую трубку. Когда он начал курить, Кларк вспомнить не смог,-но на вопрос журналиста о секрете долголетия ответил: «Море и неизменная унция (28 г) табаку в день».
Мусор у берегов Европы
Мусор, попадающий в океан, не признает территориальных границ и таможен. Специально созданная группа по контролю чистоты побережья Англии за один только день подобрала на западном берегу острова более 100 пластмассовых банок из-под моторного масла, которое используется исключительно на внутреннем рынке в Канаде. Еще больше было собрано банок из-под американской кока-колы. Как это удалось установить по этикеткам на банках, проходит от 6 до 18 месяцев, прежде чем плавучий хлам, выброшенный у берегов Америки, оказывается в Европе.
Рыба будущего?
На улицах западногерманского города Леверкузен недавно можно было наблюдать такую сцену. Известный актер Пахель демонстрировал прохожим плоскую безглазую рыбу, изготовленную из пластмассы и проволоки. «Это синтетическая селедка, продукт химии,— пояснял выставленный тут же плакат.— У нее нет глаз, потому что в грязном Рейне и загаженном кислотами Северном море она все равно ничего не увидит!»
Эту демонстрацию устроили защитники окружающей среды, выступившие против химического концерна Байера, безнаказанно сбрасывающего огромное количество ядовитых отходов.
О подготовке яхтсменов
В 1982 г. во время дальнего спортивного плавания нашей яхты «Эскимо» по маршруту Севастополь — Варна — Севастополь нам довелось посетить ряд болгарских портов и яхт-клубов. Общение с болгарскими яхтсменами было очень полезным.
Преподаватель кафедры физвоспитания Софийского института им. В. И. Ленина Атанас Сапиев (он же — капитан крейсерской яхты «Олимп») рассказал нам о системе подготовки яхтсменов в вузах Болгарии. Суть ее состоит в следующем. Поступившему в институт юноше кафедра физвоспитания предлагает на выбор около 30 спортивных специальностей. Он выбирает две или три из них и специализируется по ним в течение всего времени обучения в институте. Специалистами кафедры проводится, в частности, тестирование и проверка физических возможностей студентов, .пожелавших заниматься парусным спортом. Отобранные студенты изучают устройство яхты, навигацию, морскую практику, лоцию, правила парусных соревнований, а также методику проведения теоретических занятий и тренировок; по окончании учебы в институте они получают не только соответствующую яхтенную квалификацию, но и право заниматься тренерской работой. В летний период эти студенты проходят практическую подготовку в институтском яхт-клубе в г. Созопол, где участвуют в спортивных плаваниях вдоль побережья Болгарии.
В 1981 г. трем лучшим студентам-парусникам была предоставлена возможность совершить плавание вокруг Европы на яхте «Олимп».
Видимо, подобная практика подготовки квалифицированных яхтсменов (да и спортсменов по некоторым другим видам спорта) возможна и в некоторых наших высших и средних учебных заведениях.