Спортивный парусный мир сейчас, пожалуй, больше всего занимает вопрос: как пройдут летние встречи, завершающие четырехгодичный цикл подготовки? У кого и в каких классах яхт наибольшие шансы на победу?
Строить прогнозы на эту тему очень соблазнительно, но и не менее опасно. Ведь борьба есть борьба, неизбежны сюрпризы — удачи и поражения. Так что не будем предвосхищать событий, тем более что они, как говорится, не за горами. На мой взгляд, сегодня гораздо важнее поговорить на страницах журнала о принципах, о самой стратегии подготовки нашей парусной сборной к штурму олимпийских вершин, проанализировать четырехлетний период между ними. Новый такой период наступит очень скоро, и мы должны быть готовы к нему заранее, чтобы избежать повторения ошибок.
Прежде чем начать этот разговор, мне хотелось бы вкратце пояснить ту свою точку зрения, ту позицию, с которой определение стратегии в подготовке сборной команды вообще и оценка ее успехов в частности будет, на мой взгляд, единственно правильной. Употреблю известный пример — сравнение с пирамидой: чем шире ее основание, тем выше может быть вершина, а чем прочнее материал, тем стабильнее положение вершины. Если принять весь наш парусный спорт за пирамиду, то основание ее — это детско-юношеские спортивные школы и местные яхт-клубы, а вершина — сборная страны. Из этого я и буду исходить в своих рассуждениях.
Начнем с вершины, с нашей парусной сборной. На международных соревнованиях последних лет она большими успехами не радовала. Кое-кто из наших тренеров склонен был объяснять такое положение обновлением состава команды и принципов ее подготовки, недостаточной опытностью спортсменов. Но вот настал— и уже прошел — предолимпийский год. И снова он оказался неудачным. Из семи олимпийских классов только в двух наши спортсмены показали хорошие результаты. Это экипажи Б. Будникова на «Солинге» и С. Бородинова на «Летучем Голландце», занявшие на чемпионатах Европы и мира 2-е и 3-е места соответственно. Остальные наши спортсмены — даже те, которым мастерства и опыта в больших международных встречах не занимать* зачастую не попадали в первую десятку мест.
Не слишком ли большой натяжкой было бы объяснять все неудачи только стечением обстоятельств, коварством погоды и непонятными ошибками рулевых! Ведь мы обязаны предвидеть любые, самые неблагоприятные обстоятельства, готовить яхтсменов к ним, учить побеждать и в этих условиях.
№до заметить, что недавно образованная молодежная сборная выглядит, на фоне основной сборной, гораздо лучше. Эта команда за то же межолимпийское время сумела не только сформироваться, окрепнуть, занять несколько первых мест в ответственных международных соревнованиях, но и «передать» часть своих спортсменов в основную сборную. Значит, объяснение успехов и причины неудач надо искать не на поверхности, в частных ситуациях, а глубже, в стратегии подготовки яхтсменов.
Вполне закономерно, что после Олимпиады-80, проигрыша соперникам в Таллине, состав и принципы учебно-тренировочного процесса основной сборной подверглись коренному пересмотру. Все последующие годы сборной неизменно уделялось много внимания. В чем-то это, безусловно, дало положительные результаты, но в некоторых и немаловажных аспектах привело к обратному эффекту.
Я имею в виду календарь всесоюзных соревнований прошедших лет. Он составлялся так чтобы сборная страны обязательно участвовала во всех соревнованиях, использовала их как своего рода тренировки. На первый взгляд, такая система должна бы повысить эффективность подготовки сборкой: подогнанный к ее выступлениям календарь давал, казалось бы, возможность спортсменам команды накапливать опыт, чаще проверять себя в острых ситуациях. На деле же получилось иначе.
Всесоюзные соревнования не были ни крупными, ни массовыми, потому что практически одни и те же яхтсмены кочевали с одной регаты на другую. Выступил яхтсмен на соревнованиях хорошо, значит, он уже автоматически попадал на следующие. Происходило нечто подобное бесконечному вращению по кругу, не было появления новых конкурентов в борьбе. Конечно, такое положение не могло не сказаться отрицательно на качестве подготовки сборной.
Оно нанесло серьезный ущерб развитию всего парусного спорта. Ведь нередко выходило так, что соревнования ДСО и республик проводились уже после главных всecoюзных встреч, которые, как уже говорилось, ориентировались на удобное для сборной время. Такая рассогласованность практически закрывала выход победителей республиканских соревнований и соревнований обществ на большую всесоюзную арену. Следовательно, принизилось само значение чемпионатов обществ и республик, нарушился принцип отбора лучших спортсменов «снизу вверх», от первенства в клубе, городе, области к первенству общества, республики, а затем и к главным всесоюзным соревнованиям.
В клубах резко упал интерес яхтсменов к олимпийским классам яхт. Не случайно же многие опытные, подающие надежды спортсмены стали переключаться на всесоюзные соревнования крейсерских яхт, потянулись на Кубок Балтики, Черного моря, Онеги, Поволжскую регату.
Иными словами, попытка использовать календарь соревнований в интересах сборной команды привела лишь к тому, что она лишилась подпитки резервами снизу, оказалась исключенной из острой конкурентной борьбы внутри страны. Ориентация календаря на сборную, возможно, действительно была нужна (во всяком случае, могла быть оправдана) только на один предолимпийский год. В остальные же годы «обратный эффект» был неизбежен, что и произошло в действительности. В будущем, конечно, такая ошибка не повторится. Календарь всесоюзных встреч будет составлен так, чтобы он стал действенным инструментом в активизации работы яхт-клубов и детско-юношеских спортивных школ. Ведь чем сильнее станут клубы, тем сильнее будет и наша парусная сборная!
Устроители международных соревнований, чемпионатов мира и Европы — все в последние годы стремятся проводить гонки там, где можно сделать их наиболее спортивными — в экстремальных условиях. Этому немало способствует и техническая сторона в развитии яхтостроения. Взять тот же «Виндгляйдер». На парусных досках, сделанных из самых современных — более легких и прочных материалов, спортсмены не только развивают более высокие скорости, но и показывают подлинный высший пилотаж. И не был случаен выбор местом соревнований по «Виндгляйдеру» итальянского озера Гарда (возле города Торболи), где всегда дуют свежие ветры. Это в равной мере относится и к гоночным яхтам олимпийских классов. Не случайно же ведущие яхтсмены мира соревнуются в районе Портсмута, в Киле, в Йере, у берегов Австралии, у португальского мыса Рок. Такую тенденцию можно и нужно было не только заметить, но и учитывать при планировании тренировок, подготовки нашей сборной. Разве не обидно, что такие талантливые гонщики в классе «Торнадо», как экс-чемпион мира В. Потапов и победитель Спартакиады народов СССР Г. Кравцов на чемпионате мира в Англии даже не попали в десятку сильнейших! Случайными обстоятельствами, случайными промахами на дистанциях такое объяснить трудно. Дело в другом. У наших спортсменов не было достаточного опыта, не было отработки тактики ведения гонки на таких сильных ветрах, в таких сложных условиях, при которых проводился чемпионат мира. Таких случаев, когда поражения, неудачи на международных соревнованиях объяснялись тем, что «подвела погода», к сожалению, было немало. И погода, действительно, «подводила». Только не на соревнованиях за рубежом, а у себя дома, на тренировках.
Где расположены базы для тренировок нашей парусной сборной! В Сочи, Таллине, Севастополе, — т. е. как раз в тех районах, где сильных ветров почти не бывает. Исключение составляет разве что акватория в Таллинском заливе, но и здесь в прошлом году в основном господствовали штили. Полноценной подготовки сборная не получила.
Но многое ли изменилось бы, если бы метеорологические условия сложились иначе! Думаю, что нет.
И вот почему. Ежегодные тренировки в одних и тех же местах с лишь незначительными отклонениями в силе и направлении ветров создают у спортсменов привычку к «накатанным» трассам, где все приемы уже апробированы, известны. Это лишает спортсменов остроты тактического мышления, сковывает их, порождает неуверенность, когда они попадают в незнакомые и тем более экстремальные условия. Прибавьте к этому малочисленность привычных участников, однообразие их «почерка» на всесоюзных соревнованиях из-за неправильно составленного календаря. Ясно, что подготовка основной парусной сборной проводилась не самым лучшим образом. Поэтому и результаты выступлений на международной арене оказались ниже потенциальных возможностей наших спортсменов.
Можно ли было избежать подобных ошибок! Конечно. Следовало без промедлений оценить обстановку и изменить ее. И путем изменения календаря, и изменением мест тренировок. Условия в нашей стране для этого достаточно широкие. Взять хотя бы мыс Тарханкут в Крыму, районы форта Шевченко или Апшерона на Каспии. Это подлинная парусная «целина». А наш Дальний Восток! Здесь самое большое разнообразие акваторий, пригодных для тренировок яхтсменов в самых различных условиях. Мне могут возразить, что в названных местах нет баз для проведения сборов. Их, действительно, за год не создашь. Но в том-то и беда, что о «маневре» базами и не думали. Привычные и обжитые Сочи, Севастополь, Таллин держали тренерскую мысль в плену. На будущее, составляя планы подготовки молодежной и основной парусной сборных команд, мы, конечно, учтем и этот момент.
Какие же выводы, на мой взгляд, можно и нужно сделать из уроков, преподанных нам этими четырьмя годами?
Главный из них состоит в том, что нельзя в погоне за успехами сборной команды поступаться интересами всего парусного спорта в стране. Выше я уже говорил, что тем самым нарушается основание пирамиды, подпитка «большой» сборной свежими резервами. И действительно, команда в последние годы производит впечатление какого-то закостеневшего, замкнутого коллектива — в ней почти не появляется новых имен. На этом фоне, повторю, молодежная сборная выглядит лучше. Уже сейчас мы имеем из ее числа хороший, крепкий резерв для основной сборной. Однако это нисколько не снимает остроты вопроса массовости парусного спорта, необходимости выявления таким путем новых и новых талантов.
Яхт-клубы должны активизировать работу с олимпийскими классами яхт, должны регулярно проводить на них свои соревнования, выставлять победителей на чемпионаты городов, областей, обществ и республик; только таким путем можно будет стать участниками всесоюзных соревнований. Следовательно, клубы должны прежде всего заняться детско-юношескими спортивными школами. Конечно, в них еще недостает хорошей материальной части, пригодной не только для тренировок, но и для участия в соревнованиях. Однако сдвиги к лучшему уже наметились. Сейчас Таллинская экспериментальная верфь спортсудостроения уже наладила выпуск отличных яхт «Финн» и «470», которое не уступают лучшим зарубежным образцам. Вскоре здесь же будет освоено и производство {по лицензии) отечественных «Солингов». Благодаря усилием работников верфи в прошлом году на Спартакиаде народов СССР в классах «Финн» и «470» мы смогли проводить гонки с жеребьевкой материальной части. Осе швертботы имели равноценные качества, попадали к спортсменам «обезличенно», — это ставило их в равные условия борьбы. Спортивные суда, на которых выступали представители обществ, потом оставались у них. Такого порядка мы будем придерживаться и впредь. Так что обеспечение ДЮСПШ первоклассной материальной части— дело недалекого будущего.
Но шкалы нуждаются не только в судах и парусах. Нужно повсеместно укреплять их базу, шире привлекать молодежь к занятиям парусным спортом. Тут важную роль обязаны сыграть яхтсмены старших поколений. Я уже говорил, что в силу некоторых упущений в календаре среди них определилась тенденция переходить к соревнованиям на крейсерских яхтах. С точки зрения развития парусного спорта вообще ничего предосудительного в этом, разумеется, нет. Плохо, когда сам парусный спорт некоторые товарищи в клубах начинают подразделять на «касты», противопоставляя крейсерские секции секциям олимпийских классов и детско-юношеским школам...
Дело доходит до курьезов. Так, например, совет Горьковского городского яхт-клуба, состоящий в основном из «крейсерщиков», вынес решение убрать с территории клуба детско-юношескую школу, так как она, видите ли, мешает развиваться крейсерской секции. Конечно, подобное требование никогда не будет удовлетворено. В Московском городском яхт-клубе «Труд» почти полностью прекращена работа с олимпийскими классами яхт, ДЮСПШ развалилась, процветает лишь крейсерская секция. Ее члены предпринимают неоднократные попытки «оседлать» администрацию клуба, навязать ей свои интересы в ущерб интересам массового детско-юношеского спорта. Однако сделать это не удастся. Еще раз повторю — нельзя противопоставлять, подчинять цели и задачи одной секции другой. Парусный спорт в основе своей един. Различны лишь классы и назначение яхт, но и на коротких олимпийских дистанциях, и на маршрутах длительных крейсерских гонок все они служат развитию в стране парусного спорта, который не мыслится без притока молодежи.
Число крейсерских яхт в клубах постоянно растет и будет расти. Чтобы исправить упущения в использовании «крейсеров», лучше всего как можно шире поставить их на службу молодежи. Спорткомитет СССР издал инструкцию о порядке эксплуатации крейсерских яхт и организации занятий парусным спортом на них. Такая мера, думается, увеличит среди молодежи число желающих заняться парусом.
Вся политика Спорткомитета СССР в отношении парусного спорта в ближайшие годы будет направлена на всемерное расширение и укрепление местных яхт-клубов и детско-юношеских спортивных школ обществ. Ошибки, о которых говорилось выше, устраняются. Крепкие низовые коллективы, безусловно, сумеют отобрать и выдвинуть новых талантливых спортсменов. Что же касается парусной сборной страны, то она себя еще покажет!